Шпаргалка по "Истории религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

Файлы: 1 файл

Шпоргалка по истории религии.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)
  1. Учение Будды. «Четыре истины» буддизма. Благородный восьмеричный путь.

Буддизм - это не столько религия, сколько философско-этическая система. Основу ее составляют 4 благородные (возвышенные) истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания.

1)Существуют страдания. Все, в чем проявляется привязанность  к земному есть страдание.

2)Существуют причины страданий. Выделяют основные: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества.

3)Страдания можно прекратить, путём избавления от желаний. Нирвана - конечная цель религиозного спасения, то состояние "полного небытия", при котором " страдания" кончаются. 

4)Чтобы избавиться от страданий нужно вести добродетельную жизнь. Будда назвал это благородным путём (срединный, благородный восьмеричный)..

Он включает в себя 8 элементов: Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах". Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

Правильное поведение, т.е. непричинение зла. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации. Следуя этим путем можно достигнуть совершенства: человек становится архатом-святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана - прекращение цепи перерождений, которое, по традиционным воззрениям, составляет удел всего живущего. Цепь перерождений (сансара) неотвратимо влечет всякое живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий. Смерть не избавляет, т.к. приводит к новому перерождению. Вырваться из этого круга может только тот, кто достигнет состояния архата, познавшего истину. Нирваны может достичь только человек, так как он является высшей формой перерождения. Достичь состояния архата, а через него нирваны можно через сознательные усилия и следование восьмеричному пути. Никто не поможет, если не сам. Надеяться на богов человек не должен: боги существуют, но не могут избавить человека от страданий. Будда сам прошел через перерождения и достиг просветления - он выше богов, и его смерть - переход в нирвану. Но сам Будда не спасает людей, он только возвестил истину, указал правильный путь, а каждый человек должен пройти свой путь самостоятельно.

 

  1. Специфика вероучения буддизма. Устройство Вселенной

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это - низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения - не субъективное представление индивида, а объективный факт - следствие волнения дхарм. Дхарма - закон, учение, религия, качество и т.д. Основное значение дхармы - носитель своего признака, то есть носитель душевных свойств (до 100 и более). Учение о дхармах - основа буддийской философии и содержит элементы диалектики.

Представление о круговороте дхарм ("колесо бытия") - учение о 12 нинданах (причинно-следственные звенья круговорота), где все звенья, начиная с 1-й ниданы (неведение) и кончая последней (старость и смерть) строго следуют одно за другим.

Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять жизнь в свои руки и тем добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Смерть - распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановлекние, но уже в новой форме. Это - цикл бесконечных перерождений, определяемый кармой, которая трактуется в этическом аспекте. Карма (букв. с санскрита - действие, обязанность, действие) - особая мистическая сила, непреложный "закон возмездия" за поступки, намерения, стремления, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Сумма добрых и злых поступков определяет, в какой форме человек возродится в следующем перерождении. Добродетельная жизнь - улучшение кармы и успокоение дхарм - шаг на пути к нирване. Ближе к этой цели стоят монахи, дальше - миряне.

 

  1. Структура Нового Завета.

Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. Новый Завет содержит основополагающие тексты, удостоверяющие новый завет между Богом и человеком, заключенный через Иисуса Христа.

Новый Завет состоит из 27 книг, которые, как и книги ВЗ, исследователи разделяют на пять групп.

-Евангелия, в которых рассказывается  о жизни, деяниях, страданиях, смерти  и воскресении Господа, а также  сформулированы основы веры.

-Деяния апостолов (историческая  книга)- повествование об успешном  распространении веры в языческом  мире.

-Соборные послания Апостолов 

-Послания Апостола Павла, в составе которых особый раздел  составляют так называемые пастырские  послания (послания к Тимофею и к Титу). В посланиях разъясняется суть учения Христа и разоблачаются ложные учения. Послания свидетельствуют о направляющей деятельности апостолов в жизни общин и содержат предостережения тем, кто склонен встать на путь заблуждения.

-Пророческая книга – Откровение.

Новый Завет написан на диалекте греческого языка, который был господствующим во времена Иисуса Христа. В результате завоевательных походов Александра Македонского на греческом языке начали говорить и писать букв. во всем цивилизованном мире. Но т.к. в НЗ он применялся для выражения новых божественных истин, то и слова в нем соответственно принимали новую лексическую окраску, что необходимо учитывать при исследовании Библии. Произведения, составляющие Новый завет, были написаны разными авторами в разное время. Не все писания Нового завета были сразу после написания приняты церквами и канонизированы; вокруг некоторых из них велись ожесточенные споры.

 

  1. Основные расколы в христианстве.

Христианство никогда не представляло собой единого течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Ангиохий-ской и Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Но дело не ограничилось только разцепением христианских церквей. Некоторые из них отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику.

В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизигов Халкидонским собором и отказалось принять дог-маг Боговоплощения. Христос признавался только Богом, но не Богочеловеком. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства. Обособление армянской церкви явилось следствием общего стремления господствующих классов Армении освободиться от экономического и политического влияния Византии.

Крупнейшим расколом христианства стало появление двух основных направлений — православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Между восточной и западной церквями начиная с V в. разгорелась ожесточенная борьба за ведущие позиции в христианском мире. Особенно обострились противоречия в период упадка Византии; когда над Византией нависла угроза нашествия персов, римский Папа Лев IX предъявил ей территориальные претензии. Получив отказ, Папа предал анафеме византийского патриарха Михаила Керуллария. В свою очередь, церковный собор Византии обвинил Папу в ереси. В 1054 г. между восточной и западной христианскими церквями произошел окончательный разрыв. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, восточная — православной, т. е. всемирной, верной принципам ортодоксального христианства.

В XVI веке произошел еще один крупный раскол, когда в результате Реформации от католицизма отделился протестантизм.

 

  1. Реформация и возникновение протестантизма.

РЕФОРМАЦИЯ - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства - протестантизмом.

Таким образом, протестантизм - совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате Реформации католицизма, начиная с XVI в. Протестантизм вырос из религиозных конфликтов, которые были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения. Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа.

Реформация явилась не обновлением католицизма, а радикальным пересмотром его догматов. В процессе реформации католическая церковь раскололась на ортодоксально-католическую, придерживающуюся старых догматов, и протестантизм, породивший абсолютно новый взгляд на христианскую догматику.

  1. Особенности вероучения и обрядности протестантизма.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Протестанты считают основой своей веры прежде всего Библию — Книги Священного Писания. Это — непогрешимое записанное Слово Божие.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

  1. Основные течения раннего протестантизма.

Лютеранство. Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства: крещение и причастие (хотя Катехизис Лютера допускает и исповедь). Церковь понимается только как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной верой.

Англиканство. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность. Отвергается Священное Предание, учение о чистилище, о «преизбыточных заслугах святых», монашество, иконы, католические святые, мощи, обет безбрачия священников (целибат) и т.д.

Кальвинизм. Одно из главных мест в его философии занимало учение ";О двойном переопределении". Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира бог заранее предначертал каждому его участь. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своиз начинаниях - это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Наилучшим строем он считал олигархическую республику, а церковным устройством - общину, которая избирала и контролировала своих руководителей.

Пуританство. Характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест против какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. Выступали за углубление Реформации и искоренение католических элементов.

Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. Для них характерны активная проповедь евангелия, массовые богослужения, песнопения, проповеди. Проповедуют священство всех верующих и признают два обряда - крещение и причащение. Существует четкая регистрация всех верующих, для которых обязательно участие в ежедневных молитвенных собраниях.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории религии"