Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Религия и мифология".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

Неохристианские течения

Церковь Христа. Новоапостольская церковь. Церковь последнего завета

Семья (Дети бога, Семья любви). Церковь Христа (Бостонское движение) - НРД, возникшее в 1979 г. в г. Бостоне (США). Основатель движения — протестантский пастор Кип Маккин.

С 1981 г. и до настоящего времени  основной целью Церковь Христа явл евангелизация населения всего мира в кратчайшие сроки. Церковь Христа учит о необходимости крещения как непременного условия для спасения каждого члена Церкви. Другим важным моментом учения Церковь Христа явл практика ученичества (послушание своему наставнику, как Богу). Церковь Христа имеет строгую иерархию. Не придерживается какой-то определенной богослужебной традиции.

 

Н еоориенталистские объединенияАнанда марга Общество Сознания Кришны Миссия Божественного Света НеоиндуизмАнанда марга, ("Путь к блаженству",)–радик  религ орг, созд в 1955 г. в Индии (штат Бихар). Первоначальное название – "Общество моралистов". Основатель учения Ананда Марга – Прабхат Ранджан Саркар (1921–1990) – выходец из семьи обедневших бенгальских брахманов, принявший титул "Ананда мурти" "воплощение блаженства". Сторонники называют его "баба" (отец) и "гуру".Учение Ананда Марга представляет собой смесь йоги, шиваистского индуизма и тантризма. Цель учения Ананда Марга – достигнуть "высшего сознания" посредством медитации и править обновленным миром. Ананда Марга критикует капитализм и материализм, коммунизм и демократию; подчеркивает индусскую самобытность и мессианскую роль индуизма. В основе организации лежит принцип гуруизма, выборных органов нет. Внутри организации действуют свои департаменты (образования, связей с общественностью и т.д.) и Общество добровольной службы (военные молодежные отряды). Численность членов организации держится в тайне. Штаб-квартира Ананда Марга расположена в г. Калькутта (Индия). "Глобальный ашрам" (обитель организации) находится в районе Тилджала (г. Калькутта). Собрания организации ("дхарма Махачакро" – великое колесо веры) проходят в разных местах.

С 1973 г. деятельность орг распр за пределы тер-рии Индии. Члены А.М. совершали террористические акты на территории различных государств, и по этой причине деятельность Ананда Марга запрещена в Индии, Румынии и в ряде других стран.   Неоиндуизм – реформированный индуизм, адаптированный к современным условиям социальной жизни. Основоположником Неоиндуизм стал Рам Мохан Рой (1772–1833), отрицавший многобожие и идолопоклонство, идеи реинкарнации и кармы, ставивший под сомнение роль брахманов и храмов, выступавший против отдельных обрядов, укоренившихся в индуизме (в т. ч. – обряда сати – самосожжения вдов). В 1828 г. Рам Мохан Рой создал свою организацию – "Брахмо Самадж", имевшую до 10 тыс. последователей.Продолжателем идей "Брахмо Самадж" было общество "Арья Самадж" ("Общество ариев"), организованное Свами Данаянда в 1875 г., который настаивал на единственном авторитетном источнике индуизма – Ведах и проповедовал индуистский национализм.

Синкретические и универсальные  движения

Белое Братство Аум синрике Бахаи (юсмалиане) –НРД, получившее свое развитие в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Название "Юсмалос" (Юоанн Свами МАрия ЛОгоС) произошло от имени основателей – Юоанна Свами (Юрия Кривоногова) и Марии Дэви Христос (Марины Цвигун). Учение синкретично и вбирает в себя элементы гностицизма, Агни Йоги, теософии и христианства. Первоначально движение было ориентировано на эсхатологический аспект своего учения – ожидание наступления Конца Света и воцарения Рая на Земле. Именно с этим была связана программа, согласно которой последователи должны были 1260 дней (3,5 г.а) проповедовать учение и призывать всех людей к покаянию. В октябре 1993 г., по истечении назначенного срока члены движения съехались в Киев и захватили храм Св. Софии. Результатом этого события стал арест членов движения и его руководителей. Учение стало более систематизированным, его основные аспекты изложены в печатных и информационных изданиях Великого Белого Братства ЮСМЛОС. В основе учения – положение о том, что Бог есть Мать, а также учение о любви и гармонии между небесным и земным, мужским и женскими началами. Ныне последователи движения не носят напоказ белых одежд. Они верят в божественное происхождение Марии Дэви Христос, уделяют большое внимание чтению писаний и проповеди, и ведут аскетичный образ жизни.  

 

Псевдорелигиозные общества и культы

Ввиду того, что Конституции  многих стран обеспечивают право  каждому гражданину иметь свои политические и религиозные убеждения, а также  распространять их, се г.ня нет ничего легче, чем основать новое религиозное общество или политическую партию. 

Достаточно заручиться поддержкой нескольких приверженцев, чтобы получить права на легальную регистрацию  такого общества. Легализация религиозного общества во многих странах в свою очередь освобождает его от подоходных налогов. По этой причине нередко  именно в США возникают религиозные  общества и культы, которые прикрываются религиозными идеями ради коммерческих целей.К таковым обществам следует, например, отнести секту Муна (именующую  себя “церковью унификации”), общество Сайнтолоджи и мнво “телеевангелических” орг, возглавляемых проповедниками с пророческими и чудо-творными претензиями. 
Трудно в кратком объеме охватить вероучительный и организационный диапазон этих псевдорелигиозных обществ. Некоторые из них, как например, телевизионное общество PTL , проповедует христианские принципы (в духе секты пятидесятников), но явно преследует коммерческие цели . Денежные сборы ведутся очень успешно, так что некоторые руководители таких телевизионных групп живут в сказочной роскоши и время от времени становятся участниками шумных скандалов, мошенничества и безнравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

В отношении к мирским  порядкам НРД разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности движений относится разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра свободна от утопических идей построения идеального общества.В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны "эсхатологическая лихорадка" - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, теология "Белого Братства" осуждает существующие власти, не верящие в миссию "живого Бога" - Марину Цвигун. Мироотрицание также являлось характерной чертой первых лет существования "Церкви последнего завета". Виссарион заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра.НРД с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения акцентируют внимание на устранении проявлений насилия, эгоизма. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления о наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентология). По утверждению неофитов, после обращения в "новую веру" они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.НРД характеризуются наличием центральных фигур - основателей этих движений или их лидеров. Создатели движений могут принадлежать к различным социальным и возрастным группам, быть обладателями университетских дипломов или иметь всего лишь школьное образование. Но при всем разнообразии статусных характеристик все они заявляют о своих особых отношениях с божественным миром. Основатели религиозных движений провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир новое единственно истинное учение. Признавая за основателями движения эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.Отмеченные типы отношения НРД к миру не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда присущими тому или иному религиозному новообразованию. Бескомпромиссное осуждение мирских порядков, отказ от всяких контактов с внешним миром обычно характерны для начальных этапов существования движения. Его основателям и лидерам, как правило, не удается длительное время поддерживать движение в состоянии осажденной крепости, держаться строго обособленно от общества. Переход к компромиссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью сопровождается или молчаливым отказом от прежних жестких мироотвергающих формулировок, или мягким их истолкованием.

Социально-демографические  характеристики последователей НРД в целом близки к соответствующим показателям сторонников этих движений в США и Западной Европе. Значительную часть неорелигиозных образований составляет городское население. 
Пик успешного распространения и активности НРД в России приходится на 1989-1993 гг. Но уже и тогда стали заявлять о себе силы, противостоящие нетрадиционным религиозным группам, - вне зависимости от того, возникли ли он на российской почве или были импортированы из-за границы. И хотя эти силы имели неодинаковые мотивы противостояния неорелигиям, все они были едины в одном: многочисленные религиозные и псевдорелигиозные движения наносят вред обществу и личности, поэтому их деятельность должна быть ограничена или запрещена. 
Эти организации объявляются несовместимыми с христианством, а люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от "православной церкви". Вместе с тем Архиерейский собор предостерегает от отождествления ложных взглядов и их носителей. Неэтичное отношение к последним оценивается как несовместимое с христианским учением.Как и в зарубежных странах, новые религиозные группы в России столкнулись с противодействием родителей, дети которых стали ревностными последователями новых верований. В 1992 г. в Москве был создан "Комитет по спасению молодежи", состоящий из родственников лиц, считающих себя пострадавшими от наиболее радикальных нетрадиционных движений. Свои основные задачи "Комитет по спасению молодежи" видит в оказании медицинской, юридической и материальной помощи пострадавшим от нетрадиционных религий. Комитет содействует родителям и родственникам в поисках их родных, покинувших семьи под влиянием псевдорелигиозных сект. 
В 1994-1995 гг. сфера деятельности родителей, выступающих против новых религиозных групп, существенно расширяется, аналогичные комитеты образуются в Санкт-Петербурге. 
Деятельность новых религиозных объединений регулируется соответствующими нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Российское законодательство провозглашает равенство всех религиозных образований и не проводит различия между религиями новыми и старыми, традиционными и нетрадиционными. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением религиозных чувств. 
В то же время последователи НРД могут стать религиозной организацией (и тем самым получить правоспособность юридического лица) лишь по прошествии 15 лет. Исключение делается для тех, кто входит в уже существующие централизованные религиозные организации, в этом случае регистрация осуществляется автоматически.

 

 

 

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ БОГА

КвазиденоминацияГерберт У. Армстронг. 1892 – 1986. занимался рекламным  бизнесом и мало интересовался религиозными проблемами. Жизнь Армстронга резко  изменилась после того как его  жена Лома была "обращена" соседкой, принадлежавшей к адвентистской Церкви Бога. Между Армстронгом и его женой произошел спор о почитании 7-го дня, т. е. субботы вместо воскресенья. После самостоятельного изучения Библии Армстронг что жена права. Он также усвоил, что соблюдение 10 Заповедей и других библейских предписаний явл самым важным моментом в деле спасения. С этого времени Армстронг присоединился к "Церкви Бога. Некоторое время спустя, Армстронг основал собственное течение, получившее название "Всемирная Церковь Бога". 30-х 20 в.штат Орегон, СШАВ настоящее время отделения Всемирной церкви Бога существуют во многих странах мира. Наибольшее число последователей в США.Всемирную церковь Бога возглавляет Главный Пастор. Джозеф Ткач.

Члены Всемирной церкви Бога признают Библию в качестве бо г.хновенной книги.Журнал "Простая истина". Всемирной церкви Бога принадлежит 400 радио- и телестанций по всему миру. Радио завтрашнего мира".Всемирная церковь Бога имеет ряд колледжей в США и Великобритании. Согласно учению Герберта Армстронга, в 69 г. н. э. подлинное Евангелие было утрачено и после разрушения Иерусалимского храма уже не проповедовалось. Римлянам якобы удалось подкупить Церковь и разложить ее изнутри, таким образом, чтобы истина была забыта. Армстронг утверждает, что Бог трудится 19-летними циклами. По прошествии 19 лет со дня Пятидесятницы, Он покинул Церковь и на 1260 лет установилась "мерзость запустения". (Это число взято из книги Откровения 12, 6). Приверженцы Всемирной Церкви Бога верят, что проповедь Евангелия была восстановлена только бла г.аря Армстронгу, который сам считал себя Иоанном Крестителем, явившимся в мир перед Пришествием Христа.Первоначально Армстронг выдвигал целый ряд тезисов, далеких от христианской ортодоксии. В частности, он утверждал, что Бог находится в процессе "самосовершенствования". Армстронг отрицал Божественность Христа, Личность Св. Духа и вечное посмертное воздаяние за грехи, считал почитание воскресенья "знаком зверя" (наследие адвентизма). В настоящее время Всемирная церковь Бога отошла от большинства этих заблуждений, стремясь приблизить свое учение к протестантскому. Однако ее последователи по-прежнему празднуют субботу и отрицают личность Св. Духа, что не позволяет отнести Всемирную церковь Бога к числу протестантских деноминаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"