История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:18, реферат

Описание работы

1. Психологический подход изучения религии (З. Фрейд «Будущее одной иллюзии»).
2. Мировые религии.
3. Новые религиозные движения (НРД)..

Файлы: 1 файл

История религий.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Гуманитарный университет

Факультет социальной психологии

Направление «Реклама и  связи с общественностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиоведение

Контрольная работа

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 2 курса

Направления 031600

Иванова У.М.

Преподаватель:

Дроздова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

 

1. Психологический  подход изучения религии (З. Фрейд «Будущее одной иллюзии»)

1. Позиция Фрейда по отношению к религии в работе «Будущее одной иллюзии». Согласны ли вы с точкой зрения автора?

Религия, по мнению Фрейда, несомненно, оказала человеческой культуре великую услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но недостаточно. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующих обстоятельств.

Религиозные представления  не являются подытоживанием опыта или  конечным результатом мысли, это  иллюзии, реализации самых древних, самых сильных, самых настойчивых  желаний человечества. Характерной чертой иллюзии является её происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии. У религиозных учений нет доказательств, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности».

Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза.

Подводя итого вышеперечисленному мы можем сказать, что Фрейд относился  к религии с позиции атеизма, он считал её иллюзией, верил, что  со временем человек под действием мышления, разума сможет увидеть «истинное лицо» религии, он расстанется с ней, обретет «чувство реальности», будет жить земной жизнью, «здесь и сейчас», а не в мечтах о загробном рае. Я полностью разделяю взгляд З. Фрейда на религию, но не уверена, что все люди когда-нибудь смогут взглянуть на мир открытыми глазами, рационально мыслить, отказаться от иллюзий. Существует такое мнение, что религия  - это мировоззрение людей на определенной стадии развития интеллекта, личности, стадии, прямо скажем, неособенного интеллектуального развития.  Посему, ниша для религиозных воззрений  - умы определенной части людей, всегда будет востребована и заполнена. 

 

2. Причины возникновения религии, которые называет З. Фрейд

 Происхождение религии З. Фрейд связывал с беспомощностью человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой». Природа противостоит нам всей своей мощью, величественная, жестокая, неумолимая, колет нам глаза нашей слабостью и беспомощностью, от которых мы думали избавиться посредством своего культурного труда. Самим предписаниям культуры приписывается божественное  происхождение, они поднимаются над человеческим обществом, распространяются на природу и историю мира.

В итоге мы можем выделить основные причины возникновения  религии:

- главнейшая роль в становлении религии приписывается человеческой слабости и беспомощности;

- исходит из потребности, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи культуры;

- из стремления исправить болезненно ощущаемые несовершенства культуры.

 

3. По мысли З. Фрейда, вера – это иллюзия, а не заблуждение.

Религиозные представления  не являются подытоживанием опыта или конечным результатом мысли, это иллюзии, реализации самых древних, самых сильных, самых настойчивых желаний человечества. Характерной чертой иллюзии является её происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии. В бредовой идее мы выделяем как существенную черты противоречие реальности, иллюзия же необязательно должна быть ложной, то есть нереализуемой или противоречащей реальности. Мы называем веру иллюзией, когда к её мотивировке примешано исполнение желания, и отвлекаемся при этом от её отношения к действительности, точно так же как и сама иллюзия отказывается от своего подтверждения. У религиозных учений нет доказательств, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности».

 

4. Согласно З. Фрейду, религия – это повторение детского опыта.

Пугающее ощущение детской  беспомощности пробудило потребность  в защите – любящей защите, - и эту потребность помог удовлетворить отец. Сознание, что та же беспомощность продолжается в течение жизни, вызывает веру в существование какого-то, теперь уже более могущественного отца. Никогда до конца не преодоленные конфликты детского возраста, коренящиеся в отцовском комплексе, снимаются с индивидуальной психики и получают свое разрешение в принимаемом всеми смысле. Религию можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу. Когда бог стал единственным, отношение к нему смогло обрести интимность и напряженность детского отношения к отцу. Коль скоро для божественного отца люди сделали так много, им хотелось получить взамен  и вознаграждение, по крайней мере стать для него единственным любимым ребенком, избранным народом. Мотив тоски по отцу идентичен потребности в защите от последствий человеческой немощи; способ, каким ребенок преодолевает свою детскую беспомощность, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность, а такой реакцией и является формирование религии. Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза.

 

 

2. Мировые  религии

1.  Сходство и различие ислама и христианства

 

Ислам

Христианство

Общее у христиан и  мусульман:

  1. монотеизм (однобожие)
  2. авраамистические корни
  3. общие святые места
  4. много общих пророков и праведников (например, Авраам, Моисей, Давид, Иисус)
  5. вера в милосердие господне

6.  ценности: единство человечества, мир, братство и свобода и т.п.

Это всемирные религии  в том смысле, что они не знают  национальных границ и готовы свой дар подарить человеку любой национальности, любого социального статуса.

Включают в себя разные конфессии.

И в исламе и в христианстве присутствует большая доля религиозной  неграмотности, отсюда и развитие некоторых  фанатических уклонов.

В вопросе вероучения разные, но в области социальной работы, этики и межчеловеческих  отношений много общего, в том числе общероссийская история.

Священный мусульманский  закон – шариат.

Вера в искупительную  жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником  между Богом и человеком.

Разрешена полигамия.

Догмат о триединстве Бога

Обязательная молитва 5 раз в день.

Наличие монастырей

Обязательное паломничество  в Мекку (хадж).

Церковь – необходимый  инструмент спасения, только она может  восстановить утраченную способность  людей стремится к Богу.

Концепция священной  войны (джихада)

Наличие трех степеней иерархии: епископство, пресвитерство, диаконство.

Существенное различие мне видится в том, что ислам  - более понятная для рационального  понимания религия, в нем все  расставлено по «полочкам» и конкретно.


 

3. Новые религиозные  движения (НРД).

1. Специфические черты НРД

Наиболее специфические  черты, определяющие общественное лицо современных НРД, темпы их распространения  и взаимоотношений с социумом, являются следствием глобальной ситуации второй половины XX столетия.

1. Особый социальный состав - первое поколение верующих. Молодые люди  в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя. Социально-экономический статус - в основном, обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.

2. Большинство НРД объединяют своих адептов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для  этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается  более интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводится к обрядам при рождении, венчании и кончине.

3. По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы. Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, нововековцы, теософия).

Оккультная группа –  субъекты, детерминированные гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики (шаманизм, магию).

Клановая группа –  наиболее закрытая организация, в которой  индивидуализм и оторванность от толпы есть принцип жизни. Это группы с тайным членством и закрытой вербовкой. Цели организации, ее управление не известны тем, что внизу.

Особенности вероучения и деятельности неоязыческих движений.

Религиозная система Теуна Мареза

Марез родился в Зимбабве. Именно на африканских национальных религиозных системах он и основал свою собственную, присовокупив к ней заимствования из трудов Карлоса Кастанеды. Главный центр находится в ЮАР, центры существуют в США, Великобритании, Германии, Франции, Украине и др. странах. В России адепты Теуна Мареза действуют в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах страны. До недавнего времени число адептов было невелико. Обычно это были немногочисленные группы или одиночки-экспериментаторы. В последнее время появилась тенденция значительного роста количества приверженцев Мареза в России.

Теун Марез - один из авторов  текстов, в которых развивается  тема шаманских культов латиноамериканских индейцев. Свое учение назвал “Учением Толтеков”. Система Мареза - одна из ряда позднейших компиляций на тему, открытую публикациями Карлоса Кастанеды, хотя адепты Мареза и он сам категорически отрицают это. В книгах Мареза представлены все основные представления о человеке, модели его устройства, психологические техники "развития сознания", которые даны у Кастанеды. В основном сохранена и терминология, и набор общих идей, только в гораздо более примитивном и карикатурном виде.

Согласно учению Мареза, из глубокой древности (из Атлантиды) ведет  свою преемственность некое тайное братство Толтеков. Толтеки третьего внимания выступают некой неоязыческой закваской в человечестве, которая ныне должна предуготовить весь людской род к великому будущему. Смысл человеческой эволюции, по Марезу, состоит в том, чтобы превратиться в “частицы газа”: есть только одна жизнь и только одно осознание. Каждая личность является частицей этой единой жизни и единого осознания. В этом “газовом” представлении о человеке - специфическое отличие неоязыческой системы Мареза от оккультно-мистических учений теистического происхождения - теософии, антропософии и т.п.

Русское «неоязычество»

Вероятно, под неоязычеством  следует понимать совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений  и движений, обращающихся в своей  деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Наибольшее развитие в России получило славянское или русское неоязычество, которое часто декларирует своей задачей восстановление традиции, прерванной христианским и атеистическим периодами, путем переноса в современное общество языческого менталитета и мифологических архетипов.

Обусловлено ростом русского этнического самосознания и усилением  интереса к историческому прошлому Отечества. Оно обращается к образам праславянских богов (особенно охотно – к образам Перуна и Рода), широко использует древнюю символику, например изображение молний – «перуновых стрел», тяготеет к возрождению деталей традиционного славянского костюма и дохристианской обрядности. Мифология и вероучения русского «неоязычества» в значительной степени опираются на «Велесову книгу», которая рассматривается в качестве достоверного древнего первоисточника.

Из неоязыческих групп, существующих в России можно назвать, например:

  • «Союз Венедов» («Дед» Виктор Безверхий) (С.-Петербург)
  • Нижегородская областная языческая община
  • «Русская Община Духа» (РОД)
  • Группа под руководством Млада (жрец Перуна Сергей Викторович)
  • Фонд возрождения шаманизма “Орьел” (Улан-Удэ) под рук. Шантановой

Некоторые базовые элементы, характерные для подавляющего большинства языческих групп: Антихристианство - доминирующий признак. Человек сын божий. Человек - составная часть природы наравне с богами, духами, животными и растениями: он может брать от природы не более, чем ему необходимо, оберегать и почитать ее. Человек обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своем потомстве и семье, защищать территорию, людей и веру своего рода; Цель человека в неоязычестве – соответствие нравственным и природно-экологическим требованиям.

Информация о работе История религии