Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ. экологическое воспитание. .doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля

предполагает способность к  решительному отказу от намеченных действий в случае

возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично  связана с личностью в целом, ее

различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое

образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание

закономерностей природы, связей между  нею и человеком. Философская  — дает

возможность осмыслить назначение человека. Политическая — обеспечивает

должное равновесие между хозяйственной  деятельностью и природными ресурсами.

Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия.

Нравственная — одухотворяет эти  отношения. Эстетическая — создает  возможность

для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной

деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной

целесообразности.

Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями конца xx

столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них

Б.Т. Лихачев выделяет такие, как  экологическая психология и педагогика,

экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет  в

изучении становления и развития психических состояний, обеспечивающих

осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и  мотивации

на взаимополезное, взаимооздоровляющее  взаимодействие. Возможно, она станет

основой для экологически ориентированной  педагогики как особой научной

дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих принципу

природосообразности в его современном  звучании. На их базе могут быть

разработаны рекомендации по организации  образа жизни ребенка, преодолению

кризисных явлений, связанных с  нарушением экологического равновесия

(кислородное голодание, задержки  в развитии, вспышки агрессивности  и

жестокости в отношении к  животным и друг другу и т.д.). Педагоги говорят о

необходимости экологической терапии  и разработки путей и средств  возвращения

ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания,

предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения  и

деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование

психики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что

экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным,

глубоко нравственным отношением к  природе, обществу, людям. Вся нравственная

направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких  чувств и

состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и

людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону

добра и зла. Ее величие и спокойствие  помогают осознать свое место в ней.

Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного

отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Педагоги отмечают, что экологическая  культура личности немыслима вне  ее

практического отношения к действительности, которое формируется на основе

совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной

психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,

ноосферу, в жизнь общества. Это  должно быть связанно с развитием  природы

самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с

воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и

хозяйственности. Важно умения и  навыки охранительной и защитительной, психо-

и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества

и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного

общения. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно

складывающиеся в различные  возрастные периоды отношения ребенка  с окружающей

средой. У детей дошкольного  и младшего школьного возраста они  реализуются на

бессознательной основе. Малыши, не отдавая  себе отчета, не отделяются от

внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми,

животными и растениями устанавливаются  интуитивное взаимоощущение и даже

взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать

экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким

образом, экологическая культура в  современных условиях является одним  из

ведущих компонентов личности. Она  может рассматриваться как главный

системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной

интеллигентности и цивилизованности.

    

      1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.

Результатом краеведческого подхода  в экологическом образовании  младших

школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и

неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае,

многопланового значения природы, потребность общения с родной природой,

бережное  отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного

края  и возникающих при этом экологических  проблем определяют объекты эколого-

краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство,

население, история, искусство края, рассматриваемые  с точки зрения

взаимодействия  общества и природы. Эти объекты  можно конкретизировать

следующим образом: природа — типичные и  редкие виды организмов, типичные

природные сообщества; охраняемые территории, памятники  природы, природные

ресурсы края; хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие

природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие

сельскохозяйственную  продукцию, службы благоустройства; население  —

особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей

природной среде учащихся школы; искусство  — произведения профессионального

искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных

материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни  местного населения с

природными  сюжетами; история — происхождение обычаев и традиций отношения к

природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических

объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть

значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою

очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы,

обеспечит комплексный подход в деле.

Т.А. Бабакова1 считает, что школьное

краеведение имеет две взаимосвязанные  стороны — краепознание и

краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении

эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только

в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды

формируется бережное отношение, а  затем и ответственное отношение  к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения  осуществляется при организации  различных

видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной,

коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их совокупности.

Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением

и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде

информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы,

выполнение  заданий учителя на применение знаний. Ценностно-ориентационная

деятельность направлена на осознание  учениками многостороннего значения

природы для населения края и  необходимости в связи с этим сохранения и

улучшения природной среды. При  этом природные объекты оцениваются  с точки

зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с  анализом

значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.

По мнению педагогов коммуникативная  деятельность предполагает активность

самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении

сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов

практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая деятельность

заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и

произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного,

декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного творчества), а  также в

создании художественных образов, связанных с природными объектами  и

отношением людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества

учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе

родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических

сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания;

изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно

использовать произведения искусства  местных авторов, однако можно применять  и

работы других мастеров, если в  них отражены изучаемые объекты  природы.

Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением

окружающей среды. Реально возможности  такой деятельности, несмотря на

кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно

благоустройством своего класса и  школы, ее территории. Сюда входят:

озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка

территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-

кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив,

прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.

Включение учеников в различные  виды деятельности в процессе эколого-

краеведческой работы соответствует  деятельностно-личностному подходу  в

образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при  выделении

отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная

деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение

учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения  с

учителем и т.п. Осознание специфики  каждого деятельности и их взаимосвязи

позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую  работу

с учащимися.

     1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших

школьников.

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация

идеи К. Маркса о неразрывной  связи физической и духовной жизни  человека с

природой; рассмотрение экологических  проблем в системе глобальных проблем

современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда

биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей

Среды, рациональное использование  природных ресурсов. Содержание

экологического образования имеет  сложный состав, усвоение которого

школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Внеклассная работа  определяется педагогами как та деятельность, которая

выполняется во внеурочное время и  на основе  интереса и самодеятельности

учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить

из таких принципов, как связь  с жизнью, с проблемами, которые решает страна,

область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся,

особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеклассной  работе по формированию экологической

культуры младших школьников является ведущим.

Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной  работы,

экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных

жизненных ситуаций в природной  среде, особенно поведения людей, где  результат

не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на

будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с

убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные

способы поведения и действий в  окружающей среде.

Внеклассная работа создает условия  для приобретения опыта принятия

экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со

сформированными ценностями подходами  и ориентациями: как и где проложить

тропу, оборудовать стоянку; стоит  ли украшать машины дикорастущими

растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;

как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной

работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения,

которая им более свойственна, что  делает более продуктивным процесс

становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту,

кратковременному и долговременному  наблюдению, исследованию связей человека с

Информация о работе Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы