Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1.Проанализировать урок как целостную систему;
2.Рассмотреть структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
Объектом исследования является современный урок в начальной школе.
Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки уроков в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах.
1.2 Особенности структурирования в начальной школе.
Глава 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1 Диагностика качества знаний.
2.2 Формирование знаний, умений, навыков.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Создание методического  проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого  определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем  установления средства - что поможет  учителю в достижении цели, и далее  определения способа - как учитель  будет действовать, чтобы цель урока  была достигнута.

Усвоение логически завершенной  части содержания курса осуществляется в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на их обучение, воспитание и развитие.

Урок требует постоянного  совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку  с учетом новых достижений в области  педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень  преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

Урок как основная форма  органично дополняется другими  формами организации педагогического  процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой  и клубной работы.

Современная педагогика относит  к уроку, как основной форме организации  учебно-воспитательного процесса в  школе, следующее:

- требования, предъявляемые  к современному уроку, его содержательные  взаимосвязи с предшествующими  уроками, место каждого урока  в теме, разделе, курсе;

- образовательно-воспитательные  и развивающие цели каждого  урока и системы уроков;

- дидактическое оборудование  урока;

- планирование системы  уроков по теме, разделу курса,  проблемам, отражающим этапы развития  определенной системы или процесса  общественной жизни;

- типы уроков, нестандартные  уроки, различные точки зрения  на типологию уроков в методической  литературе, а также факторы, обуславливающие  целесообразность выбора типа  урока;

- подготовка учителя к  уроку, тематическое планирование, план-конспект;

- организация познавательной  деятельности учащихся на уроках  различных типов, особенности  уроков в младших классах;

В вышеизложенном отражены принципиальные вопросы, относящиеся к разделу  об уроке, хотя возможны и варианты.

 Все вышеперечисленное  выше позволяет сделать вывод  об актуальности проблем современного  урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не  является застывшей категорией  педагогики.

1.2 Особенности структурирования  в начальной школе

Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока  следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи  между собой.

Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока  являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с  содержанием данного урока; переход  к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные  элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки  с преобладанием того или иного  звена процесса обучения или где  опускаются те из них, которые не обязательно  вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения.

В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление  знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке  в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение.

Различная комбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на уроке зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся, а  также особенностей данного класса как коллектива. Например, введение значительного теоретического материала  в содержание образования начальных  классов привело к изменению  соотношения во времени объяснения учителя и самостоятельных занятий  учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения в построении урока.

Структура урока меняется также в зависимости от характера  основной его цели, определяющей соотношение  различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения учащихся), место и значение того или иного  вида деятельности и их сочетание.

Решающее влияние оказывают  на построение урока возрастные особенности  учащихся, уровень их подготовки к  самостоятельным занятиям. На первых порах обучения, когда учащиеся не научились еще длительное время  концентрировать свое внимание на том  или ином виде деятельности, учителю  приходится чаще менять виды занятий. С возрастом учащихся, с накоплением  учебных умений и навыков меняется соотношение работы под руководством учителя и самостоятельных занятий  учащихся на уроке. Учителю приходится считаться с особенностями класса как коллектива, его организованностью.

В настоящее время в  ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам  М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.

Авторы различных пособий  предлагают положить в основу классификации  урока учебную цель, метод его  проведения или составные звенья процесса обучения. В зависимости  от этого предлагаются различные  типы уроков.

Общепринятой является классификация  по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока  в системе уроков. В связи с  этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение  нового материала сочетается с упражнением  и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала  и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило  и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля понимания изучаемого и затем — упражнения.

Возможно проведение урока, целью которого является закрепление  знаний, формирование умений и навыков. Он включает в себя сообщение цели предстоящей работы, воспроизведение  теоретического материала, инструктаж о порядке выполнения заданий, проверку выполнения работы (частичную или  сплошную), задание на дом. Основной вид работы — упражнения проводят в устной и письменной форме.

Некоторое применение в начальных  классах находят обобщающие уроки. Они проводятся как итог изучения наиболее значительных тем, по которым  можно привести знания в систему, углубить основные понятия, подчеркнуть  ведущие идеи предмета и подготовить  учащихся к следующей теме. Такие  уроки могут строиться по-разному. Обязательными элементами их является вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений учащихся, чтения или беседы учителя с учащимися.

Широкое распространение  в начальной школе находят  уроки-экскурсии, предметные уроки  и контрольные.

Исходя из общей теории обучения и учитывая передовой опыт работы школы, советская дидактика  формулирует ряд требований к  уроку.

1. Урок необходимо рассматривать  как единицу, звено хорошо продуманной  системы работы учителя. На  уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Многоплановые задачи урока  могут быть решены, если тщательно  продумана структура урока, степень  трудности материала для учащихся, проанализирован характер нового материала, его подача в учебнике.

2. Каждый урок должен  иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения  основных задач урока. Формулировка  цели и задач урока должна  быть лаконичной и точно определять  все виды деятельности учителя  и учащихся на каждом этапе  урока.

3. Хороший урок отличает  плановость, четкость построения. Это  означает прежде всего логически последовательное расположение учебного материала, определение последовательности действий всех учащихся или отдельных групп на каждом этапе урока, четкое планирование учителем практической деятельности детей.

4. Качество урока во  многом зависит от организации  учащихся и мобилизации их  внутренних сил на овладение  материалом урока. Это достигается  путем доведения цели и плана  урока до сознания школьников. Такая организация урока делает  работу учащихся целеустремленной, приучает их к планированию своих действий в любой работе, формирует чувство ответственности за ход и результаты урока у каждого ученика.

5. Каждый урок должен  быть для школьников шагом  вперед, рождая у них ощущение  нужности, необходимости хорошо  знать материал урока, в должной  мере овладеть рекомендуемыми  способами решения задач, выполнения  тех или иных видов деятельности. Возникновение ощущения постоянного  движения вперед стимулирует  учебную деятельность учащихся.

6. Современный урок должен  строиться в соответствии с  достижениями науки п требованиями программы. Необходимо, чтобы содержание урока соответствовало содержанию той науки, предмет которой преподает учитель, а его организация — прогрессивным направлениям развития психологии, педагогики, методики преподавания предмета.

7. Уроки должны убеждать  учащихся в ограниченности знаний  отдельного человека, в ограниченности  информации, которую дает учитель  на уроке, и давать пищу для  самостоятельных раздумий, постоянной  работы ума.

8. Каждый урок должен  быть направлен на формирование  у учащихся уммения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительных источниках; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта плана, с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые знания; создавать на основе знаний, навыков, умений новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

9. Урок должен быть воспитывающим.  Это достигается за счет отбора  содержания материала, за счет  продуманности всей организации  урока. Важно использовать урок  не просто для передачи знаний, а для организации труда учащихся, труда мысли, труда разума, души, физического труда.

Воспитывать на уроке, справедливо  отмечал В. А. Сухомлинский,— значит возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в  свои силы, возможности, способности, воспитывать  чувство гордости, чувство человеческого  достоинства.

10. Так как время урока  строго ограничено, оно должно  быть экономно использовано. Это  обеспечивается подготовленностью  самого учителя и учащихся; наличием  дисциплины и психологической  готовности детей; оборудованием  урока — техническими и другими  средствами, доведением до конца  замысла урока.

11. Завершенность, законченность  урока — одно из требований  к хорошему уроку. Подводя его  итоги, лучшие учителя отмечают: достигнуты ли цели урока, решены  ли поставленные задачи, доволен  ли учитель работой всего класса  и отдельных учащихся; на что  должно быть обращено внимание  при работе дома, сообщают и  мотивируют оценки.

Среди наших дидактов и зарубежных наиболее полно разработанной считается классификация уроков, авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов.

Данные авторы в зависимости  от цели и места в дидактической  системе выделяют уроки: комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащие закреплению  знаний; предназначенные для обобщения  и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения устных, письменных или практических заданий.

 В развернутом виде  данная классификация большинством  методистов представлена следующим  образом:

1. Комбинированные, или  смешанные, уроки.

2. Уроки по ознакомлению  учащихся с новым материалом:

а) ознакомление с фактами  и конкретными явлениями;

б) осмысливание и усвоение обобщений;

в) уроки, на которых представлены факты и выводы.

3. Уроки закрепления знаний:

а) повторение в начале работы после длительного перерыва;

б) текущего повторения.

4. Уроки по обобщению  и систематизации изученного.

5. Уроки по выработке  и закреплению умений и навыков.

6. Уроки проверки знаний:

а) устной проверки знаний;

б) письменной проверки;

в) с проверочными заданиями  и практического характера;

г) разбора проверочных  работ.

В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент ряд теоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

Информация о работе Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе