Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:34, дипломная работа
Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку;
Задачи:
1.Подбор и обработка методической литературы;
2.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3.Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4.Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5.Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6.Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7.Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.
Основные положения выпускной работы 3
Введение 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника 7
Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников 10
Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой 14
Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников 22
ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. 28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. 30
Тезаурус (основные понятия) 42
Литература 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.
Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены практические эксперименты.
Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для проведения практических исследований
(экспериментов) были использованы дети
старших групп ДОУ№ 159, № 280.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель. Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).
В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:
1. Труд людей, орудия
труда
2. Семья, семейные отношения
3. Природа, природные
объекты и явления
4. Герои сказок и мультфильмов 2 рисунка
5. Цветовые пятна и
цветосочетания
Определили в своих рисунках как “некрасивое”:
1. Природа, природные
объекты и явления
Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”.
Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.
Таким образом, мальчик
выразил своё отношение к плохой
погоде, дождливой осени в рисунке,
изобразив явление чёрными
И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.
Названия детских рисунков о природе были разнообразными:
“Солнце отражается в воде” (Ира К.),
“Спелые ягоды” (Алёна Б.),
“Лето” (Паша М.),
“Яблоки на дереве” (Полина С.),
“Красиво” (Данил О.),
“В природе” (Алёна С.),
“Природа” (Вика Т.) и т. д.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%).
Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).
На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.
Следовательно, эстетическое
отношение детей к своему рисунку
во многом определяется использованием
различных средств
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.
Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.
Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель. Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи: 1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети (старших групп) ДОУ № 280 (Советского района).
Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.
Программные задачи.
Учить передавать в сюжетном
рисунке характерные
Материал.
У воспитателя три-четыре
репродукции или крупные
Предварительная работа.
1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми растениями (цветами).
2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).
3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков одного цвета.
Ход занятия.
Воспитатель говорит:
- Кончается весна.
Последний месяц весны
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила…
(С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…
(Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)
Уронило солнце У него чудесный
Лучик золотой. Золотистый цвет.
Вырос одуванчик - Он большого солнца
Первый, молодой. Маленький портрет.
А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках? (Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.
Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными. Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине (показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией). Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май.
Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков.
В конце занятия педагог говорит:
- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.
Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:
- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?
Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.
Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё
отношение к природе с помощью
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.
Информация о работе Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников