Шпаргалка по "Истории религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

Файлы: 1 файл

Шпоргалка по истории религии.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Ответы на вопросы по истории религии.

  1. Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

1)Объективно-идеалистический.

Сущность религии выводят из наличия в мире сверхъестественных сил, поэтому объективный идеализм - философская основа теологии, как системой обоснования и защитой религии.

2)Субъективно-идеалистический.

Основное звено религиозной проблемы переносят в сферу сознания конкретного человека. Религия существует, как индивидуально-психологический феномен.

3)Натуралистический.

Существование религии объясняется расколом между телом и душой. Потребность в религии возникает в результате стремления человека достичь гармонии между телом и душой.

4) Атеистический.

Отражение в головах людей господствовавших над ними внешних сил, прежде всего сил природы. Главная причина – неспособность человека сознательно управлять природными или общественными явлениями.

Кроме того существуют антропологический, социологический, политологический и другие подходы.

  1. Структура религии. Специфика религиозного сознания.

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие  элементы как: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого 
поведения, о результате проверки.

Религиозное сознание неоднородно и существует на двух уровнях:

- обыденный или религиозная психология: совокупность представлений, установок, стереотипов, чувств и настроений верующих. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль принадлежит эмоциям. По характеру своего формирования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Этот уровень предполагает освоение содержания вероучения.

- концептуальный или религиозная идеология: система идей, принципов, концепций, разработанная и пропагандируемая теологами и служителями церкви. В её состав входят религиозная мифология, религиозная философия, догматика (основные положения вероучения, признанные вечными и неизменными, установленные Богом или Богами, обязательные для всех верующих), религиозная этика или нравственное богословие (система моральных требований), апологетика (система оправдания веры и критики других религиозных течений). На этом уровне происходит интерпретация вероучения согласно времени, защита вероучения, его систематизация и кодификация.

  1. Религиозный культ и религиозные организации.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозный культ (лат. уход и почитание) – совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать как на сверхъестественное, так и на реально существующие объекты. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. Это могут быть растения, реки, небесные светилы, а также духовные существа. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. К средствам культа относятся молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы. Важнейшим из средств является культовое здание. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.

 Религиозные организации – религиозные объединения, возникающие на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретных исторических условий эти организации принимают различные формы. На основе изучения христианства выделяют три основных типа организаций: церковь, секта, деноминация. Церковь – широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Характеризуется иерархическим принципом управления, строго фиксированной системой вероучения и культа. Секта – объединение верующих, противопоставляющих себя господствующему религиозному течению. Характеризуется равенством всех членов секты, принципом добровольности объединения. Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Ей присущи признаки одного типа религиозных организаций и другого.

  1. Основные функции религии.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

1)Мировоззренческая. Специфика  религиозного мировоззрения оказывает  существенное влияние на социальные  ориентации, установки, настроения  людей.

2)Компенсаторная. восполняет  ограниченность, зависимость, бессилие людей. Социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, смягчают бедствия обездоленных.

3)Регулятивная. Создает систему  норм и ценностей, регулируя при этом не только моральное поведение, но и другие сферы жизнедеятельности человека. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.

4)Коммуникативная. Религия  обеспечивает общение. Общение складывается  как в нерелигиозной, так и  в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Общение друг с другом, общение с Богом.

5)Интегративная. Сплочение  единоверцев в рамках отдельной  общности, а в определенных исторических условиях эта функция выполняется по отношению ко всему обществу.

  1. Типология религий.

1)По количеству богов.

-Политеистические. Характерна  вера в пантеон богов (древнегреческая, индуизм, джайнизм);

-Монотеистическая. Единобожие  – вера в одного Бога (ислам, христианство).

2)По степени распространенности.

-Родоплеменные (языческие). В них фиксируются особенности  социальной организации, экономической  структуры и духовного развития  родоплеменных союзов. Племенные  культы сохранили все основные  формы архаичных культов природы, предков. Существуют и сейчас, почти везде, кроме Европы.

-Национальные. Возникают  в период формирования классового  общества. Особенность: они не выходят  за рамки определенной этнической  общности (даосизм – Китай, индуизм - Индия). Им свойственны детальная ритуализация поведения людей в быту, специальная обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов.

-Мировые. Термин применяется  к трем религиям: христианство, ислам  и буддизм. Возникают в эпоху  крупных исторических переворотов. Космополитизм(может существовать в любых условиях), прозелитизм (стремление обратить в свою веру другого вероисповедателя), пропагандистская активность.

  1. Происхождение религии и ее ранние формы.

Первые религиозные верования возникли в период в эпоху верхнего палеолита (40 – 20 тысяч лет до н. э.). Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. как и когда возникла религия, является достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом от мировоззренческих установок самих исследователей. На него можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа: религия появилась вместе с человеком; религия – продукт человеческой истории.

Религиозная история человечества начиналась с самых простейших форм религиозных верований, к которым относят тотемизм, магия, аниматизм, анимизм, фетишизм, шаманизм.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Каждый первобытный род носил имя животного, которое было его тотемом. Тотему не поклонялись, его считали прародителем рода. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу, называть его имя.  Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Подразделяется на вредоносную и лечебную. Аниматизм – одухотворение всей природы в целом и её отдельных явлений в частности. Анимизм – вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей, но и в духов природных явлений. Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. Этот род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т.п. Шаманизм появляется в период разложения первобытнообщинного строя. Это вера в особых людей, шаманов, которые могут выступать в качестве посредников между человеком и духом, при выполнении особых ритуалов.

 

 

  1. Национальные религии Индии. Ведизм.

К национальным религиям Индии относят ведизм, индуизм, джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Названа религия так в честь древнего сборника гимнов и ритуалов – Веды. Зародился в Восточном Пенджабе. Мифология и догматика В. Предполагает обожествление как природы как целого, так и отдельных природных и социальных явлений. 33 бога (Индра, Варуна, Агни, Сома). Каждый бог отвечал за определенную сферу. Вселенная подразделяется на 3 сферы: небо, земля, антарижна. Все божества были разделены между этими сферами. Выделяется абстрактное божество Пуруша – творец всего существующего, включая и богов. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. С точки зрения В. Любые природные явления имели божественное происхождение. Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Но идею переселения душ В. не сформировал. Умирают все, даже боги, после смерти попадают либо в рай, либо в страну Ямы.

 

  1. Вероучение и культ индуизма.

Индуизм – ведущая религия Индии. Формируется на её территории в V – IV веках до н.э. на основе брахманизма. В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного начала, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. Самое высшее божество Брахма. Брахма – верховный создатель и правитель мира, создатель социальных законов – дхармы, которые освещают деление общества на касты. Два других бога Вишну, бог-охранитель и Шива, бог - разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами, это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). Позднее сформировалось еще одно направление – Кришноизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Одним из аватаров Вишну считается и Будда. В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива описывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассивный дух. Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде — Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид. В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения 
общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и 
поступками в предшествующих рождениях (карма). Разработал определенные нормы общественных установлений 
с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества.

  1. Специфика джайнизма.

Создателем джайнизма считается Вардхамана или Джина (победитель), живший в IV веке до н.э. Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала, в поисках пути освобождения. Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию  кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение, совершенное знание, совершенное поведение. Этика джайнов жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольные 
обеты и ограничения. Джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Главный признак души – развитие сознания, только знания могут освободить душу, поэтому учителя и могут учить других, так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души, воздаяния человеку за его поступки. Джайны не признают кастового деления общества. Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны -миряне прибегали в ряде случаев к услугам брахманов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории религии"