Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформированы навыки социально-бытовой ориентировки.
Объектом является: характеристика социально-бытовых навыки у детей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования является процесс обучения социально-бытовым навыкам учащихся с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение................................................................................................
3
Глава 1.
Теоретические основы изучения процесса формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью


1.1.
Характеристика социально-бытовых навыков детей школьного возраста.................................................................................................

6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.............................................................................................

13
1.3
Особенности социально – бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта......................................................................

20
Глава 2.
Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта

2.1.
Организация и методическое обеспечение исследования...............
28
2.2.
Анализ полученных результатов........................................................
36
2.3.
Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости............................................................................................


42

Заключение...........................................................................................
49

Список использованной литературы.................

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 112.12 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.  

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.

   Курс социально-бытовой  ориентировки является важнейшим  элементом системы коррекционной  учебно-воспитательной работы, направленной  на подготовку учащихся к самостоятельной  жизни в обществе, на формирование  у них знаний и умений, необходимых  для успешной социальной адаптации, на повышение уровня  общего  развития.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. — М. : 1987.
  2. Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии / М., 1995.
  3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М. : АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика. 1991. — 480 с.
  5. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Эльконин, Б.Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1963. — № 5. – С. 61-71.
  6. Гальперин, П.Я., Талызина, Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ. Сер. 14. – 1979. — № 4. – С. 54-63.
  7. Гладкая, В.В.. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие. – М. : НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с.
  8. Григонис, А.В. О непреднамеренном запоминании различного материала детьми-олигофренами / А.В. Григонис // Дефектология. – 1969. — №6. – С. 16-22.
  9. Дефектологический словарь. – М. – 1970. С. 504.
  10. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения / под ред. В.В. Воронковой. – М., 1984.
  11. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения / под ред. Т.А. Власова, В.Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981. – С. 45-143.
  12. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе : пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
  13. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики : учеб. пособие. –2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1980. – 398 с.
  14. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. – М., 1968. 175 с.
  15. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 160 с.
  16. Коррекционная педагогика и специальная психология / Словарь: учеб. пособие / сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с.
  17. Кузнецов, Ю.Ф. Урок и экскурсия во вспомогательной школе : учеб.

метод. пособие. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998. – 59 с.

  1. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – 4-е

Изд. – М. : АПН РСФСР, 1959. – 495 с.

  1. Лурия, А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка / А.Р. Лурия //

Вопросы психологии. – 1985. — №5. – С. 3-17.

  1. Ляпидевский, С.С. Клиника олигофрении / С.С. Ляпидевский, Б.И.

Шостак. – М. : Просвещение, 1973. – 136 с.

  1. Международная классификация болезней (10 пересмотр): Классифи-

кация психических и поведенческих расстройств / под ред. Ю.П. Нуллера, С.Ю. Циркина. – СПБ. – 1994.

  1. Мирский, С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во

вспомогательной школе / С.Л. Мирский // Дефектология. – 1975. — № 1. С. 29-36.

  1. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной

школы на уроках труда / С.Л. Мирский. – М., 1992. – 127 с.

  1. Нигаев, А.Н. Влияние социально-бытовых условий семьи ученика на

воспитательный процесс / А.Н. Нигаев // Совершенствование учебно-

воспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск,

1983. – С. 66-70.

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие. / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. / под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия»,

2000. – 272 с.

  1. Основы обучения и воспитания аномальных детей / под ред. А.И. Дьячкова. – М. : Просвещение, 1965. – 340 с.
  2. Павлова, Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся

вспомогательной школы / Н.П. Павлова // Дефектология. – 1991. — №1.С. 53-58.

  1. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. – М. : АПН РСФСР,

1959. – 486 с.

  1. Певзнер, М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении / М.С. Певзнер // Учащиеся вспомогательной школы. – М. : Педагогика, 1959.
  2. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд.. – М. : «Академия», 2004. – 160 с.
  3. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В.Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1977. – 128 с.
  4. Пинский, Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М. : Педагогика, 1977. – 128 с.
  5. Пинский, Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М. : Просвещение, 1969. – 152 с.
  6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / В.В. Воронкова и др. – М. : ВЛАДОС,

2000. – 224 с.

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т.1. – 488 с. ; М. : Педагогика, 1989. Т.2. – 1989. – 328 с.
  2. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /

С.Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1979. – 192 с.

  1. Соловьев, И.М. Восприятие умственно отсталых школьников /

И.М. Соловьев // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1965. — С. 35-76.

  1. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / под

ред. А.М. Щербаковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

  1. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 148 с.
  2. Хилько, А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. – СПб. : Просвещение, 2006. – 223 с.

 

Приложение 1

 

Анкета  для определения  социально-бытовых  навыков

 

1.Умеет  ли Ваш ребенок самостоятельно  пользоваться умывальными принадлежностями?

2. Требуется  ли Вашему ребенку помощь, когда он чистит зубы?

3. Обладает ли Ваш ребенок  необходимыми навыками и умениями  для самостоятельного принятия  ванны?

4. Требуется  ли Вашему ребенку помощь при  посещении туалета?

5. Самостоятельно  ли одевается Ваш ребенок?

6. Может ли Ваш ребенок  самостоятельно выбирать себе  одежду, в зависимости от ситуации?

7. Переодевается  ли Ваш ребенок без напоминания,  когда это необходимо?

8. Умеет  ли Ваш ребенок застегивать  пуговицы?

9. Обладает  ли Ваш ребенок навыком обращения  с молнией, кнопками?

10. Умеет  ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

11. Можете ли Вы оставить  своего ребенка на некоторое  время дома одного?

12. Умеет  ли он пользоваться бытовыми электрическими, электроосветительными приборами?

13. Доверяете  ли Вы своему ребенку пользование  телефоном?

14. Умеет ли Ваш ребенок  пользоваться плитой и другими  нагревательными приборами?

15. Может ли он подогреть  себе пищу?

16. Может ли он приготовить  бутерброды?

17. Самостоятельно  ли ест Ваш ребенок?

18. Пользуется  ли он вилкой?

19. Доверяете  ли Вы ему нож?

20. Учили ли Вы его  пользоваться телефоном?

21. Может ли он в необходимом  случае связаться с пожарной  охраной (другими службами)?

22. Знает ли Ваш ребенок  функции таких учреждений, как  милиция, больница и т. д.?

23. Умеет  ли Ваш ребенок читать?

24. Узнает  ли Ваш ребенок социально значимые слова?

25. Приходилось ли ребенку  сопровождать Вас в магазин?

26. Может ли он сходить  в магазин самостоятельно?

27. Ориентируется ли в  деньгах?

28. Умеет ли считать  наизусть?

29. Может ли написать  свое имя и адрес?

30. Умеет  ли организовать свое время?

31. Проявляет ли к чему-нибудь  повышенный интерес?

32. Слушает ли музыку?

33. Танцует  ли Ваш ребенок?

34. Обладает ли умением  начинать разговор?

35. Пользуется ли в разговоре  вежливыми формулами речи?

36. Есть ли у него  друзья?

37. Принимает ли Ваш  ребенок участие в занятиях  какого-либо кружка?

38. Научен ли Ваш ребенок  стирать себе некоторые предметы  своей одежды?

39. Пользовался ли он  утюгом?

40. Выполняет  ли Ваш ребенок дома определенные  домашние обязанности?

41. Устанавливает  ли для жизни четкий распорядок дня?

42. Ориентируется  ли во времени с помощью  часов?

43. Нужна  ли Вашему ребенку помощь во  время прогулки?

44. Гуляет  ли он самостоятельно?

45. Посещаете  ли Вы с ребенком места развлечений  и т. д.?

 

    

 

 

Ключ

1.

+

16.

+

31.

+

2.

-

17.

+

32.

+

3.

+

18.

+

33.

+

4.

-

19.

+

34.

+

5.

+

20.

+

35.

+

6.

+

21.

+

36.

+

7.

+

22.

+

37.

+

8.

+

23.

+

38.

+

9.

+

24.

+

39.

+

10.

+

25.

+

40.

+

11.

+

26.

+

41.

+

12.

+

27.

+

42.

+

13.

+

28.

+

43.

-

14.

+

29.

+

44.

+

15.

+

30.

+

45.

+


 

 

 

 

Приложение 2

 

Первичные результаты обследования социально-бытовых навыков у старших школьников с умственной отсталостью

 

 

                   ИМЯ

 

   Параметры 

Николай

Александр

Алексей

Анастасия

Екатерина

Ольга

Сергей

Лиза

Роман

Мария

навыки личной гигиены;

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

навыки самообслуживания за столом;

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

В

 

С

 

В

представление об одежде;

В

В

В

В

 

В

В

С

В

Н

С

выполнение обязанностей по дому;

В

С

С

Н

В

С

С

С

Н

С

осведомленность о правилах техники безопасности дома;

 

В

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

В

 

В

 

Н

 

С

ориентировка в магазине;

В

С

С

С

С

В

С

В

С

С

правила дорожной безопасности;

В

Н

С

С

С

С

С

В

С

Н

поведение на улице и в транспорте;

В

Н

Н

С

С

С

Н

В

С

Н

поведение в ситуации «Если ты заблудился».

В

Н

Н

С

С

С

Н

С

С

Н

Информация о работе Характеристика социально-бытовых навыков у детей с нарушением интеллекта