Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….

5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….


15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................

15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….

26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..


35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................

Файлы: 1 файл

ВКР ЛИЛЯ.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава 1.

Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

 

5

1.1.

Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….

 

5

1.2.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

 

11

Глава 2.

Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….

 

 

15

2.1.

Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................

 

15

2.2.

Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….

 

26

Глава 3.

Проектировочная часть………………………………………..

35

3.1.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..

 

 

35

Заключение ………………………………………………………………...

51

Список литературы…………………………………..................................

54

Приложения………………………………………………………………..

58


 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить  самое удивительное творение природы  – жизнь на земле. Всё это побуждает  к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у  населения планеты. Непрерывное  экологическое образование –  это необходимость, осознание которой  уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и  управление. И понимать это надо с детства.

Дошкольный  возраст – оптимальный этап в  развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций  личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении  в природе.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В Федеральных государственных требованиях  к структуре основой  общеобразовательной программы дошкольного образования говорится о том, что игра  является и основной формой работы с дошкольниками. Именно благодаря игре появляется возможность формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых  экологических проблем.

Актуальность исследования позволила определить тему исследования: «Возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

4. Изучить технологию использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру, классификация, обобщение, сравнение.

 

Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

1.1. Экологическая культура как результат экологического  образования

 

Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 г. [31, с. 21], на которой ряд ведущих специалистов сформулировали свое понимание этих проблем.

Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей [31, с. 21].

Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления [30, с. 42].

Не менее важно мнение Б. С. Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь природы»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне, изучения объективных законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяйственной деятельности привели к многочисленным экологическим проблемам [31, с. 22].

Научной основой оптимизации взаимоотношений человека с природой, как справедливо считает В. Р. Душенков, может быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой».

Академик Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна стоится на экологических знаниях и включает в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [31, с. 22].

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [32, с. 38].

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования – шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н. Н. Моисеев, С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев,   С. В.   Алексеев,  Н. М.   Мамедов,  И. Д  Зверев  и  др.)  сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизованных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития.

Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносят качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Поиск и определение новой позиции отчетливо проявляются на конференции 1998 г. «Экологическая культура и образование», инициированной Российской академией образования. Специалисты ищут принцип обновления, которое вносит экологический подход в рассмотрение вопросов образования и культуры. По мнению С. Н. Глазачева и О. Н. Козловой, он сводиться к тому, что все явления окружающего мира, включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью, следует рассматривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Авторы считают, что должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», – изучение не отдельных объектов, а восприятие мира в целом, необходима ориентация на абсолютные культурные ценности [31, с. 23].

Этот принцип поддерживается многими. Г. Н. Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) должны быть положены космические идеи В.И. Вернадского (космическое мироощущение ученого, которое сродни чувству мировой гармонии). Наиболее значимым является его учение о биосфере и ее переходе в ноосферу – разумно спланированного управления    биологическим    потенциалом    Земли.    Автор    справедливо утверждает: учение о ноосфере – это философская концепция единства Человека    и    Вселенной,    которая    позволяет    осознать,    «что    Разум, управляющий нашими поступками, действует как в сфере материального, так и в сфере духовного. Разум создает среду, в которой мы живем. И в этом плане  Россия  –  духовно  богатая  страна  своими   святыми,  писателями, учеными и философами... деятелями культуры, прокладывающими новые пути человечеству». Россия должна знать достойное место в мировом сообществе, но для этого надо поднять духовный уровень народа [31, с. 24].

На необходимость гуманизации экологического образования, расширение понятия экологической культуры (привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как на целостный организм), на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (A. M. Буровский, Н. В. Груздева, Н. Беркова, и многие другие). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию – в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело» (Е. Б. Кнорре). Техногенная культура Запада, которая сложилась на значительных территориях Земли к концу второго тысячелетия и которая претендует на всеобщее распространение, бездуховна, ориентирована на удовлетворение лишь материальных потребностей человека [31, с. 26].

Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Становление экологической культуры личности в процессе экологического образования при таком подходе может сложиться лишь в том случае, если продумана стратегия интеграции знания в образовании.

В. А. Игнатова всесторонне (теоретически и экспериментально) изучает процесс становления экологической культуры у школьников. Исходной в ее исследовании является такая позиция: экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде [31, с. 27].

По ее мнению, познавательная модель экологического образования должна строиться на теориях, рассматривающих всеобщие взаимосвязи. К ним относится, например, синергетика, описывающая мир как процесс развития иерархически устроенной макросистемы. Синергетика позволяет понять универсальное единство мира, в котором случайность, неопределенность являются фундаментальными свойствами мироздания. Синергетика дает представление о том, как из хаоса возникает сложная и упорядоченная система, дает полное, развернутое понимание процессов развития и эволюции различных систем, как происходит их самоорганизация и организация биологических, планетарных, космических, социальных и других систем. Автор утверждает, что такой подход к рассмотрению социоприродных и техногенных систем вскрывает механизмы их одновременного существования, взаимодействия и развития и поэтому может стать новой (более высокого уровня) основой интеграции содержания образования.

Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования.

Для теоретического обоснования методики экологического образования детей дошкольного возраста, формирования у них начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологи – первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, Н. М. Чернова, И. Н. Пономарева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры [32, с. 49].

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников