Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:34, дипломная работа

Описание работы

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку;
Задачи:
1.Подбор и обработка методической литературы;
2.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3.Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4.Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5.Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6.Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7.Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Содержание работы

Основные положения выпускной работы 3
Введение 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника 7
Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников 10
Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой 14
Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников 22
ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. 28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. 30
Тезаурус (основные понятия) 42
Литература 44

Файлы: 1 файл

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: в главе III была представлена примерная работа с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.              

Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой деятельности и планирует дальнейшую работу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

 

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения.

В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные требования к нему.

Требования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость  выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые  особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие  дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

Старшие дети способны более  сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями  скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками  т. п.

Таким образом, в старших  группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны  с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с  природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком  природы. Художник пейзажист располагает  большими возможностями отбора, обобщения  и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей  видеть всё это великолепие, расшевелить  чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией  живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения  к окружающему. Глаз, воспитанный  на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

 Эстетически оценивая  явления природы, человек вкладывает  в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие  внешних качеств природы со  своими переживаниями. Поэтому  педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой).  Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н. Курочкина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

 

Детей старшего дошкольного  возраста мы будем продолжать знакомить  с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению  в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно  вглядываться в окружающую природу,  видеть и понимать её красоту,  ощущать гордость за ту землю,  на которой они живут, которую  воспевают в своих произведениях  художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей  потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года, суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному  развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными  образами изобразительного искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над  формированием у детей представлений  о пейзаже как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.). Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический. Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами, с процессом создания произведения, получат представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве.

Информация о работе Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников