Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование стратегии развития профессионального образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
– изучить теоретические основы сущности стратегии организации;
– раскрыть сущность стратегического подхода к управлению в профессиональной образовательной организации;
– проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– разработать приоритетные направления программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– дать оценку количественным и качественным показателям эффективности внедрения предложенных рекомендаций по реализации стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и значение стратегии деятельности организации 8
1.2 Особенности разработки стратегии деятельности профессиональной
образовательной организации 16
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБОУ НПО
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика профессиональной
образовательной организации 29
2.2 Организация управления в профессиональной образовательной
организации 41
2.3 Оценка реализуемой стратегии 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 49
3.1 Обоснование необходимости развития стратегии деятельности
училища 49
3.2 Содержание Программы развития училища 52
3.3 Количественные и качественные показатели эффективности
реализации Программы развития училища 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
74

Файлы: 1 файл

ВКР готовая -Фомина ЛГ.docx

— 252.92 Кб (Скачать файл)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

(на примере КГБОУ НПО  «Профессиональное училище №35»)

 

 

 

Фомина Лариса Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ           8                                                                                                     

1.1 Сущность и значение стратегии деятельности организации                       8

1.2 Особенности разработки стратегии деятельности профессиональной       

образовательной организации                                                                                 16

2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБОУ НПО

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»                                                   29                                                                                           

2.1 Организационно-экономическая характеристика профессиональной          

образовательной организации                                                                                 29

2.2 Организация управления в профессиональной образовательной

организации                                                                                                               41

2.3 Оценка реализуемой стратегии                                                                        44

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»                           49                                                                                                   

3.1 Обоснование необходимости  развития стратегии деятельности

училища                                                                                                                    49

3.2 Содержание Программы  развития училища                                                 52

3.3 Количественные и качественные показатели эффективности

реализации Программы развития училища                                                           63                                                                                                                                                                                                                                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                              70                  

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                        74

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российское образование находится на пути преобразований, которые коснулись и профессионального образования. Перед коллективом каждой профессиональной образовательной организации сегодня стоят вопросы: что делать, чтобы найти свое место в изменяющейся образовательной ситуации, каким путем двигаться дальше, что это даст?

Анализ механизмов управления профессиональной образовательной организацией показывает, что руководство многих училищ, педагогические работники и коллективы в целом далеко не всегда задумываются о роли своего образовательного учреждения в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития.

Актуальность исследования заключается в том, что долгосрочная эффективная работа любого учреждения, организации, предприятия, их развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал организации.

Образовательные учреждения в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Ускорение изменений в образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для оказания образовательных услуг, современные достижения науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех образовательных учреждений, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждое образовательное учреждение уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждого из них уникален, так как он зависит от позиции училища, колледжа, техникума на образовательном рынке, динамики их развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование стратегии развития профессионального образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

  • изучить теоретические основы сущности стратегии организации;

  • раскрыть сущность стратегического подхода к управлению в профессиональной образовательной организации;

  • проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
  • разработать приоритетные направления программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;

  • дать оценку количественным и качественным показателям эффективности внедрения предложенных рекомендаций по реализации стратегии развития организации.

Объектом изучения является краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».

Предметом изучения выступают отношения управления, которые складываются при разработке и реализации стратегии деятельности КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35».

Информационной базой исследования послужили научная литература, освещающая вопросы стратегического развития организации; отчетность, мониторинг качества образования и результативности деятельности КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35».

При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: работа с документами, анализ эффективности и результативности деятельности КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35».

Практическая значимость работы состоит в том, что реализация стратегии развития, предложенной в данной работе, позволит училищу выйти на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность предлагаемых услуг, повысит качественные показатели ее образовательной деятельности в условиях модернизации российского образования.

Структурно работу можно представить в виде трех глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы, как понятие стратегии и развития; методические подходы к разработке стратегии профессиональной образовательной организации. Во второй главе рассматривается стратегия КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35», ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач. В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию стратегии развития профессиональной образовательной организации.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 65 страниц.

Выпускная квалификационная работа иллюстрирована 9 рисунками; 13 таблицами; 7 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 29 источников.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ организации

 

1.1 Сущность и значение  стратегии деятельности организации                     

Слово «стратегия», как известно, очень древнее (греч. strategia- искусство или наука быть полководцем). Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.  Однако использование понятия стратегия не является исключительно прерогативой древних греков. В Древнем Китае период между 480 и 221гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство стратегии», т.е. уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей [19, С.67].

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик. Надо только правильно выбирать среду обитания и адекватно оценивать стратегические решения.

Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия – не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Любая стратегия включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде. Выделяют четыре различные группы таких принципов (правил):

1) Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание – заданием.

2) Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3) Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

4) Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

На формирование стратегии компании оказывают влияния многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)