Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с О

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект: развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет: развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза: развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
учитывать уровень речевого развития учащихся;
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития монологической речи учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня……………………………………………..7
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе………………………………………………………………………..7
Формирование связной монологической речи в онтогенезе…………………...11
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня………………………………………. ……………..16
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………………………………………………………………….22
2.1 Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня………………………22
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. ……………………………………………………………………...26
2.3 Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………….34
Заключение……………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 736.78 Кб (Скачать файл)

Рассказ – описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности  при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением  отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание  детям с ОНР дается с большим  трудом. Дети испытывают серьезные  затруднения в определении замысла  рассказа, в изложении последовательного  развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется  пересказом знакомого текста. Экспрессивная  речь детей может служить средством  общения, если со стороны взрослых оказывается  помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые  ситуации не сопровождают рассказом. Все  это тормозит процесс развития связной  речи и требует целенаправленной коррекционно – педагогической работы.

Описательная речь является одним из базовых компонентов  в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается  наиболее несформированным       (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.) [5, 31, 2]. Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Успешность обучения детей  в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной  повествовательной  речью. Адекватное восприятие и воспроизведение  текстовых  учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные  действия требуют достаточного уровня развития связной  повествовательной  речи.

Критериями развития связной  повествовательной речи у детей  младшего школьного возраста является: связность, последовательность, логичность. Показатель связности речи – использование звуковых средств связи; показатель последовательности – соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; логичность – соответствие текста теме картинок, правильная композиционная  структура, соответствующая законом построения правильного суждения.

У детей с общим недоразвитием  речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи. Развивать необходимые навыки помогает составление рассказов по сериям сюжетных картинок. Задачей ребёнка является осмысление фрагментов события и объединения их в целую историю. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, ребёнок учится логически организовать своё повествование и согласовывать его с изображённым на картинках.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформулированных в трудах О.С. Ушаковой [29]. Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующие его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Полноценное овладение детьми навыками связной  повествовательной  речи возможно только в условиях целенаправленного  обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной  повествовательной речью относится  формирование специальных моментов, потребности в употреблении связных  высказываний, сформированность различных  видов контроля и самоконтроля, усвоения соответствующих синтаксических средств  построения развёрнутого сообщения.

             Формирование навыков построения  связных развёрнутых высказываний  требует применения всех речевых  и познавательных возможностей  детей, одновременно способствуя  их совершенствованию.

Работа выстраивается на основных методах и приёмах, сформулированных    В.П. Глуховым, О.С. Ушаковой, помогающих реализовать возможность использования серии сюжетных картинок по развитию связной  повествовательной речи детей [5, 29].

Формирование связной  повествовательной речи у детей, имеющих нарушения речевой деятельности, вызывает трудности в работе педагогов  – практиков. Именно поэтому обучение детей лексически богатой, чёткой и правильно грамматически сформированной связной речью – одна из основных задач в системе логопедических занятий. Формирование связной  повествовательной речи детей ведётся автором на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на занятиях по развитию речи.

Систематическая работа по формированию у детей с общим  недоразвитием речи повествовательной  речи позволит сформировать у детей  навыки выявления временной и  логической последовательности событий, изображенный на картинках серии  и умение составлять на этой основе устный рассказ. Это, в свою очередь, создаст условия для успешной адаптации детей в школе.

2.2 Исследование  уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. Анализ полученных результатов

Исследование проводилось  в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием (Приложение 1).

На основании анализа  психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно – повествовательной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших  школьников с ОНР нами была взята  методика Фотековой Т.А., пособие                И.Н. Садовниковой.

Методика 1. Составление  рассказа по серии сюжетных картинок «Как Бобик нашел друзей». (приложение 2)

Инструкция: посмотри на эти  картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась  по трём критериям:

1) Критерий смысловой  целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико –  грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное

3) Критерий самостоятельности  выполнения задания: 

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В методике используется короткий рассказ «Горошины» из пособия            И.Н. Садовниковой (Приложение 3).

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой  целостности:

5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2) Критерий лексико – грамматического оформления:

5 баллов пересказ составлен  без нарушений лексических и  грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности  выполнения:

5 баллов самостоятельный  пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1 – 2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по  вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

В каждом из двух заданий  суммировались баллы по всем трем критериям. Для получения общей  оценки за всю серию баллы за рассказ  и пересказ складывались и представлялись в процентном выражении.

 

 

 

 

  Анализ результатов исследования 

После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих  о состоянии связной монологической речи у этих детей:

  • высокий – воспроизведены все смысловые звенья, лексические и грамматические нормы не нарушены, максимальная самостоятельность ученика;
  • средний – смысловые звенья воспроизведены с минимальными сокращениями, наблюдается стереотипность оформления высказываний, близкие словесные замены, однократная помощь учителя или повторное прочтение текста;
  • низкий – неполный рассказ, аграмматизмы, многократная помощь, отказ от выполнения задания.

 

Таблица 1. Анализ полученных результатов.

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ текста

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Пересказ текста

Уровни

Количество детей 

Количество детей

Количество детей 

Количество детей 

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

2

50

3

50

8

80

8

80

Средний

5

30

4

30

2

20

2

20

Низкий

3

20

3

20

-

-

-

-


 

Проводимое нами исследование включало в себя два этапа. На I этапе мы проводили диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети с ОНР III уровня.

После обработки полученных данных в соответствии с предложенными  критериями мы получили результаты, которые отражены в диаграмме 1.

  

Диаграмма 1.Состояние связной речи детей в экспериментальной группе.

Анализ полученных данных показал, что при составлении  рассказа по сюжетным картинкам 2 ребенка находятся на высоком уровне успешности (20% от общего числа детей), на среднем уровне – 5 детей и на низком уровне 3 ребенка, что составляет соответственно 50% и 30%.

При пересказе текста на высоком уровне находятся 3 ребенка. На среднем уровне 4 ребенка (40 %), на низком – 3 ребенка, что соответствует 30%.

Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что  при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось  незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно – следственных связей. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с О