Шпаргалка по "Истории религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

Файлы: 1 файл

Шпоргалка по истории религии.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

В VI в. происходит упадок караванной торговли из-за перемещения торговых путей, что привело к нарушению экономического и социального равновесия. Многие кочевники стали переходить к оседлому образу жизни и к земледелию, что резко повысило потребность в земле и привело к столкновениям между племенами. В связи с этими обстоятельствами возникла потребность в объединении и прекращении межплеменной розни. Объединение требовало единой идеологии, которую могла дать новая религия, причем религия монотеистическая, которая позволила бы объединить различные племенные культы благодаря вере в единого верховного бога.

Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед.

Мухаммед родился в 570 г. в Мекке, крупнейшем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принадлежал к племени курейш, но происходил из обедневшего рода хашим. Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. У них родилось шестеро детей — 2 сына и 4 дочери, но к большему огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально.

 В 610 г. он получил первое откровение от Аллаха, после чего начал проповедовать. Мухаммед провозгласил необходимость культа в единого бога и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. В его проповедях содержались призывы отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божественному суду. Он рассказывал о всемогуществе Аллаха, о том, что бог уже посылал к людям других пророков и проповедников, но люди не слушали и бывали наказаны за строптивость. Одно из центральных мест в проповедях - покорность Аллаху, отсюда и название новой религии - ислам ("покорность").

Движение Мухаммеда получило и политическую окраску: главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. Часть мекканцев Мухаммед смог привлечь, но верхушка племени корейшитов была против нового пророка, поэтому Мухаммед был вынужден переселиться с группой своих сторонников из Мекки в Ясриб (позднее - Медина), где из гонимого религиозного реформатора-бунтаря он стал главой сплоченной общины верующих. Это переселение в 622 г. стало началом мусульманского летоисчисления. В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи.

  1. Вероучение ислама.

Само слово означает «покорность». Это - строго монотеистическая религия, признающая Мухаммеда пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Основные положения вероучения изложены в Коране, некоторое развитие они получили в трудах мусульманских богословов. Вероучительные аспекты Исламской религии называются акидой. Каждый мусульманин обязан знать хотя бы основные положения Исламской акиды.

Иман, или вера, включает:

1)Веру в Единого Бога  Аллаха. " Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим  и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Аллах в исламе - существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Одних людей он предназначил к праведной жизни, других - к беззакониям и загробным мучениям. Но в то же время Аллах - милостив и наделен способностью прощать.

2)Веру в Ангелов и  демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая, стража ада. Согласно исламскому вероучению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю и аду.

3)Веру в Святые Писания  и в святость Корана, который  считается словом божьим, божественным  откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца его жизни.

4)Веру в Пророков и  в посланничество Мухаммеда. В  Коране встречается множество  библейских персонажей от Адама  до Иисуса Христа. Приводятся  имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха",  Мухаммеду.

5)Веру в рай и ад и в Судный день. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду.

6)Веру в божественное Предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

7)Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение из мертвых в день Страшного суда. Душа человека бессмертна.

  1. Коран – священная книга ислама.

Главным источником веры является Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Сам Мухаммед ничего не писал, но остались разрозненные записи его изречений, и из этих записей около 650 г., спустя почти два десятилетия после смерти пророка был составлен свод - Коран ("чтение", другие названия: китаб - "книга", зикр - "предостережение"). Святость Корана обусловлена тем, что изречения пророку диктовал архангел Джебраил на протяжении 22 лет, доносивший слова самого Бога-Аллаха.

В исламской традиции эти откровения воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммеда для пророческой миссии. Собранные воедино, сведенные в один список, в период правления халифа Османа (644-656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошел до наших дней в неизменном виде. (Первый полный такой список датируется 651-м годом). Не вошедшие в Коран записи были уничтожены.

Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). В каждой суре от 286 до 3 аятов. Всего в Коране 77934 слова. В аятах от 1 до 68 слов. Суры расположены без всякого смыслового порядка по размерам: более длинные в начале, короткие - в конце. Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Каждая сура, кроме девятой, начинается со слов: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..." Где бы ни жил мусульманин, на каком бы языке ни говорил, он обязательно произносит их несколько раз в день по-арабски. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

Основное содержание Корана составляют восклицания и прославления величия и могущества Аллаха, предписания, запреты, угрозы "неверным". Для миллионов мусульман Коран - священная книга. Но это также и уникальный культурный памятник, принадлежащий к культурному наследию арабского мира.

  1. Основные направления в исламе.

В результате внутренних противоречий в VII веке возникли два направления: сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) —двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно 
исчез («ал-Ка'им» — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные «священные писания» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

  1. «Пять столпов» ислама.

1) Нет иного божества, кроме  Аллаха (Единого и Единственного  Творца Вселенной), а Мухаммед его посланник. Каждый мусульманин должен искренне верить в эту истину.

2) Обязательная пятикратная  молитва каждый день в установленные  часы, обязательное ритуальное омовение  перед молитвой. Молитва мусульман  состоит из ряда поклонов, сопровождаемых  произнесением различных религиозных формул. Совершать молитвы можно и дома, и в мечети, желательно быть повернутым лицом к Мекке. Должен совершить в день 51 поклон (на заре, в полдень, около 3 часов, на заходе солнца, перед сном).

3) Саум - пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья, наслаждения и развлечений. Все время должно быть посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих, военных и беременных, является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Ураза-байрам - праздник разговенья, окончания поста.

4) Закят - обязательный налог, который должны платить все в мусульманскую казну, кроме потомков Мухаммеда в пользу бедных и малоимущих. В настоящее время обязательная уплата закята мусульманами введена в ряде исламских государств и составляет 5% доходов. Установлен также уровень доходов, начиная с которого уплачивается закят. Если у мусульманина доходы ниже установленного уровня, он освобождается от внесения закята. Наряду с закятом существует и добровольно раздаваемая милостыня садака.

5) Каждый мусульманин, достигший совершеннолетия, должен совершить хотя бы раз в жизни паломничество к святым местам.  Хадж - паломничество в священный город Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.

 

  1. Основные идеи шариата. Понятие джихада.

В шариате (ар. «шариа» — прямой, правильный путь) сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман. Источником шариата являются Коран и Сунна— сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Согласно шариату действия мусульман разделены на пять категорий: действия, выполнение которых считалось обязательным; выполнение желательно; добровольные действия; нежелательные действия; строго запрещенные виды действия. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра 
на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу.

Джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний, высказываний и убеждений, любимых и одобряемых Всевышним Аллахом, а также отражения деяний, высказываний и убеждений, порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху. Ибн аль-Каййим: «Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя, джихад против шайтана, джихад против неверующих и лицемеров, и джихад против приверженцев несправедливости, нововведений и порицаемых действий». Джихад против самого себя также имеет четыре уровня: Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины; второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, чтобы они не стали бесполезными; третий уровень джихада - борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее, в противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом; четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха.

Борьба с шайтаном подразумевает борьбу раба Аллаха с шайтаном против дурных намерений и запретных страстей. Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре уровня: сердцем, языком, имуществом и жизнью. И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью). Женщин и несовершеннолетних участнику джихада убивать запрещено (если они не сражаются против мусульман), взрослые же мужчины уничтожаются или обращаются поголовно в военнопленных. исмаилиты полагают, что людей уничтожать надо, но посевы и сады трогать нельзя; ханафиты же, напротив, считают, что если уж можно уничтожать людей, то растения — и подавно, а ваххабиты уверены, что уничтожать можно не только не верующих, но и «плохих мусульман».

  1. Происхождение буддизма. Реальная и мифологическая жизнь Будды.

Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Говорить точно о происхождении нет возможности из-за отсутствия синхронных письменных источников. Основной источник - Типитака (на языке пали "три корзины"). Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы. Он родился около 563 г. до н.э. Отец Сиддхартхи был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла вскоре после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес свои чувства на сына, окружив его роскошью. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Потом состоялось еще 3 встречи: страдающий больной, похоронная процессия и нищий монах. Распадались родовая организация, традиционные связи.  Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. После трех встреч Сиддхарта тайно покинул дворец и семью и стал аскетом отшельником. В то время ему шел 30-й год. 7 лет он провел в лесу. Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Отныне он стал Буддой-Просветленным. У Будды сложилось убеждение, что обе крайности - жизнь, полная удовольствий, и жизнь, полная страданий, - далеки от истинного пути, который находится посередине. Это - путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Открыв истинный путь, начал проповедовать. К нему стали приходить ученики и последователи, которые разносили дальше новое учение. В таких проповеднических скитаниях Будда провел 40 лет. После физической смерти тело было сожжено. Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории религии"