Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.

Содержание работы

Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ. экологическое воспитание. .doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

экологической культуры младших школьников.

2. Система работы с учащимися  начальных классов значительно  расширяет и

углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

3. Кружковая работа формирует  практические умения по оказанию  помощи природе,

знакомит с разнообразной деятельностью  по оказанию помощи природе.

    

     

Заключение.

 

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную

задачу – сохранение экологических  условий жизни в биосфере. В  связи с этим

остро встает вопрос об экологической  грамотности и экологической  культуре

нынешнего и будущего поколений. У  нынешнего поколения эти показатели

находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет

экологического воспитания подрастающего  поколения, которое должно проводится

высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные

помимо специальных знаний, рядом  эффективных методик, позволяющих комплексно

воздействуя на личность ребенка, развивать  все компоненты экологической

культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема

экологического воспитания достаточно освещена в работах известных  ученых.

Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также

содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по

экологическому воспитанию младших  школьников не ведется. Поэтому целью  нашего

исследования стала разработка программы кружковой работы экологического

воспитания младших школьников, позволяющей полнее реализовать  возможности

экологического воспитания.

Проделанная работа привела к следующим  выводам:

1. экологическое воспитание школьников  – приоритетное направление в  работе

школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью

формирование экологической культуры.

2. Теоретические основы экологического  воспитания младших школьников

достаточно разработаны в научной  и методической литературе.

3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее

уровень, как правило, остается достаточно низким.

4. Для систематизации работы  необходима программа экологического  воспитания

младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-

развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся,

использование и сочетание инновационных  и традиционных форм, активных методов

и приемов работы, непрерывность  и последовательность в изложении  материала.

5. При проведении эксперимента  у школьников не только повысился уровень

экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация

поступков в природе, а также  интересы учащихся.

6. Целенаправленная систематическая  работа по экологическому воспитанию,

проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог»,

способствует значительному повышению  экологической культуры школьников.

Подготовка дипломной работы убедила  меня в большой важности разработки

специальной программы, направленной на повышение экологической культуры

учащихся начальных классов  сельских школ.

    

     

Литература.

 

1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие  растения. – М.: Агропромидат, 1989. –

383с.

2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф.  Советы по домоводству. – Минск:  Пламя,

1993. – 412с.

3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. –

С.30-32.

4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая  работа с младшими школьниками  //

Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

5. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. –

С.56-58.

6. Барковская О.М. Содержание, цель  и задачи программы начального

экологического воспитания // Начальная  школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

7. Бобылева Л.Д. Практическая  направленность экологического  воспитания

младших школьников // Реализация практической направленности в учебном

процессе начальных классов  школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. –

С.77-83.

8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности  экологического воспитания //

Биология в школе. – 1996. - №3. –  С. 57-59.

9. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными

растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

10.        Виноградова  Н.Ф. Экологическое воспитание  младших школьников:

Проблемы и перспективы// Начальная  школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

11.        Голубев  И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда  и ее охрана: Книга для

учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

12.        Гробова  Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

13.        Данилов  В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.

14.        Дерим-Олгу  Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.

15.        Дерим-Олгу  Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для  проведения экскурсий

на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.

16.        Дерим-Олгу  Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в

смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

17.        Дуденко  И.Б. Историко-краеведческий подход  в экологическом

образовании школьников // Советская  педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

18.        Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

19.        Запартович  Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева  Л.М. С любовью к

природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

20.        Захлебный  А.Н. Общее и экологическое  образование: единство целей и

принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

21.        Захлебный  А.Н. Школа и проблемы охраны  природы – М.: Педагогика,

1981. – 184с.

22.        Захлебный  А.Н. Состав понятий межпредметных  связей в школьном

природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном

природоохранительном просвещении  – М., 1976. С.20-28.

23.        Захлебный  А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т.  Охрана природы в

школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

24.        Захлебный  А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и

экологическое образование // Советская  педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.

25.        Зверев И.Д.  Экогласность и образование // Советская педагогика. –

1991. - №1. – С.9-11.

26.        Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении: Новый аспект

образования. – М., 1980. – 24с.

27.        Зверев И.Д.  Цели природоохранительного просвещения  в школе //

Краеведческая работа в школе –  М., 1974. – С.3-10.

28.        Иванов П.В.  Современное школьное краеведение  // Советская

педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.

29.        Камышев  Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный  покров Липецкой области –

Воронеж, 1972. – 49с.

30.        Лихачев  Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. –

С.19-21.

31.        Мазуренко  М. Где пряталась весна // Юный  натуралист. – 1992. - №2-

3. – С.1-4.

32.        Медведев  В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

33.        Моисеева  Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика  уровня экологических

знаний и сформированности экологических  отношений у школьников / Министерство

образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». –

Екатеринбург, 1993. – 148с.

34.        Непомнящий  Н. Кошачья леди // Начальная школа.  – 1991. -№10.–С.1-6.

35.        Отношение  школьников к природе / Под  ред.: Зверева И.Д.,

Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

36.        Печко Л.П.  Воспитание у школьников эстетического  отношения к

природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

37.        Пыльнева  Т.Г. Экология и география Липецкого  края. – Липецк, 1992.

– С.87-96.

38.        Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические  экскурсии – М.:

Топикал, 1994. – С.132-184.

39.        Рахилин  В.К. Лесные богатства СССР  – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

40.        Рыжова Н.А.  Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. –

1997. - №4. – С.48-52.

41.        Сайдакова  Л.А. Мир вокруг нас // Начальная  школа. – 1993. - №9. –

С.40-42.

42.        Салеева  Л.П. Использование игровых ситуаций  при обучении младших

школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры

по охране природы в средней  школе – М., 1977. – С.14-39.

43.        Салеева  Л.П. Формирование бережного отношения  младших школьников к

природе. – М., 1978. – 49с.

44.        Семенов  Д. Скромное обоняние колючек  // Начальная школа. – 1992. -

№2-3. – С.36-41.

45.        Сенкевич  В.М. Экологическое образование:  интеграция научных знаний

и образных представлений // Советская  педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

46.        Сосновский  И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная

промышленность, 1987. – 48с.

47.        Сотник В.Ф.  Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

48.        Суравегина  И.Т. Методическая система экологического  образования

//Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.

49.        Суравегина  И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для

учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.

50.        Суравегина  И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое

образование в школе // Советская  педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.

51.        Филатова  Л.М. По страницам Красной книги  // Начальная школа. –

1991. - №11. – С.49-52.

52.        Харитонов  Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. –

С.26-28.

53.        Хохрякова  О. Яд для неприятеля // Юный  натуралист. – 1991. - №8 –

С.40-43.

54.        Шкарбан  И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего

образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.

    

     

Приложение.

 

Диаграмма 1

    

Диаграмма 2

    

Диаграмма 3

    

Диаграмма 4

                             

Диаграмма 5

    

Диаграмма 6

    

Диаграмма 7

    

Диаграмма 8

    

Диаграмма 9

    

Диаграмма 10

    

Схема 1. Основные факторы, определяющие формирование у школьников

ответственного отношения к  окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).

    

Потребности, ценности

 

Идеал отношения и поведения

 

Активная жизненная позиция

         

         

Культура поведения

 

Культура профессионального труда

 

Содержание

                 

Методы

 

Знания

Готовность действовать

     

Педагогические средства

 

Оценочно-эмоциональная реакция

   

Ответственное

отношение

 

Реализация в деятельности и в поведении

Наглядные средства

 

Деятельность учащихся

Способность действовать

   

Формы организации

                 
               

Участие в ОПТ по защите, уходу, улучшению природной среды, пропаганде идей охраны природы.

 

Прогнозирование вариантов последствий

 

Принятие решений

 

Выбор способа действия

       
                   
                   
                   
                   
                                   

 

    

Утренник «Мир вокруг нас»

 

Цель: познакомить учащихся с правилами  поведения в природе, с воздушным,

водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием

человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей  планеты

чистой и здоровой.

Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося

человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха,

правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных,

занесенных в Красную книгу  нашей страны.

Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к

природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас

//Начальная школа. – 1993. -№9. –  С.40-42. 3. Афанасьева Е. Экология  не знает

границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. –  С.30-31.

                                  Ход занятия.                                 

Учитель: - Ребята, сегодня у нас  интересное занятие. Посмотрите на доску. То,

что вы видите – газета, хотя здесь  ничего не написано. Она называется «Мир

вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка,

а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.

Но сначала посмотрите в центр  круга. Что здесь изображено?

-       Грустный человек.

-       А почему он  грустный? (Ответы детей)

-       У нас оказались  разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится

вокруг нашего человечка. Тогда  может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее  распределяются между учащимися.

Первый корреспондент:

-       Я буду говорить  вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы

должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

-       Правильно, речь  пойдет о воздухе. Мы живем  в воздушном океане,

который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее

написанное на листе бумаги слово)

-       Кто знает  стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

-       Все живое  дышит воздухом, и этот воздух  должен быть чистым. Но не

всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы –

очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые  вызывают

болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты,

микробов может накопиться очень  много. На все предметы из воздуха  оседает

Информация о работе Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы