Характеристика детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето), нарушение фотопериодичности (длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта).

Содержание работы

1. Понятие и сущность данного вида отклонения.

2. Причины возникновения.

3. Классификация детей с нарушением зрения.

4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.

5. Диагностика детей с нарушениями зрения.

6. Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

1. Понятие и сущность данного вида отклонения.

 

2. Причины возникновения.

 

3. Классификация детей с нарушением зрения.

 

4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.

 

5. Диагностика детей с нарушениями зрения.

 

6. Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.

 

Содержание:

 

1. Зрение это…

 

2. Клиническая характеристика детей с нарушениями зрения и  причины возникновения.

 

3. Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.

 

4. Диагностика детей с нарушением зрения.

 

5. Игры  и упражнения для детей, имеющих зрительные нарушения.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

 

Зрение - это одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть.

 

 Зрительные расстройства связаны  не только с условиями зрительной  работы, но и с другими широкими  социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная  холодная зима, короткое холодное лето), нарушение фотопериодичности (длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта).

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы. Большое напряжение нервной системы и раздражительность также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

 

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

 

 

2.Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

 

 У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение  остроты зрения корригируется  оптическими средствами (очками, контактными  линзами) В таких случаях их  зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого-педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать.

 

 Другая часть детей с нарушением  зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.

 

 К таким детям с нарушением  зрения относятся:

- слепые с полным отсутствием  зрения и дети с остаточным  зрением, при котором острота  зрения равна 0,05 и ниже на лучше  видящем глазу;

 

- слабовидящие со снижением  зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем  глазу с очковой коррекцией; - дети с косоглазием и амблиопией.

 

 У слепых и слабовидящих  детей преобладающей причиной  возникновения глазных заболеваний  является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

 

 Причиной врожденной патологии  зрения может быть наследственный  фактор, обусловливающий появление  катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов обуславливающих снижение зрения может быть несколько.

 

 Одной из распространенных  причин снижения зрения являются  аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазии:

 

Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке.

 

Близорукость (миопия) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней из-за того, что преломляющая система глаза обладает увеличенной оптической силой и слишком сильно фокусирует (относительно данного передне-заднего размера глазного яблока). Человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и должен пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

 

Астигмати́зм— дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. В некоторых случаях приводит к полной потере зрения.

 

Косоглазие (страбизм или гетеротропия) — любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век.

 

 Косоглазие и возникающая  на его фоне амблиопия, являются  часто встречающимися заболеваниями. Своевременное выявление и лечение  косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение  у детей еще в период раннего  и дошкольного возраста. При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

 

 Причинами врожденных заболеваний  и аномалий развития органа  зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

 

 Определенное место среди  причин глубокого нарушения зрения  занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

 

 При всех глазных патологиях  чаще всего поражается центральное  зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются.

 

 При аномалии рефракции в  зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены. При высоких степенях аномалии рефракции возникают нарушения расстояния восприятия, величины предметов и изображений объектов.

 

 В случае астигматизма, вследствие  деформации глазного яблока, на  сетчатке глаза из-за неправильного  преломления лучей появляется  искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие, к развитию амблиопии.

 

 Нарушение зрения определяет  слабое развитие психомоторной  сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

 

 Слепота у детей бывает  врожденной и приобретенной. Врожденная  слепота чаще всего является  следствием повреждений или заболеваний  плода в период внутриутробного  развития или же наследования  некоторых дефектов зрения от  родителей. Приобретенная слепота является результатом заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы, сосудистого тракта и др.), заболеваний центральной нервной системы - ЦНС (менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, затрагивающие участки коры зрительной системы), а также осложнений после различных инфекционных заболеваний, травматических повреждений глаза или мозга.

 

 3. Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения.

 

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны JI.C. Выготским, Т.А. Власовой и др.

 

При обследовании детей, поступающих в специализированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничено овладение социальным опытом. Исходя из этого, занятия строятся дифференцировано, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные).

 

В младшей группе - накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

 

В средней группе - формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану-символу); обучение детей на сенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

 

-по существенным признакам;

 

-на основе овладения приемом  сравнения;

 

обучение приемам группировки на подражание;

 

обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

 

Коррекционные задачи в старших группах:

 

-формирование приемов целенаправленного  восприятия по плану (в старшей  группе), владение планом (в подготовительной группе);

 

-формирование навыка узнавания  и выделения предметов среди  других с использованием сохранных  анализаторов, определения их свойств  и назначения на основе овладения  приемом сравнения;

 

-овладение приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе);

 

-обучение обобщению знаний о  предметах и явлениях окружающего  мира с целью формирования  понятий. Обязательным содержанием  специальных занятий является  не механическая тренировка зрительных  функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное сочетание цветов, размеров, стимулируется самостоятельность, творчество.

 

Сенсорное и физическое воспитание -- основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

 

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между, правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур. Важно использовать формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта, так как они способствуют развитию глазо- двигательных функций.

Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения