Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1.Проанализировать урок как целостную систему;
2.Рассмотреть структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
Объектом исследования является современный урок в начальной школе.
Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки уроков в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах.
1.2 Особенности структурирования в начальной школе.
Глава 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1 Диагностика качества знаний.
2.2 Формирование знаний, умений, навыков.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

1) уроки изучения нового  материала;

2) уроки совершенствования  знаний, умений и навыков (уроки  формирования умений и навыков,  целевого применения усвоенного);

3) уроки обобщения и  систематизации;

4) комбинированные уроки;

5) уроки контроля и коррекции  знаний, умений и навыков [1, С. 34].

Следует иметь в виду, что  перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции  одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница  заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а  остальные функции других типов  урока носят вспомогательный  характер. Поэтому классификация  уроков продолжает оставаться одной  из актуальных проблем дидактики.

Типы уроков.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Н. К. Крупская метко назвала  экскурсию чтением книги жизни. Экскурсия — это своего рода урок, но перенесенный в соответствии с  определенной учебной целью на предприятие, в колхоз, музей. Как и всякий урок, экскурсия требует хотя и своеобразной, но совершенно определенной организации  работы учителя и учащихся. Она  тщательно планируется учителем. Во время экскурсии наряду с наблюдениями используются разнообразные методы учебной работы: рассказ, беседа, демонстрации и др. Современная советская школа  широко использует экскурсии в учебном  процессе. По некоторым предметам (биологии, физике и др.) экскурсии являются обязательными, их проведение предусмотрено  учебными программами.

Учебные экскурсии различаются  по учебному материалу (географические, исторические, литературные), по месту  их проведения (в природу, на производство, в музей), а также по основной дидактической  цели и месту, которое занимает экскурсия  в изучении темы. В зависимости  от этих условии различают вводные  и предварительные, экскурсии, с  них начинается изучение темы или  раздела, текущие, или сопровождающие и, наконец, итоговые, или заключительные, экскурсии.

В последнее время широкое  распространение получают комплексные  экскурсии; они позволяют обогащать  изучение различных предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к  изучению явлений с различных  сторон и воспринимать явления целостно. Комплексные экскурсии экономят учебное время школьников. В начальных  классах комплексные экскурсии  должны занимать все большее место.

В начальных классах дети должны научиться наблюдать изменения  в явлениях природы, уметь применять  на практике знания, полученные на уроках русского языка, математики, природоведения. Поэтому с первых дней обучения детей  экскурсии занимают важное место  в общей системе работы учителя.

Подготовка и проведение экскурсии включает в себя выбор  нужного объекта, подготовку учителя  к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта, разработку форм подведения итогов экскурсии.

Прежде чем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, подбирает  экскурсовода.

Проведение экскурсии  начинается со знакомства учащихся с  расположением предприятия. Их можно  провести по территории, осмотреть  с ними объекты экскурсии, посетить клуб или красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется  на тех объектах, которые необходимы в связи с изучением данной темы.

Подведение итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут сочинения  об экскурсии, выпускают специальную  стенную газету, оформляют стенд. На основе экскурсии можно провести разнообразную внеклассную работу. Экскурсия — важное звено в  учебном процессе, поэтому учитель  заранее определяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя  и учащихся на экскурсии. Учитель  остается организатором и руководителем  познавательной деятельности детей  на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания  речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги. Для успеха обучения будет  лучше, если экскурсию на производство проведет сам учитель. Большая затрата  труда на подготовку экскурсии окупается  ее результатами.

ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ И  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Для более углубленного изучения отдельных вопросов программы в  начальной школе практикуются предметные уроки. Они вызывают у детей интерес  к изучаемому материалу, обогащают  их верными и точными представлениями, развивают мышление младших школьников.

Предметные уроки по своему характеру могут быть самыми различными. Некоторые из них непосредственным образом связаны с изучаемым  теоретическим материалом программы, другие — с проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметные уроки, связанные с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основе собранного материала.

Например, осенью во II классе проводят урок на тему «Декоративные  цветущие растения», зимой — «Зимующие  зеленые растения», «Комнатные растения», «Раннецветущие растения» и др.

Урок по теме «Раннецветущие растения»

В начале урока учитель  обращает внимание детей на то, что  некоторые растения уже зацвели  и в ходе беседы с учащимися  перечисляет раннецветущие растения. Учитель просит детей показать цветущие веточки деревьев, стоящие на партах, спрашивает их названия. Он обращает внимание детей на подземные части растений, объясняет им, что в этих частях за лето откладывается много питательных  веществ, которые обеспечивают растениям  условия для раннего цветения. В конце урока материал обобщается, делаются необходимые выводы, проводится закрепление.

Предметные уроки требуют  от учителя тщательной подготовки. Приходится прежде всего самому изучать материал, собирать факты, цифры, примеры, находить необходимые наглядные пособия. Собранный материал подвергается методической обработке.

При этом особое внимание уделяется  правильной дозировке материала, с  тем чтобы он мог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися проводятся по общеобразовательным предметам и трудовому обучению.

Считаются вполне оправдавшими себя следующие формы их проведения:

1. Фронтальные занятия  с классом в целом или с  половиной класса.

2. Занятия в составе  бригады или звена, которые  создаются для выполнения какого-то  одного задания, и каждый учащийся  получает определенную часть  общего задания.

3. Труд в ученических  производственных бригадах. Учащиеся  начальных классов могут быть  подшефными этих бригад и выполнять  их отдельные поручения.

4. Индивидуальное обучение  учащихся под руководством взрослых.

Чаще всего практические занятия в начальной школе  проводятся с использованием фронтальной  формы организации учащихся. В  этом случае они сохраняют многие черты, присущие уроку. Так же как  и на обычном уроке, перед детьми ставится определенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а  затем учащиеся приступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит  в том, чтобы помочь всем детям  включиться в работу, показать более  рациональные приемы труда, по окончании  работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися.

Бригадная и звеньевая  формы применимы также в общественно  полезном труде, во внеурочное время  или в период летних каникул.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА

Признавая урок в качестве основной формы обучения, советская  дидактика в тесном контакте с  передовыми учителями постоянно  ищет пути его дальнейшего совершенствования.

Многое делается для того, чтобы с первых минут урока  овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью учитель сразу  включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные  работы, устный счет и таким образом  привлекает всех детей к активной работе на уроке.

Определенное значение для  поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его  на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.

Важным средством повышения  эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует  деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.

Особенно важно соблюдение этого требования в начальной  школе. Младшие школьники усваивают  знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные  виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено  целью урока, не является ее выражением.

Элементы игры в учебных  занятиях с младшими школьниками. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности) младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи н труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В начальном обучении широко распространены дидактические, или  обучающие, игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

В различных видах учебной  деятельности используется широкий  арсенал разнообразных игр. На уроках русского языка с успехом используются игры-загадки, игры-драматизации, орфографические  игры. Игра может способствовать созданию у ученика I класса более полных представлений  о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. На уроках чтения и  природоведения могут с успехом  использовать игры-путешествия, игры в  следопытов.

Прекрасные образцы использования  игры в учебном процессе даны в  книге В. А. Сухомлинского. Школьники  под руководством своего наставника знакомились с окружающей природой, жизнью людей труда, изучали нашу Родину, жизнь и труд народов зарубежных стран, их борьбу против эксплуатации, национального неравенства, расизма  и других форм угнетения. И делали это в форме разнообразных  игр, путешествий и др. Игровые  элементы сочетались с серьезными занятиями: сбором материала учащимися по различным  вопросам, его анализом, обобщением, формированием выводов. Здесь не было подмены учения игрой, против чего предостерегала научная дидактика  во все времена.

Средства осознания учениками  красоты и привлекательности  учения. И. П. Павлов утверждал, что всех людей можно подразделить на два  типа — художников и мыслителей. Лишь в самое последнее время  стало известно, что в основе этого  деления лежит особенность деятельности больших полушарий головного  мозга, их функциональная специализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, а правое — конкретного, образного. Эти особенности достаточно устойчивы, они особенно ярко проявляются в детском и юношеском возрасте, определяя отношение школьников к различным воздействиям на них извне.

Игнорировать эти особенности  или преуменьшать их значение —  значит ослабить степень воздействия  учебного процесса на учащихся.

Приходится, однако, отмечать, что современная дидактика концентрирует  свое внимание на вскрытии механизма  процесса обучения, характера деятельности обучающих и учащихся и значительно  меньше занимается изучением средств, вызывающих эмоциональное отношение  школьников к учебному процессу. В  какой-то степени и этот недостаток восполняется работами учителей-практиков. Им-то приходится считаться с этой особенностью своих питомцев. Учителя  используют различные приемы для  активизации чувств учащихся.

В. А. Сухомлинский озаглавил  один из своих очерков книги «Сердце  отдаю детям» такими словами: «Дайте ребенку радость умственного  труда, радость успеха в учении». В этом очерке он называет желание  ребенка учиться хорошо огоньком, который озаряет весь смысл детской  жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу —  резким словом или равнодушием. Живительным  воздухом для слабенького огонька  жажды знаний является только успех  ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той  мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. Этот призыв педагога-гуманиста, нашего современника, обращен не только к  работающим учителям, но и к молодой  смене, он призывает не оставлять  ни одного ребенка в беде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать  радость успехов в учении.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Домашняя учебная работа учащихся тесно связана с их работой  на уроке. Успех ее зависит от того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чем  выше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся.

Домашние задания можно  подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и  учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).

Важным вопросом организации  домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время  на выполнение домашних заданий.

С учетом гигиенических и  педагогических требований к организации  умственных занятий учащихся в Уставе средней общеобразовательной школы  определено, что домашние задания  даются учащимся с учетом возможности  их выполнения:

I класс — до 1 часа;

II класс — до 1,5 часов;

III и IV классы — до 2 часов;

Учителю важно знать некоторые  дидактические правила определения  содержания домашних заданий.

Информация о работе Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе