Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: теоретически обосновать и раскрыть возможности игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты результата экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Показать значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

5
1.1.
Экологическая культура как результат экологического образования…………………………………………………….

5
1.2.
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………

11
Глава 2.
Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………..…………………….


15
2.1.
Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста ……………………..............................

15
2.2.
Технология использования игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста…………………….

26
Глава 3.
Проектировочная часть………………………………………..
35
3.1.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………..


35
Заключение ………………………………………………………………...
51
Список литературы…………………………………...................

Файлы: 1 файл

ВКР ЛИЛЯ.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов в биоэкологи может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического образования, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологи, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией детей дошкольного возраста [31, с. 25].

Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой. Оно универсально с разных точек зрения:

- с экологической – распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм;

- с педагогической – примерно для любого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообществах, входящих в пространство жизнедеятельности детей дошкольного возраста, о деятельности человека в природе и др.);

- с практической – оно предполагает наличие живых объектов природы,  создание  и  поддержание  определенных условий для  них,  т.е. практическую деятельность;

- с психологической – познан морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитай оказывается возможным через наблюдение, обсуждение моделирование [32, с. 49].

Все обозначенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, формированию начал экологической культуры. По существу понятие «организм и среда» – это императив экологического подхода в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.

Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность, т. е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек, вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т.е. мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность.

Экологическое сознание — это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г.Васильев и др.) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет прогнозирование – умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду. Неслучайно исследователями выдвинута модель «опережающего образования» (А. Д. Урсул и др.), в рамках которого создается некий идеал: на него ориентируется образовательный процесс – от прошлого к настоящему и в направлении к будущему [31, с. 27].

Таким образом, экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

 

1.2. Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности [5, с. 43].

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности [7].

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный» [19].

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе [1].

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру [17].

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [38].

Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей. Автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих. Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие [32].

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. В каждой из перечисленных программ по экологическому воспитанию дошкольников особое место отводится дидактическим играм.

 

Глава 2. Теоретические основы использования игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

 

2.1. Значение игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

 

Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом [5, с. 51].

Фундамент всей системы — теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим – он функционально объединяет все остальные, пронизывает и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункционалыюй приспособленности организма к среде обитания; оно создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие [20, с. 49].

На основе теоретического блока строится дидактический — знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания. Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой:

- связь как единственно возможный  вариант существования живого, обладающего  определенными потребностями, удовлетворение  которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере различных видов растений и животных в любой период и в разных условиях их жизни (например, тянущееся к свету растение на окне, питание и движение хомяка, живущего в клетке, и т.п.);

- протяженная во времени и  постепенно меняющаяся по своему  характеру;

- связь организма со средой  в процессе его онтогенетического  развития. Эту связь дошкольники  могут познать на небольшом  количестве специально организованных  примеров путем регулярного прослеживания жизни конкретного растения или животного от ее зарождения до взрослого состояния (например, наблюдения за канарейкой или волнистыми попугайчиками, высиживающими в гнезде яйца, а затем вскармливающими птенцов);

- конвергентное сходство группы организмов, находящихся в одинаковых условиях, являющееся итогом филогенетического развития форм живой природы и демонстрирующее морфофункциональное единство в их многообразии. Это можно показать на примере групп растений и животных, хорошо знакомых дошкольникам и доступных наблюдению (например, летающие животные — птицы, насекомые, летучие мыши). Однотипный характер их взаимосвязи со средой обитания позволяет формировать у детей обобщенное представление о некоторых явлениях природы. Этот тип связи опирается на два предыдущих и подводит детей к пониманию более сложных экологических зависимостей — биоценологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе [11, с. 30].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [48, с. 17].

О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Г. В. Кирикэ, А. С. Макаревич, Л. П. Молодова. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Существуют различные классификации дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников. Одна из таких классификаций представлена в Приложении 1.

Л. М. Маневцева в своем исследовании модифицировала дидактические игры, объединила в три группы, в зависимости от решаемых при их использовании задач.

Согласно классификации С. Н. Николаевой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

1) игры, возникающие по инициативе  ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые);

2) игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, — организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, — народные игры [29, с. 81].

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами [26, с. 25].

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников