Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:48, контрольная работа
Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето), нарушение фотопериодичности (длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта).
1. Понятие и сущность данного вида отклонения.
2. Причины возникновения.
3. Классификация детей с нарушением зрения.
4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.
5. Диагностика детей с нарушениями зрения.
6. Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.
План:
1. Понятие и сущность данного вида отклонения.
2. Причины возникновения.
3. Классификация детей с нарушением зрения.
4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.
5. Диагностика детей с нарушениями зрения.
6. Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.
Содержание:
1. Зрение это…
2. Клиническая характеристика детей с нарушениями зрения и причины возникновения.
3. Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.
4. Диагностика детей с нарушением зрения.
5. Игры и упражнения для детей, имеющих зрительные нарушения.
Заключение.
Список литературы.
1.Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.
Зрение - это одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть.
Зрительные расстройства
Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.
Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.
2.Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
У значительной части детей,
имеющих аномалии рефракции, понижение
остроты зрения корригируется
оптическими средствами (очками, контактными
линзами) В таких случаях их
зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются
процессы нормального развития детей.
При отсутствии же постоянной комплексной
медико-психолого-
Другая часть детей с
К таким детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением
зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем
глазу с очковой коррекцией; -
дети с косоглазием и
У слепых и слабовидящих
детей преобладающей причиной
возникновения глазных
Причиной врожденной
Одной из распространенных
причин снижения зрения
Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.
Близорукость (миопия) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока). Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.
Астигмати́зм— дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. В некоторых случаях приводит к полной потере зрения.
Косоглазие (страбизм или гетеротропия) — любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век.
Косоглазие и возникающая
на его фоне амблиопия, являются
часто встречающимися
Причинами врожденных
Определенное место среди
причин глубокого нарушения
При всех глазных патологиях
чаще всего поражается
При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены. При высоких степенях аномалии рефракции возникают нарушения расстояния восприятия, величины предметов и изображений объектов.
В случае астигматизма, вследствие
деформации глазного яблока, на
сетчатке глаза из-за
Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.
Слепота у детей бывает
врожденной и приобретенной. Врожденная
слепота чаще всего является
следствием повреждений или
3. Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения.
Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны JI.C. Выготским, Т.А. Власовой и др.
При обследовании детей, поступающих в специализированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничено овладение социальным опытом. Исходя из этого, занятия строятся дифференцировано, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные).
В младшей группе - накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средней группе - формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану-символу); обучение детей на сенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:
-по существенным признакам;
-на основе овладения приемом сравнения;
обучение приемам группировки на подражание;
обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
Коррекционные задачи в старших группах:
-формирование приемов
-формирование навыка
-овладение приемами
-обучение обобщению знаний о
предметах и явлениях
Сенсорное и физическое воспитание -- основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.
Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между, правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур. Важно использовать формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта, так как они способствуют развитию глазо- двигательных функций.
Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения