Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1.Проанализировать урок как целостную систему;
2.Рассмотреть структуру разных типов уроков в соответствии с требованиями к современному уроку.
Объектом исследования является современный урок в начальной школе.
Предмет данного исследования: структура, содержание и этапы подготовки уроков в начальных классах.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе.
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах.
1.2 Особенности структурирования в начальной школе.
Глава 2. Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе.
2.1 Диагностика качества знаний.
2.2 Формирование знаний, умений, навыков.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

В содержание домашнего задания  входит материал, имеющий существенно  важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что все второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. И наконец, при таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями.

Для повышения активности учащихся при выполнении задания  важно включать в содержание заданий  некоторые новые действия.

Для учащихся младших и  средних классов важно указывать  порядок выполнения задании: l) выучить  правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. В таком порядке  учащиеся и записывают задание, чтобы  сначала усвоить правило, а потом  выполнить упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решается учителем и зависимости от цели и  структуры урока. Как правило, задание  дается тогда, когда всем ходом урока  дети подготовлены к осмысленному его  восприятию и сознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание  дастся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной  обстановке.

Каждое задание должно быть в той или иной форме проверено  учителем. Лучше, если учитель сможет охватить проверкой всех учеников и  провести ее возможно точнее, чтобы  не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом является приучение  учащихся к ежедневному выполнению заданий. Здесь необходима система  мер. Ученики будут регулярно  заниматься, если: их тщательно проинструктировать и научить самостоятельно работать;

продумать четкую систему  контроля за их работой;

добиться соблюдения учениками  твердого распорядка дня, в котором  домашним занятиям будет отведено определенное время;

приучить школьников самостоятельно разрешать встретившиеся трудности. Необходимо указать, что характер и  методика домашней работы во многом зависят  от методики работы учителя на уроке.

Введение домашних заданий  положительно повлияло на обучение и  воспитание учащихся. Но в последние  годы в связи с ростом и усложнением  содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий  учащихся.

Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой  главной из них следует считать  слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и  психологии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ  С ОТСТАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ  УЧЕНИКАМИ

Иногда даже при правильной организации учителем учебной работы в классе есть несколько отстающих  и неуспевающих учеников. Это явление  вызвано самыми разнообразными причинами, иногда — продолжительной болезнью. Может оказаться также, что учитель  не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работу с ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности  того или иного предмета и поэтому  отстают, другие увлекаются одним предметом  в ущерб остальным. Много случаев  неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля за их учебой и поведением со стороны родителей.

Отставание, неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряет уверенность в  своих силах и часто бросает  учебу. Неуспеваемость и второгодничество наносят большой материальный ущерб  государству. Поэтому преодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший  долг учителя.

Одним из средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Если ученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетать работу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученик ленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать под контролем учителя, товарищей, родителей.

Дополнительные занятия  могут носить как добровольный, так  и обязательный характер. Возможно, и полезно привлечение сильных  учащихся для помощи слабым. Но эту работу должен организовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительными занятиями. Особенно вредно оставлять на дополнительные занятия весь класс. Такие занятия не дают должного эффекта.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К  УРОКУ

Нельзя дать хорошего урока  без тщательной его подготовки. Подготовка учителя к уроку включает в  себя разработку плана каждого конкретного  урока. Составление плана начинается с определения места урока  в изучении темы, затем определяются его цель и содержание, разрабатываются  методы обучения.

В плане записывается тема и цель урока, указывается, как будет  проводиться повторение, изложение  нового материала, какие методы будут  использованы. Учитель указывает  основное направление изложения, записывает факты, примеры (предложения или  слова для уроков по родному языку, примеры и задачи по математике), как будет проведено закрепление, кого надо спросить. В конце плана  записывается домашнее задание.

В малокомплектных школах из-за неизбежного чередования работы учителя с различными классами происходит большая потеря рабочего времени. Многие учителя смирились с этим. Пока учитель дает инструктаж одному классу, учащиеся другого класса сидят без  дела.

Как избежать потери учебного времени? Этого можно добиться путем  тщательного планирования всей учебной  работы. Важно, чтобы учитель, составляя  план, рассчитал время по видам  работы. Точный расчет времени можно  произвести в том случае, если в  плане намечены этапы урока, во время  которых один из классов занимается с учителем, а другой — самостоятельно. Поэтому при составлении плана  урока лучше сначала точно  определить, когда и на протяжении какого времени каждый класс будет  заниматься с учителем или самостоятельно. С учетом времени самостоятельных  занятий подбираются задания. Лучше  всего, если учителю удастся постепенно уравнять время на занятия под  своим руководством и на самостоятельную  работу детей.

При распределении времени  на работу с учителем и самостоятельные занятия учащихся следует принять во внимание ряд обстоятельств. Приходится выделять больше времени для занятий под руководством учителя в младшем классе, а также в том, где намечен для изучения больший по объему и сложности материал. При планировании учитывается уровень подготовки класса и степень усвоения материала. Тщательно планируются и самостоятельные задания учащихся. Чтобы не допустить потери времени на уроке, нужно заранее готовить эти задания. Большое значение имеют четкая формулировка задания («Реши задачу двумя способами», «Составь обратную задачу»), обучение учащихся приемам выполнения различных видов самостоятельных работ, подготовка резервных заданий для быстро работающих учащихся. Непродуманные задания не вызывают активности школьников.

Все самостоятельные задания  должны в той или иной форме  контролироваться. Формы контроля могут  быть разнообразными: самоконтроль учащихся по образцу, написанному на доске, проверка хода работы на уроке при обходе учеников, тщательный контроль при  проверке тетрадей.

Для лучшего сочетания  работы учащихся под руководством учителя  с их самостоятельной работой  в условиях однокомплектной школы  считается целесообразным составлять план урока не по каждому классу в отдельности, а комплексно —  по этапам работы на уроке со всеми  классами.

Из рассмотренного выше материала  можно сделать некоторые выводы.

1. В современной дидактике  существуют следующие подходы  к типизации уроков: по содержанию  и способу проведения; по логическому  содержанию работы и характеру  познавательной деятельности; по  дидактическим целям и месту  уроков в общей системе (в  основном этот подход поддерживают  теоретики и практики).

2. В методике преподавания  уроков в начальной школе наибольшее  признание у методистов получила  классификация по звеньям процесса  обучения и вытекающей отсюда  основной дидактической задаче  урока. В педагогической практике  данная классификация считается  наиболее эффективной, потому  что она четко определяет основную  дидактическую задачу каждого  урока, способствует определению  целесообразной структуры системы  уроков разных типов, так как  при однотипных уроках обучения  не может быть эффективным.  Поэтому необходима система уроков  разных типов с преобладанием  уроков изучения новых знаний  и комбинированных, что подтверждается  многолетней практикой.

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по факторам, определяющим выбор  типа структуры урока в начальной  школе

2.1 Методические рекомендации  по диагностике качества знаний

форма урок начальный школа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ.

Задача учителей начальных  классов состоит в том, чтобы  развить у детей потребность  в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность  описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать его  к миру прекрасного.

Ценность детского сочинения  и состоит в том, насколько  нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описаного.

И чем раньше начнется эта  работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников и их развитии.

Уже в I классе я подвожу  школьников к восприятию изобразительно-выразительных  средств языка, которые служат созданию образа у первоклассников. Разумеется, возможен лишь самый первоначальный подход. Например, уже во втором полугодии I класса мои учащиеся уместно используют известные им изобразительные средства языка, если в первом полугодии проводилась  пока устная кропотливая работа.

Вот как проводилось в I классе работа над сочинением-повествованием с элементами описания на тему «Золотой петушок» (из серии «Домашние животные и птицы»). Детям предлагается рассмотреть  иллюстрацию, понаблюдать за ее персонажами  и составить рассказ с элементами описания, используя изобразительно-выразительные  средства (с ними они уже познакомились  в букварный период).

Золотой петушок.

Стоял жаркий летний день. Петушок  со своей семьей вышел на прогулку. Хотелось пить. Хозяин повел их к  озеру. Около озера он стал красивее и веселее. Хвост у него радужный.грудка, словно чешуя.гребешок похож на пламя огня. Спинка переливалась, как золото. А сам он был в шортиках. Курочки были рады. Петя напоил их водой. (Лена Симдяшкина).

Вначале учитель играет существенную роль и направляетмысли детей в нужное русло. Наша цель – содержание пропустить через личностное обсуждение. Вопросы ставятся общего характера.

·  Что вы можете сказать  об этой иллюстрации? Поделитесь своими мыслями и чувствами.

·  Нравится ли вам она?

·  Что и чем?

·  Что заставило вас  повеселиться?

·  Что удивило?

·  Что можно сказать  о его внешности?

·  С чем сравнить? Обратите внимание на «одежду» петушка.

Характер вопросов давал  простор личной и коллективной мысли, а учитель подхватывал нужную мысль, направлял на поиск. В дальнейшем дети будут сами рассматривать картины  и не только расскрывать содержание, но и замечать детали. Выссказывания детей при обсуждении иллюстрации говорит о их наблюдениях, умении сравнивать. Это сочинение показывает, как много можно сделать в I классе для того, чтобы дети продвигались в своих наблюдениях вперед, это подготавливает их для восприятия произведений изобразительного искусства. Девочка не только расскрыла содержание, но и смогла многое заметить и сравнить.

Значит наблюдательность является главным восприятием.в сознании ребенка отражается то, что он видит. Ведь можно смотреть и не видеть. В таких случаях человек много не замечает. Эта своеобразная слепота к окружающему миру обедняет человека, делает его однобоким. Красота рядом с нами, вокруг нас, ее надо увидеть. И мы, учителя начальных классов, должны помочь детям замечать изменения, происходящие в природе, подмечать прекрасное в жизни.

После объявления темы сочинения  «Моя любимая игрушка» (I класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих  игрушек. На вопросы они отвечали: «Кукла нарядная, красивая, ее зовут  Лиля» и т.д. И вот здесь учитель  должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы (глаза, носик и т.д.), к  деталям (несхожесть ее с другими  куклами, ее особенности), к тому, какое  чувство испытывает ученик при общении  с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у  детей постепенно создавался образ  куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение,чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания.

Приведу в качестве примера  сочинение первоклассницы Нины Сизовой.

Пушистик.

У нас в классе есть мишутка  Пушистик. Он часто приходит к нам на урок.мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глака и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки зимой.сам он очень красивый. Мы его любим.

А это сочинение ее же, но уже в III классе.

Моя любимая игрушка.

Когда я была маленькая, мама на мой день рождения подарила мне  куклу. Я назвала ее Мариной. У  Марины большие голубые глаза  с длинными, черными ресницами. Волосы пышные и волнистые зототистого цвета. Щечки пухленькие и румяные. У Марины очень красивые, розовые туфельки. Платье пышное с белой каймой, а на голове большой, белый бант. Сейчас я уже в куклы не играю. Хожу в школу, учу уроки, играю на скрипке, пианино, читаю книги. Но иногда в выходные дни купаю Марину, стираю ее запылившееся платье. Она меня очень радует. Когда мне грустно, я беру ее в руки, и моя грусть куда-то уходит. Я сней люблю разговаривать, рассказывать ей о себе, своих мыслях и радостях, а иногда и переживаниях. Она смотрит на меня и, кажется, говорит мне: «Успокойся, я рядом с тобой!». Я с нетерпение жду выходных дней, чтобы пообщаться с ней.

Сочинение написано одной  и той же ученицей начальных классов. Мы видим, какого мастерства достигла девочка в описании своей любимой  куклы. Здесь есть все. Не только повествование  с элементами описания и рассуждения, но и показана эмоциональная сторона: ее чувства, мысли, переживания. Прекрасное есть повсюду – в природе, в  благородных поступках людей. Но для младших школьников красота  природы на первых порах понятнее.

Информация о работе Экспериментальная работа по факторам, определяющим выбор типа структуры урока в начальной школе