Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ. экологическое воспитание. .doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок  совы).

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько  небылиц про меня рассказывают. Не нравится

им, что я темноту люблю и  отдыхаю вниз головой. Не похожа я  ни на птичку, ни

на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок

летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий. Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных  частей картинки собрать портрет  редкого

животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.

Например, сценка “На лесной опушке”  В. Рождественский.

(Исполняют девочки в пестрых  сарафанчиках с лукошками в  руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и садится  на пенек. Дети подходят к нему и, присев на

корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий. Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни  животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)

сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова  уничтожает за лето до 1000 мышей  и этим спасает

1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га  леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и

выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что первыми  весной появляются бабочки, божьи  коровки,

пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели  потому, что за зиму впадают в  спячку,

а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле,  чтобы собрать 100 кг меда, надо  облететь

1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая  мышь съедает за ночь до 200 малярийных  комаров

и этим спасает людей?

VIII. Совместное выступление команд  “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2) Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали

редкими. Они занесены в Красную  книгу. Красной она называется потому, что

красный цвет - сигнал опасности. Международную  Красную книгу создали в 1966

г. Хранится она в Швейцарском  городе Морже. В нее записаны животные и нашей

страны. (Показ картинки, на которой  изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана Красная  книга и у нас в стране. В  нее записаны 52 вида

зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть не  смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную  книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

8) Так скорее над звездную  синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

     Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Цель: познакомить учащихся с большим  разнообразием комнатных растений, со

значением комнатных растений в  жизни человека, с правилами ухода  за

комнатными растениями.

Оборудование: карта полушарий, рисунки  комнатных растений и живые объекты на

подоконниках, плакат “Правила ухода  за комнатными растениями”.

Литература:

1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы  по домоводству: Уход за комнатными

растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю

2. Большакова М.Д. Модели для  ознакомления младших школьников с комнатными

растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.

3. Горова Т. Амараллис // Юный  натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.

4. Семенов Д. Скромное обаяние  колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3. -

С. 36-41.

                                  Ход занятия.                                 

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие  на родину комнатных растений и

познакомимся с правилами ухода  за комнатными растениями.

- Большинство комнатных растений  зимой, как и в другие времена года, бывают

зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения привезены

к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические

леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель

показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых

помещениях. Почти у всех комнатных  растений названия экзотические и с  первого

раза не всегда запоминаются. И  поэтому нередко придумывают  названия, которые

напоминали бы уже известные  дикие и садовые растения.

Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его

немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это комнатный  клен.

- А у нас в классе есть  такое растение? (Дети находят  это растение на

подоконнике).

- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных

и красивых растений - герань.

Амариллис знаком многим. Я вам  сейчас его опишу, и вы найдете  это растение у

нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу

наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные,

блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без  листьев, а на конце ее зонтики  собраны от двух

до четырех крупных цветков.

- Найдите такое растение у  нас в классе? (Дети находят  растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение

селекционеры путем скрещивания  нескольких видов и получили самые

разнообразные окраски (показываю  картинки разных видов амариллиса) нежно-

розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

- Сегодня мы поговорим еще  об одном очень распространенном  комнатном растении

- бегонии. Это растение было  привезено также из тропических  лесов Южной

Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII

веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго

Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более  двух тысяч различных видов бегонии. У нас в

классе есть только один вид - это  бегония изумрудная (показывает учитель).

Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко

окрашенных цветков.

Подробно поговорим еще об одном  очень известном комнатном растение (Учитель

подходит к подоконнику и  показывает на кактус)

- Как называется это растение? (Ответы детей)

- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле

произошло маленькое чудо - возник  далекий предок кактусов. И совершенно

независимо от других растений появилось  удивительное количество просто

фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто

совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех

остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю

(показ на живом растении). Именно  на них растут колючки, а  у большинства

видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы  растут в пустынях. Это верно лишь отчасти.

Только небольшая часть видов  действительно приспособилась к  суровым условиям

американских пустынь. Остальные  же встречаются в степях, лесах, горах,

прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма стебля, окраска,

цветки этих растений.

- А как же человек должен  заботиться о комнатных растениях,  чтобы они

радовали нас буйным цветением  и всю долгую зиму напоминали нам  яркую зелень

жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были  хорошо

освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше

всего комнатные растения ставить  на специальные подставки или  помещать в

подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти

растения на окне, так как они  не пропускают в помещение часть  света. Да и

самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от

солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки,

а значит и почва в них. Это  ухудшит жизнь корней. Осенью и  зимой, наоборот,

растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить  на подоконник, то их устанавливают на

деревянные подставки. Между окном  и цветочным горшком укрепляют  дощечку или

фанерку. Эта преграда уменьшает  зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее

перегревание.

           Как  ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя)          

1. Поливайте растение водой комнатной  температуры летом каждый день, зимой -

реже, но следите, чтобы почва в  горшках была влажной. Кактусы поливайте  летом

через два-три дня, а зимой - один-два  раза в две недели. Поливайте из лейки,

сбоку, а не с верху.

2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3. Вытирайте пыль с крупных  гладких листьев влажной тряпкой.  Растения с

маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

4. Регулярно ножницами срезайте  с растений сухие листья и  веточки. Следите за

чистотой цветочных горшков  и подставок.

Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых  из них

можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных

лимонах. Вкусные плоды можно  вырастить на комнатном инжире.

- В помещениях часто выращивают  растения, похожее на крапиву.  Его так и зовут

- крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это  растение

выделяет запах, изгоняющий из помещений  моль и мух.

- А вот еще одно интересное  растение - пеларгония душистая (Показ картинки).

Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые освежают воздух в

комнатах, очищают его от вредных  примесей.

- Ребята, а какое еще значение  имеют комнатные растения в  жизни человека?

(Ответы детей).

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным

цветением удивительно красивых цветков.

                   Тема. Экологическая тропинка для младших                  

школьников кружка “Юный  эколог”

Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных

людей, формирование высокой экологической  культуры поведения в природной

среде.

Оборудование: схема маршрута экологической  тропинки, заранее приготовленные

щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов,

мухомора, рисунки луговых цветов.

Литература:

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А.  Материалы для проведения экскурсий  на

водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.

2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А.  Материалы к проведению экскурсий  в смешанный

лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.

3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к  природе - М.:

Педагогика, 1983. - 232с.

Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших школьников”  была

разработана схема маршрута.

                            Схема представлена ниже.                           

Первая остановка - Руку дружбы - природе.

Это начало тропы, и здесь помещен  информационный щит №1 (аллея парка).

Проводится вводная беседа, где  коротко рассказывается, что такое природная

тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

- Прочитайте текст на щите, а  в последующей беседе выясняется, насколько он

им понятен.

Содержание первого текста таково:

Информационный щит 31.

Ребята! Сейчас вы пройдете по природной  тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете

много интересного о природе  нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о

зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для  его жизни

и как человек должен охранять все  живое. Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!

Информация о работе Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы