Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:34, дипломная работа

Описание работы

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку;
Задачи:
1.Подбор и обработка методической литературы;
2.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3.Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4.Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5.Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6.Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7.Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Содержание работы

Основные положения выпускной работы 3
Введение 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника 7
Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников 10
Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой 14
Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников 22
ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. 28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. 30
Тезаурус (основные понятия) 42
Литература 44

Файлы: 1 файл

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

          

  

 

 

 

 

 

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ     ЧАСТЬ

Глава VI.  Эксперимент №1 и №2. Выводы.

 

Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены практические эксперименты.

Эти эксперименты будут  реализовывать цели, поставленные в  выпускной работе. Реализовав эти  цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

 Для проведения практических исследований (экспериментов) были использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.                                                                                                            

Эксперимент № 1 (констатирующий).

 

Цель. Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.

Задачи:    1. Изучение характера представлений детей о красоте;

                  2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.

Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору). 

В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию  того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

 I.   Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.

Полученные данные эксперимента № 1.

Из 24 детей определили в своих рисунках как  ”красивое”:

1. Труд людей, орудия  труда                                        3 рисунка

2. Семья, семейные отношения                                    4 рисунка

3. Природа, природные  объекты и явления                13 рисунков

4. Герои сказок и  мультфильмов                                  2 рисунка

5. Цветовые пятна и  цветосочетания                           1 рисунок

 

Определили в своих  рисунках как “некрасивое”:

1. Природа, природные  объекты и явления                 1 рисунок            (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”.

Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”.

Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

Таким образом, мальчик  выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

“Солнце отражается в воде” (Ира К.),

“Спелые ягоды” (Алёна Б.),

“Лето” (Паша М.),

“Яблоки на дереве” (Полина С.),

“Красиво” (Данил О.),

“В природе” (Алёна С.),

“Природа” (Вика Т.) и т. д.

II.   Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой  рисунок красивый?» и др.

Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка  для ребёнка заключалась в  цветовом решении(37,2%), многоплановой  композиции(26,8%), детализации(27,0%).

Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).

На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.

Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием.  “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью.  “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку  во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других.  Что подтвердила глава II, в которой подробно описываются средства выразительности и их использование детьми старшего дошкольного возраста.

Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.

Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.

Подтвердили теоретическую  часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.

 

 Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).

 

Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи:    1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;

                   2. Какие используют цвета красок, отражая время года,  климатические условия и своё отношение к природе.

                   3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к ней.

 

Для решения этих задач  было проведено несколько занятий  по рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ  № 280 (Советского района).

Занятие 1. Рисование (акварель).  Тема “Цветущий месяц май”.

В проведении занятия  участвовали  две группы детей  по 7 человек старшего дошкольного  возраста.

Программные задачи.

Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности  природы в последний месяц  весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

 

Материал.

У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации  с разной композицией, на которых  изображён конец весны. У детей  белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых  два-три оттенка зелёного цвета.

Предварительная работа.

1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми растениями (цветами).

2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).

3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков одного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель говорит:

- Кончается весна.  Последний месяц весны называют  цветущим маем. Почему май называют  цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…).

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри  завила…

(С. Есенин)

- Какие деревья расцвели  в садах? (Вишни, яблони.)

Как молоком  облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько  шумят…

(Н. Некрасов)

- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)

Уронило солнце                      У него чудесный

Лучик золотой.                     Золотистый цвет.

Вырос одуванчик -                 Он большого солнца

Первый, молодой.                 Маленький портрет.

                                               (О. Высотская)

 

А какие весенние цветы  распустились на клумбах, в скверах, в парках? (Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить цветущий май?

Если дети забудут  назвать какую-либо краску для изображения  цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они нарисуют, например, кисти сирени и т. п.

- Посмотрите на свои  палитры. Там имеется несколько чашечек с зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.

Рисунки, выполненные  такими красками, должны получится  радостными. Майскую природу можно  нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими  одуванчиками, например как на этой картине (показывает репродукцию или  иллюстрацию с соответствующей композицией). Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май.

Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и  предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости  напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков.

В конце занятия педагог  говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно ли все наши  рисунки назвать ”Цветущим маем”?

Подчёркивает, что про  одно и то же можно нарисовать рисунки  с разным содержанием. Предлагает детям  рассмотреть все рисунки про  весну, отобрать интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.  

Вывод:  изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.

Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью                  выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.

В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым  детям с помощью цвета удалось  передать холодный день весны. Для этого  они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для  листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.

Информация о работе Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников