Обучение монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:36, доклад

Описание работы

Монологическая речь (МР) – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. МР характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая. В качестве её продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение в форме отзыва, характеристики. Разграничение диалогической и монологической речи условно. МР также предусматривает, как правило, включение в диалогическую речь, точнее в общение, которое, как уже отмечалось, по природе своей диалогично.

Содержание работы

1. Особенности монологической речи как формы речевого общения. Задачи обучения монологу в СОШ.
2. Этапы обучения монологу.
3. Система упражнений для обучения монологическому высказыванию.
4. Контроль умений монологической речи.

Файлы: 1 файл

10. ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

                    ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

 

План:

 

1. Особенности монологической речи  как формы речевого общения.  Задачи обучения монологу в  СОШ.

2. Этапы обучения монологу.

3. Система упражнений для обучения монологическому высказыванию.

4. Контроль умений монологической речи.

 

 

1. Особенности  монологической речи как формы  речевого общения. Задачи обучения монологу в СОШ

 

Монологическая речь (МР) – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. МР характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая. В качестве её продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение в форме отзыва, характеристики. Разграничение диалогической и монологической речи условно. МР также предусматривает, как правило, включение в диалогическую речь, точнее в общение, которое, как уже отмечалось, по природе своей диалогично.

Монолог представляет собой  относительно развёрнутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная  для диалога.  Это активный и  произвольный вид речи, для осуществления  которого говорящий должен иметь какое-то содержание и на его основе уметь построить высказывание или последовательность высказываний. Это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование  не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения. При этом объём и характер информации, а также выбор языковых средств определяются самим говорящим. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

Устная монологическая речь имеет  специфическую структуру, которая характеризуется:

  – более точным отражением нормы языка;

  – целенаправленностью сообщения;

– законченностью;

– непрерывностью и развёрнутостью;

– отсутствием полемичности и дискуссионности;

– меньшей аффективностью по сравнению с диалогом.

Монологическое высказывание  объёмом свыше двух фраз, т. е. от сверхфразового единства до целого текста, обладает особыми структурными характеристиками. Ими являются:

1) непрерывный характер высказывания, для чего важна определённая психологическая настроенность говорящего. Учитель должен помнить это и не разрушать эту настроенность;

2) логичность и связность высказывания, которые заключаются в том, что в сверхфразовом единстве, как правило, фразы связаны как содержательно, так и структурно;

3) смысловая законченность высказывания, что связано с его коммуникативной направленностью, с речевой задачей говорящего.

Любое монологическое высказывание характеризуется специфическими качествами. Это:

Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определённая цель – решить определённую речевую задачу.

Логичность. Под нею понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т.е. рядом мыслей и фактов, связанных за счёт смысла и содержания.

Структурность или связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними  (по отношению к логике) специальными средствами языка. Особенно важны для обучения монологической речи связи в сверхфразовом единстве объёмом до 5-7 фраз.

Относительная завершённость в содержательном, тематическом плане.

Продуктивность. Любое высказывание сверхфразового единства всегда ново, всегда новая комбинация речевых единиц, т.е. продукция, а не репродукция заученного.

Непрерывность, т.е. отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность высказывания.

Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор – вербальных, схематических, иллюстративных.

Выразительность – наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов.

Монологическое высказывание –  это особое и сложное умение, которое  необходимо специально формировать. Усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, а также на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.

Следовательно, задачами обучения монологической речи являются:

– научить высказываться обращенно к конкретному лицу, в конкретных условиях общения;

– научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

– научить высказываться логично и связно;

– научить высказываться с достаточной скоростью, обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз между фразами, что может нарушить взаимопонимание.

 

 

2. Этапы обучения  монологу

 

Формирование монологической речи подготовлено всем ходом обучения диалогической речи на первом уровне. Однако работа над связной речью  становится целенаправленной только на сверхфразовом уровне.

Сразу же после овладения двумя первыми структурно-функциональными типами предложения – исходными речевыми образцами (РО), обозначающими название предмета и указание на качество (например:  This is a tree. The tree is green.), ученики начинают учиться строить самое элементарное связное описание предмета. По мере накопления исходных речевых образцов, построенных по разным структурно-функциональным моделям предложения, осуществляется как бы «нанизывание» (сочетание, комбинирование) этих речевых образцов (по вертикали) на основе определённой логико-смысловой схемы: называние предмета – указание на его качество – на его действие – на характер действия – на место действия.

Учащиеся овладевают на этой основе элементарным связным монологическим высказыванием. В качестве речевого продукта выступают две речевые формы или, в другой терминологии, два коммуникативных типа речи: описание и сообщение. Овладение другими коммуникативными типами микромонолога – рассказом, пересказом, рассуждением происходит на более продвинутом этапе. На третьем уровне формирования монологической речи – уровне развёрнутого текста – монологическое высказывание приобретает менее регламентированный характер и может включать в себя различные сочетания коммуникативных типов речи. Например, сообщение + описание, или описание + элементы рассуждения, или рассказ + описание, сообщение + рассуждение. Подобное комбинирование микромонологов должно быть объектом целенаправленного формирования на продвинутой стадии обучения.

По аналогии с диалогической речью можно выделить ещё один уровень формирования монологической речи: свободное монологическое высказывание, имея в виду их постоянные взаимопереходы: диалогическая речь может включать в себя монологические высказывания и монологическая речь может прерываться двусторонними репликами партнёров. Представим с помощью таблицы уровневое формирование диалогической и монологической речи в их соотнесённости друг с другом.

 

Таблица № 1 – Уровни формирования диалогической и монологической речи

Диалогическая речь

Монологическая речь

 1 уровень – Диалогическое единство

1 уровень – Речевой образец

2 уровень – Микродиалоги: односторонний диалог-расспрос, двусторонний диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление, ритуализованный микродиалог в ситуации «Знакомство» и др.

2 уровень – Микромонологи: сообщение, описание, рассказ, пересказ, рассуждение (обоснование, характеристика, отзыв)

3 уровень – Развёрнутые диалоги: расспрос + обмен мнениями, волеизъявление + расспрос, обмен мнениями+расспрос, ритуализованный диалог

3 уровень – Развёрнутое монологическое высказывание: описание + сообщение, рассказ + описание, описание + рассуждение

4 уровень – Свободная диалогическая речь: обсуждение, дискуссия, свободная беседа

4 уровень – Свободное монологическое высказывание


 

Учащиеся подводятся к порождению этих «речевых продуктов» с помощью  следующей системы упражнений:

1) серия лексических и грамматических упражнений, формирующих материально-операционную основу говорения, которые относятся к доречевому уровню и составляют неспециальный этап обучения монологу;

2) два типа собственно речевых упражнений: РУ1 – выполняющихся с использованием  различных опор (подготовленная речь), и РУ2 – выполняются без опор (неподготовленная речь).

Причём работа над диалогической  речью предшествует работе над монологической речью и превалирует над ней.

 

 

 

 

 

3. Система упражнений для обучения монологическому высказыванию

 

Любое речевое умение имеет  в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных (подготовительных) и речевых (коммуникативных) упражнений.

Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.

Подсистема подготовительных / тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его выполнения.

Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим  образом:

        – имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);

– видоизменение предложений (подстановка, расширение или сокращение предложений) ;

– синонимические и антонимические замены;

          – комбинирование и группировка слов, предложений, речевых формул;

– конструирование и образование по аналогии;

– составление ассоциограмм;

– вопросно-ответные упражнения.

На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают широко пользоваться аналогией; определять по самым различным признакам искомое; выбирать правильное решение из двух противопоставленных; восстанавливать в предложении / тексте пропущенные слова, опираясь на контекст; ориентироваться в структуре предложений; переносить найденное решение в новые ситуации.

Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:

– ответить на вопрос, употребив образцы;

– заменить в предложении выделенные слова синонимами или антонимами;

– назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые / этикетные формулы;

– подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: «У врача», «Пишу письмо другу»;

– преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;

– расширить / сократить указанные предложения;

– описать предмет / явление двумя-тремя фразами;

– объяснить указанные слова на иностранном языке;

  • – восстановить в предложении / тексте пропущенные слова, опираясь на контекст; 

– составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;

– сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;

– провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).

Для развития умений монологического  высказывания используются речевые  упражнения, отличительными признаками которых являются:

     РУ всегда обеспечивает наличие речевой стратегии и тактики говорящего. Стратегическая направленность проявляется в том, что у говорящего есть определённая «сверхзадача», та линия, которую он проводит в общении. Каждая составляющая его фраза будет выполнять какие-то тактические задачи. Например:

Упр. 1. «Я знаю, что ты много читаешь. Какое из последних произведений английских авторов ты мне посоветуешь прочитать?»

Стратегическая задача – посоветовать – задаётся собеседником, однако это  не навязывание её: просьба делает задачу естественной. Но, советуя, говорящий и предлагает, и хвалит и т. п.

Упр. 2. Учитель приходит на урок, зная, что накануне прошли спортивные соревнования, а ученик Н. неудачно выступил. «Я знаю, что Н. надеялся на успех. Но стоит ли так огорчаться? Как вы думаете, ребята?»

Здесь уже возможен выбор стратегической задачи. Если ученики знают, что их одноклассник проиграл, потому что  не выполнил советов тренера или  мало тренировался, то они, естественно  будут его критиковать; если же проигрыш его случаен, они будут утешать товарища.

          Благодаря стратегии и тактике  говорящего развивается целенаправленность.

     РУ всегда актуализирует взаимоотношения участников общения. Человек как индивидуальность всегда находится в определённых взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому один человек может обратиться к другому только тогда, когда их связывают определённые отношения. Это необходимо учитывать при организации РУ. В первую очередь, учитываются такие свойства индивидуальности учащегося, как контекст деятельности и личный опыт.

  Упр. 1. «На следующей неделе в школе проводится Декада иностранных языков. Давайте подумаем, какое участие в этом может принять наш класс. Ваши предложения».

Информация о работе Обучение монологической речи