Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1.Проанализировать урок как целостную систему;
2.Рассмотреть структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
Объектом исследования является современный урок в начальной школе.
Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки уроков в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах.
1.2 Особенности структурирования в начальной школе.
Глава 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1 Диагностика качества знаний.
2.2 Формирование знаний, умений, навыков.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Фрагменты с урока в I классе, где проводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем  красотва русской зимы», доказывают это.

После вступительного слова  о волшебнице-зиме, чтения стихотворений  А.Пушкина, прослушивания грамзаписи «Времена года» П.Чайковского проводится оживленная беседа.

·  Какие поэтические  картины возникли в вашем воображении?

·  Какой любимый цвет у зимы?

·  Какое чувство, настроение связано с белым цветос? (Чистоты, света, свежести, праздника.)

·  Можно ли узнать, какое  настроение у зимы? (Разное)

·  Отчего это зависит?

- Значит, зима, как живое  существо, умеет переживать, радоваться.

Перед нами стоит задача описать  природу зимой, передать ее настроение, красоту зимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описать ее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Что можно сказать о  ней? (Зима – чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер, покрыла поля и тропинки, замахала руковицей. И т.д.)

Что можно сказать о  погоде? (Погода стоит ясная и  морозная.)

А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щеки.)

Но вот зима и заглянула  в лес. Взмахнула она своей  руковицей и окутала березки серебрянным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Дети дополняют своими наблюдениями.)

Да, ребята, в лесу стало  холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерли отудивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнах сказочные узоры, а на них серебрянный иней. Иней переливается, сверкает. Узоры такие красивые, клаз не оторвешь.)

Чем же удивила нас зима в пасмурную погоду?

Первый ученик: тяжелый  снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер  кружит снег, бросает его на землю, ничего кругом не видно.

Второй ученик: метель засыпала куств, надела на деревья белые полушалки.

Значит, для того, чтобы  составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время. Избегать повторений слов, отбирать только самое главное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должны представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.

Обобщая сказанное, хочется  порекомендовать учителям:

1)  Научить с первых  шагов обучения родному языку  видеть красоту речи, развивать  наблюдательность, помогать замечать  изменения в природе, т.е. разбудить  и развивать высокие эстетические  чувства;

2)  Научить грамотно, последовательно  описать увиденное;

3)  Соблюдать системность  в работе, т.е. каждый день отводить  на эту работу не менее 10;

4)  Чтобы паказать образность, красоту родного языка, знакомить детей с I класса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами).

Хотелось бы еще остановиться на подготовке к сочинению во II, III классах.

Подготовка начинается задолго  до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое  направление работы развивает у  школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Это очень важно, чтобы до написания  сочинения дети ужеработали над отдельными словами, предложениями.

Приведу фрагмент урока, на котором  параллельно с изучаемой темой  проводится большая лексическая  работа по подготовке к сочинениям. Эти две темы переплетаются, проходят красной нитью на протяжении всего  урока.

Тема урока «Упражнение  в распознавании однородных членов предложения». Подготовка к сочинению  «Февральская улыбка».

Задание 1. Подбери однородные члены предложения, используя олицитворения.

Вьюга – воет(ревет, завывает);

Солнце – улыбается (радуется, смеется);

Деревья – шелестят (шепчутся, переговариваются).

Задание 2. Определи прямое и  переносное значение в предложении  и назови устно однородные члены  предложения.

Золотые лучи февральского солнца ярко освещали бронзовые стволы сосен  и серебристые ветви берез.

Февраль щедр на блеск и  яркий свет.

Белый пушистый снег сверкаеталмазными искрами и шепчет под лыжами.

Цель: развить у учащихся умение распознавать однородные члены  предложения; научить детей олицетворять нежевую природу, использовать художественные средства описания, выражать свои мысли, понимать природу, чувствовать ее, любить и беречь.

Задание 3. Распространи предложения  – найди нужное слово.

Цель: уточнить предмет, дополнить  его признаки, точнее, ярче, богаче представить  его.

На доске записаны предложения  с пропущенными словами (слова даны в скобках)

По ясному (чистому) небу неслись  редкие облака.

Изумрудный (искристый) иней блестит на ветках деревьев.

Хороши ели в меховой (теплой) шубке!

Задание 4. Составь рассказ, используя однородные члены предложения  и данные слова. Найди лишнее слово  и подчеркни его.

Конец зимы.

Дни.

Небо.

Проталины.

Ручей.

Задание 5. Подбери нужное слово (при подготовке к сочинению  «Осенний лес»).

Листья, грибы, березки, небо, трава, рябина, роса, липа, солнышко.

(Пылает, искрится, прячутся, водят хоровод, хмурится, рвзвесила яркие бусы, белокурая, сердобольная,промокшая, ласковое).

Виды упражнений могут  быть разнообразными. Лучше, конечно, использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Вот некоторые из них.

1.Предлагаются для сравнения  два гриба: мухомор и съедобный  рыжик.

Задание. Как отличить ядовитый мухомор от съедобного рыжика?

Какие внешние признаки ты должен знать? Посмотри на окраску шляпок – это тебе поможет.

2.Даются две разновидности  ромашки.

Задание. Сравни и опиши (по одним и тем же признакам) полевую  и аптечную ромашку.

3.Иллюстрация с мальчиком,  сидящим за партой и мечтающим  о чем-то….

Задание. Где находится  мальчик? Подумай, о чем он мечтает, сидя за партой.

Такая работа развивает у  детей не только воображение, но и  наблюдательность, мышление, память. Они  применяют знания об окружающей нас  природе, учатся строить предложения, рисовать картины природы, сравнивать их.

А.З.Майская,

Учитель средней школы  №37 г.Саранска.

2.2 Методики формирования  знаний, умений, навыков

примеры тестовых заданий. Одни из них организуют наблюдения учащихся за зыковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогают установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. открывают общий способ деятельности. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности. Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например:

1. Глагол — это часть  речи, которая обозначает…

2. Чтобы правильно написать  парные звонкие и глухие согласные  на конце слова или перед  парными согласными, нужно…

3. Отгадай загадки. Сколько  слов с парными звонкими и  глухими согласными в каждой  загадке?

1. Конь стальной,

Хвост льняной.

2. Под крышей — четыре  ножки,

На крыше — суп да ложки.

Ответ: 3.1. Игла (1)

3.2. Стол (3)

К задаче с альтернативными  ответами дает_

ся два варианта ответов: да — нет. Например:

1. Можно ли узнать число  у глаголов в неопределенной  форме?

1) да; 2) нет.

2. Изменяется ли глагол  по временам?

1) да; 2) нет.

3. Прав ли Буратино, утверждая,  что в слове

сердце 5 звуков?

1) да; 2) нет.

При выполнении задания со множественным выбором испытуемый выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов.

1. Каким членом предложения  является глагол?

1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) второстепенный член.

2. Выбери глаголы в единственном  числе: 1)поселились бобры; 2) ребята  наблюдают; 3) лебедь окреп; 4) территория  преобразилась; 5)отцветает саксаул; 6) созревают плоды.

3. В какой строчке все  слова пишутся с буквой Е?

1) в..сенний, св..стит, бл..дней, 2) в черний,

зв..здопад, осв..щение, 3) т..мнота, т..нистый,

т..шина.

В заданиях на установление соответствия необходимо найти или  приравнять части, понятия, восстановить связи между элементами двух списков. Например:

1.  «Рассели» слова в  домике:

 

1                2                 3

 

Глагол Существ. Прилаг.

1) одобрить, 2) одобрение, 3) одобрительный, 4) библиотекарь, 5)библиотечный, 6) библиотека, 7) космодром, 8) космический, 9)праздновать, 10) праздничный, 11) чувствую, 12)чувство, 13)тракторист, 14) хоккеист, 15) комбайнер, 16) позавтракал, 17) воробьиный, 18)участвует.

Ответ: 1) 1, 9, 11, 16, 18

2) 2, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 15

3) 3, 5, 8, 10, 17

2. Соедини стрелкой названия  падежей и вопросы:

1. Винительный 1. О ком?  О чем?

2. Творительный 2. Кого? Что?

3. Предложный 3. Кем? Чем?

Ответ: 1 — 2; 2 — 3; 3 —1

3. В форме какого времени  употребляются глаголы в каждом  предложении из стихотворений  С. Есенина?

1. Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

2. Гаснут красные крылья  заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

1) прошедшего; 2) настоящего; 3) будущего.

Ответ: 1 — 1; 2 — 2

Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они  пригодны для повторения и закрепления  алгоритмов действий.

Например:

1. Восстанови порядок действий  при написании слов с безударными  гласными в корне слова:

1) под ударением…; 2) ставлю  его под ударение; 3) пишу ту  же гласную в безударном слоге; 4) слышу в корне безударный  гласный А или И.

Ответ: 4; 2; 1; 3.

Ученик обводит кружочком  правильный вариант ответа из теста  и записывает номер в тетради, затем сверяет его и подсчитывает количество правильных ответов. Несомненно, тесты и тестовые задания помогут  не только усвоить учебный материал по грамматике и орфографии, но и  воспитают самооценку у младших  школьников, что окажет положительное  влияние на развитие самостоятельности  учащихся.

 

Выводы

Проведя теоретические исследования, мы пришли к выводу, что тема работы актуальна. Изучив и проанализировав  научную, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к следующим  выводам:

1. Урок требует постоянного  совершенствования и модернизации. Только творческий подход к  уроку с учетом новых достижений  в области педагогики, психологии  и передового опыта обеспечит  высокий уровень преподавания. Поэтому  дать качественный урок- это дело непростое даже для опытного учителя.

2. Качественный урок характеризуется  совместно - активной работой  и тесным творческим взаимодействием  учителя и учащихся, на основе  чего может быть достигнута  триединая цель: обучить, воспитать,  развить.

3. Каждый урок имеет  свою структуру. Традиционно преобладает  в обучении комбинированный урок.

Многообразие форм из условий  развития урока - одно из условий развития у учащихся интереса к истории  как к предмету, повышения качества обучения.

Главными признаками урока  являются высокий научно-теоретический  и методический уровни, сочетание  ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.

Урок был, есть и в обозримом  будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Таким образом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Если правильно выбрать тип структуры  урока, то это повлияет на повышение  работоспособности ученика.

 

Список использованной литературы

1.Битянова М. Р. Профессия  - школьник: Программа формирования  индивидуального стиля познавательной  деятельности у младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Битянова М. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В. – М. : Генезис, 2000. – 108 с. – ISBN 5-85297-018-2.

2.Векслер, С. Развитие  умственных способностей учащихся [Текст] // Народное образование. –  1983. - № 10. – с. 46-48.

3.Зак А. З. Диагностика  теоретического мышления у младших  школьников [Текст] // Психологическая  наука и образование. – 1997. – № 1. – с. 39

4. Зотов, Ю.Б. Организация  современного урока/ Под ред.  П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, - 1984. – 84с.

5. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Кабанова-Меллер Е. Н. ; Акад. пед. наук СССР ; Ин-т психологии. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.

6.Контроль в начальной  школе: практические материалы//Начальная  школа. -2006. - №10.

7. Ливер, Б. Лу. Обучение  всего класса [Текст] / Бетти Лу  Ливер. – М. : Новая школа, 1995. – 96 с.

8. Лукьянова М. И. Учебная  деятельность школьников: Сущность  и возможности формирования [Текст] : методические рекомендации для учителей и психологов / Лукьянова М. И., Калинина Н. В. – Ульяновск : ИПК ПРО, 1998. – 64 с.

9.Майская А.З. Методические  рекомендации к написанию сочинений/  А.З.Майская// Начальная школа. – 2001. - №9. – с.40

10. .Мерлин В. С. Формирование  индивидуального стиля деятельности  в процессе обучения [Текст] / В.  С. Мерлин, Е. А. Климов // Советская  педагогика. – 1967. - № 4. – с. 110-118.

11.Орлов Ю. М. Восхождение  к индивидуальности [Текст] : кн. для учителя. / Орлов Ю. М. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с. – ISBN 5-09-003075-8.

12.Пидкасистый П. И. Обучение  школьников умению планировать  собственную познавательная деятельность [Текст] // Формирование умений и  навыков учебного труда в процессе  обучения школьников: сб. научн. трудов / под ред. В. В. Краевского, А. В. Усовой. – М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. – с. 36-39.

Информация о работе Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе