Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформированы навыки социально-бытовой ориентировки.
Объектом является: характеристика социально-бытовых навыки у детей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является процесс обучения социально-бытовым навыкам учащихся с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение................................................................................................
3
Глава 1.
Теоретические основы изучения процесса формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью


1.1.
Характеристика социально-бытовых навыков детей школьного возраста.................................................................................................

6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.............................................................................................

13
1.3
Особенности социально – бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта......................................................................

20
Глава 2.
Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

2.1.
Организация и методическое обеспечение исследования...............
28
2.2.
Анализ полученных результатов........................................................
36
2.3.
Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости............................................................................................


42

Заключение...........................................................................................
49

Список использованной литературы.................

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно. В школе необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентировки детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни [40].

Многие темы предмета социально-бытовой ориентировки для умственно отсталых детей-сирот являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы формирования знаний о бытовой стороне семейной жизни, навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем. Поэтому уроки социально-бытовой ориентировки играют незаменимую роль в процессе обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов 8 вида.

Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания [7].

   Бытовой труд, как  и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать  предстоящую работу, планировать  ее, осуществлять самоконтроль. Обучая  школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует  у них самостоятельность в  домашнем труде, но и решает  важнейшую задачу специальной  школы – коррекцию недостатков  умственной деятельности обучающихся [22].

   Занятия по социально-бытовой  ориентировке не сводятся только  к овладению умением вести  домашнее хозяйство. Задачи предмета  значительно шире. Умственно отсталые  дети в силу особенностей их  развития не могут самостоятельно  приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми у школьников, живущих в интернате.

   Эффективность работы  по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и  вне их, зависит от согласованности  действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности  о работе друг друга, скоординированности  планов работы.

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, из вышеизложенного можно отметить, что дети с нарушением интеллекта значительно отличаются от детей с нормальным развитием, следовательно, и процесс обучения будет строиться совсем по-другому, не так как в общеобразовательной школе. Проблеме социализации ребенка с нарушением интеллекта посвящено значительное количество исследований.

Социально- бытовой ориентировке в школе 8 вида придается большое значение. Содержание данного предмета имеет большое коррекционно-развивающее значение. Под воздействием обучения и воспитания у данной категории детей постепенно формируются навыки, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. Доказано, что с переходом из класса в класс у детей с нарушением интеллекта наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

 

Глава 2. Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

 

2.1. Организация и методическое обеспечение исследования.

 

Исследование проводилось на базе Завьяловской коррекционной школы интерната 8 вида. В исследовании приняли участие 10 детей 6 класса с легкой умственной отсталостью.

Краткие характеристики испытуемых, являющихся типичными представителями различных клинических групп.

Николай

Папа – хронический алкоголик, мама – астматик (инвалид). Ребёнок от первой беременности. Роды были длительные и тяжелые. До школы воспитывался в семье, дошкольные учреждения не посещал. Был очень не послушным, не принимал отказа, был капризным, не включался в трудовую деятельность. В массовую школу родители отдали с 7 лет. Но из-за больших сложностей в поведение и стойкой неуспеваемости Женя по решению ПМПК был направлен на обучение специальную (коррекционную) школу. Физическое развитие соответствует возрасту. Зрение и слух в норме. Отнесён к возбудимому варианту дефекта.

Александр

Папы нет, мама закончила специальную (коррекционную) школу VIII вида. Дима обучается в данной школе на основании решения ПМПК с I класса. Ребенок от первой беременности. Роды сложные. У мальчика врожденная гидроцефалия. Дошкольные учреждения не посещал. Развитие в период младенчества протекало с задержкой. Он с запозданием начал сидеть, ходить, овладевать речью. По словам матери, ребенок был пассивным, вяло реагировал на окружающее, не проявлял интереса к игрушкам, поздно стал узнавать близких. Ребенок физически развит. Слух, зрение в норме.

Алексей

Родители – хронические алкоголики. Ребенок от шестой беременности. Роды проходили нормально. По словам матери, ребенок в младенческом возрасте развивался нормально. Дошкольные учреждения Алексей не посещал. Навыками самообслуживания овладел полностью. Посещать массовую школу начал с семи лет. Обучался два года, но в связи со стойкой неуспеваемостью на основании решения ПМПК был направлена на обучение в специальную (коррекционную) школу во второй класс. Физически здоров, без грубых изменений в эмоционально-волевой сфере. Отнесен ребенок к первой подгруппе детей с неосложненным вариантом дефекта.

Анастасия

Прибыла из сельской школы. Семья многодетная, малообеспеченная, неполная. Родители в разводе. Мать работает, воспитывает одна трёх детей. С мамой отношения доброжелательные. Стиль воспитания: доверительно-попустительский. Физически развита.

Мотивация к учению положительная. Уроки без уважительной причины не пропускает. На уроках активна.

Внимание неустойчивое, отвлекается, навязчивые движения: перебирает что-либо в руках. IIамять долговременная. Умеет выделять существенное, делать выводы, обобщения. Справляется с упражнениями с логическими заданиями. Развито умение самостоятельной работы. Девочка общительная, легко идёт на контакт с окружающими. По характеру спокойная, добрая, отзывчивая, готова прийти на помощь в любой ситуации. Энергичная.

Внешний вид часто неряшливый, не достаточно развиты культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Отнесена к первой подгруппе детей с неосложненным вариантом дефекта.

Екатерина

В данной школе обучается со второго класса. Воспитывается в приёмной семье. Взаимоотношения с приёмным воспитателем уважительные. Уроки не пропускает без уважительной причины. Мотивация к учению хорошая, отношение к учёбе положительное. На уроках не всегда активна, не уверена в себе.

Внимание неустойчивое, переключаемость с одного вида деятельности на другой средняя. Память долговременная. Решает задания с логическими упражнениями, выделяет существенное, делает обобщения. Речь развита. Успешно выполняет работы творческого характера. В классе пользуется уважением. Стремится к лидерству. Ссорится из-за малейшей неудачи в своей деятельности с одноклассницами. Самооценка завышена. Любит похвалу. Девочка физически развита. Работы выполняет аккуратно, чисто. Внешний вид всегда опрятный. Сформированы понятия нравственно - этических норм. Отнесена к первой подгруппе детей с неосложненным вариантом дефекта.

Ольга

Семья состоит из трех человек. Ребёнок от первой беременности. Роды были длительные и тяжелые. Мать работает охранником. Младший брат посещает д/с, живет с бабушкой. Отец с семьей не проживает. Мальчик часто проживает один в съемной квартире. Дошкольные учреждения не посещал. По решению ПМПК был направлен в спец. коррекционную школу, где и обучается со второго класса. Мотивация к учебе низкая. Успеваемость снизилась из-за пропусков. На уроках не активен, концентрация внимания снижена. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Память долговременная. Физическое развитие соответствует возрасту. Зрение и слух в норме. Отнесён к возбудимому варианту дефекта.

Сергей

Обучается с 4-го класса в специальной (коррекционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умственная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие пространственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значительно успешнее он овладевает программным материалом по другим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику предполагает прежде всего обучение его навыкам работы на компьютере, что даст ему возможность не только работать устно, но и выполнять письменные работы.

Лиза

Мать девочки испытывала большие трудности в обучении, окончила 6 классов массовой школы. Работала уборщицей, в настоящее время не работает. Отец умер, по словам матери, злоупотреблял спиртным, сидел в тюрьме за драки, дважды находился на лечении от алкоголизма. У матери было 5 беременностей: от первой 16-летняя дочь, с большим трудом окончившая  9 классов массовой школы (дублировала 2 и 3 классы), в настоящее время нигде не работает и не учится. Вторая и третья беременности - медицинские аборты, четвертая беременность-выкидыш, Лиза от пятой беременности.

Благодаря некоторым знаниям, полученным в массовой школе, и хорошей работоспособности, девочка сравнительно легко и быстро овладевала программным материалом, т.к. темпы и методы обучения в коррекционной школе 8 вида соответствовали её интеллектуальным способностям.

Девочке нравилось наводить порядок в классе, она охотно помогала учителю  раздавать тетради, ухаживала за цветами, выполняла другие поручения. В школу приходила всегда опрятной, свои школьные принадлежности содержала аккуратно. Все задания выполняет с большой старательностью.

По характеру девочка общительна, охотно вступает в беседу, но слабо ориентируется в окружающем: путает свой адрес, не знает адрес школы, называет только микрорайон , где она расположена.

Роман

Во время занятий отвлекается, утомляется, двигательно  расторможен.

Мальчик от третьей беременности, которая протекала с  токсикозом первого триместра беременности. Роды наступили в срок. Родился вторым из двойни.

До трёх лет воспитывался дома, был беспокойным. Затем посещал обычный детский сад, где было замечено отставании в психическом развитии. Рос двигательно расторможенным, моторно неловким, отвлекаемым. Долго не мог овладеть навыками самообслуживания.

Поступил в массовую школу в 7 лет, сразу выявились непреодолимые  затруднения в обучении. Во время уроков был неусидчив, выкрикивал, играл со школьными принадлежностями, превращал их в пулемёты, "расстреливал" одноклассников, ходил по классу, ползал на четвереньках , разговаривал, отвлекал от занятий  других детей.

После года обучения в 1 классе массовой школы переведён по решению психолого-медико-педагогической комиссии в 1 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида. Здесь уже в самом начале обнаружилось, что мальчик, не умеет сосредоточиться на задании из-за крайней расторможенности , с трудом выслушивает инструкцию , часто отвлекается. В результате коррекционной работы у него появилось более правильное отношение к учёбе, стал отвечать на вопросы, реагировал на похвалу, овладел счетными операциями в пределах первого десятка, с помощью решал простые задачи.

Мария

Мать - медсестра со средним медицинским образованием, работавшая анастезиологом в хирургическом отделении до самого декретного отпуска; отец - инженер.

Информация о работе Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта