Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Религия и мифология".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 135.66 Кб (Скачать файл)

 

 

"Антикультовое движение"Рост  НРД вызвал озабоченность о общества. Группы населения об отрицательном отношении к появлению НРД. Возникает образование, получившее в США и з-европ гос название "антикульт движения".Активными участниками "антикультового движения" стали организации, специально создаваемые для противодействия распространению НРД. Одним из центров, ведущих борьбу противНРД, была "Сеть информирования о культах".заним сбором и распространением сведений негативного содержания в основном о деятельности саентологов и "Церкви объединения". Атаки на НРД стали вестись и из Интернета. При поддержке психиатров и прессы бывшие члены НРД распространяли конфиденциальную информацию о внутренней жизни в движениях, в которых они состояли.С самого начала наиболее непримиримую позицию по отношению к новым религиозным движениям заняли в США протестантские течения. Характерно, что многие из этих течений католицизмом и православием, а также светскими кругами причисляются к разряду сект, а порой и культов. Именно теологи фундаменталистских напр в протестантизме были первыми авторами специальных публикаций, обративших внимание на феномены НРД. Ими же были пущены в оборот такие термины как "культы", "деструктивные культы", а позднее -"тоталитарные секты". 
Причисляя религиозные новообразования к "культам", протестантские фундаменталисты отрицают религиозный характер этих новообразований. Их вероучительные доктрины оцениваются как псевдорелигиозные конструкции, неукорененные в глубокие традиции. Отвергаются как недостоверные откровения, полученные свыше основателями НРД, и лежащие в основе созданных ими вероучений.С самого начала к "антикультовому движению" примкнули родственники последователей НРД. Родители, в основном принадлежащие к среднему классу, создают местные и национальные объединения, ставящие задачу противостоять "деструктивным культам" - в первую очередь тем, в которых под жестким духовным и организационным контролем оказались тысячи молодых американцев. В 1971 г. в Далласе была проведена первая массовая акция, участники которой обвиняли культы в разрушении семей, принуждении своих последователей бросать учебу и работу. Укреплению позиций антикультового движения способствовали трагические события в Гайане (ноябрь 1978 г.), повлекшие гибель сотен последователей движения "Народный храм". присоединились некоторые социальные психологи.Родители обвиняли религиозные группы в том, что они вовлекают молодежь в свои ряды с помощью гипноза, "промывания мозгов", изоляции от мира. приемы вовлечения в группы "программирования"-навяз системы взглядов и поведения, вы г.ных группе. Наиболее эффективным средством освобождения от сформированных представлений и жизненных идеалов некоторые родители считают "депрограммирвание". Проф депрограммисты, главным образом психиатры и психологи, берутся избавить последователя культа от ложной веры и возвратить к вере истинной. Ср продолж проц депрограммирования составляет не менее двух недель, однако бывает и так, что этот процесс занимает несколько месяцев.

Саентология. "дианетика" Хаббардом и означает "посредством разума". Дианетика рекламируется как учение о разуме, технология избавления от комплексов и вредных привычек, Но по существу - это придуманный Хаббардом гибрид техник гипноза, методов Фрейда и псевдонаучной терминологии, изобретенной Хаббардом. использовал результаты исследований Фрейда, идеи "Общей семантики" Корбзибского, а также идеи Отто Ранка, Нандора Фодора и Дж. Седжера, но использовал их в той мере, в какой мог использовать человек неком в медицине психиатрии. Издат Дианетики удалось продать 150 000 экземпляров книги, прежде чем он был вынужден изъять ее из продажи. Ассоциация американских психологов выступила с предупреждением, из которого следовало, что для большей достоверности своей книги Хаббард сам придумал случаи выздоровления и статист данные. В результате Хаббард в 1952г. вновь остался без гроша и без прав на пропаганду дианетики в США. появл новое "открытие" Хаббарда - сайентология. Это была уже не просто техника гипноза с элементами психотренинга. Кроме них, сайентология вобрала в себя магические идеи "колдейства" Кроули и оккультизма, которые по-прежнему обильно сдобрены терминологией Хаббарда и откровенно фантастическими историями. Сайентология ("учение о знании") - это прикладная религиозная философия, обучающая мудрости и практике управления духом. Дианетика явл техникой в сайентологии. Так трактуют эти понятия сайентологи. Правда, иногда, запутавшись, члены организации заявляют, что между дианетикой и сайентологией никакой связи нет. Не обходят вниманием сайентологи и христианство. Приведем некоторые высказывания: "Легенда о Христе бытовала уже миллион лет назад"; "Мы разделяем цели Христа в достижении человеком мудрости, доброго здоровья и бессмертия". В представлении Хаббарда Христос был всего лишь "носителем информации".      

Итак, сайентология учит, что  все мы - "духовные существа", что  кроме тела и ума существует своеобразный, основной элемент личности - "тетан", представляющий человеческий дух или  жизненную энергию, и который  обладает сверхъестественными возможностями.  Но, по мнению Хаббарда, во время путешествий и воплощений тетаны "обрастают" "инграммами" (engramme) - болезненными впечатлениями из прошлого опыта, негативными переживаниями и воспоминаниями, которые препятствуют реализации скрытых возможностей, являются причиной всех проблем человека и делают его несчастным. Физические и душевные болезни, преступления порождаются инграммами.    Когда все инграммы "устранены", вам объявляют, что вы полностью "очищены", то есть достигли состояния "клира". Клир - это "существо, у которого полностью отсутствует "реактивный ум". С того момента, как вы достигли состояния "клира", вам открыт путь к превращению в сверхчеловека - "Действующего тетана" (ДТ).    

Небезынтересно отметить, что в сайентологии негативными  переживаниями и событиями для  человека признаются в основном такие, при которых он испытал отрицательные  эмоции от общения с другими людьми или же из-за жизненных неприятностей, но не ситуации, в которых сам  этот человек стал виновником переживаний  и несчастий других людей. 

Основные подходы к  изучению проблемыОчевидно, что проблема НРД имеет много аспектов, соответственно, вокруг неё скрещиваются научные интересы психологов, социологов, религиоведов и богословов, которые в рамках своего опыта изучают и пытаются решить проблему. С течением времени среди исследователей НРД сформировались довольно чёткие направления (подходы), каждому из которых свойственны определённые устоявшиеся предпосылки, стереотипы и понятия. Разграничение узкодисциплинарных подходов к изучению проблемы не означает, однако, что социологи исходят только из данных социологических опросов, а психологи — из данных психиатрических экспертиз. В действительности представители каждого направления в той или иной мере учитывают достижения параллельных направлений, однако исходный пункт, ключевой критерий в их исследованиях определяется избранным конкретным подходом. Для психологов это влияние группы на человека; для социологов — взаимодействие группы с обществом; для религиоведов и богословов — соответствие учения группы эталонному учению.

Популярный (релятивистский) подход.Данный подход, как правило, ориентирован на неспециалистов. Простому обывателю трудно разобраться во множестве проявлений религиозной жизни, с которыми он сталкивается, особенно в отсутствие сколько-нибудь серьёзных теоретических знаний. Популярный подход к пониманию проблемы сознательно используют многие группы антисектантской направленности, исходящие из предположения, что обыватель едва ли станет разбираться в тонкостях богословия, психологии или социологических тенденций. Поэтому значительная часть публикаций, предлагаемых подобными группами, апеллирует к естественному человеческому инстинкту самосохранения, стремясь вызвать у читателя защитную эмоциональную реакцию. Психологический подход.В центре внимания психологов, изучающих культы, находится проблема психологического влияния, которое подобные организации оказывают на человека. Две главные опасности, которые психологи видят в культах, — этосоциальный, физический и психический вред. Психологический подход к проблеме НРД сознательно не учитывает убеждения религиозных групп и обращает внимание лишь на методы убеждения, используемые в них:Принципиальное отличие социологического подхода заключается в том, что социологов интересует не взаимодействие групп с отдельными людьми и не их религиозные убеждения, а участние религиозных общин и деноминаций в динамике общественного развития:Термины, определения, критерии и варианты классификации, предлагаемые отдельными специалистами, исповедующими социологический подход к проблеме, определяются как их собственными предпосылками, так и многочисленными переменными факторами. В результате единого окончательного представления о проблеме с точки зрения социологии не существует.

 

 

 

 

 

Эстетика сектантов.Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего рода театрализованные представления. 
Эстетическое чувство верующего во время богослужения получает особую направленность, оно выступает как один из путей, с помощью которых человек приобщается к религиозным представлениям и образам. Эстетические чувства, эстетические восприятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейного воздействия проповедников. Это понимала и верхушка сект, которая в большинстве своем сознательно использовала это могущественное средство влияния на души. 
Музыка и пение, чтение стихотворений и рассказов используются отнюдь не для облагораживания человека, не для воспитания общечеловеческих эстетических чувств, а во вред ему, для культивирования религиозных чувств и, прежде всего, рабской покорности и страха. Культовые действия, практикуемые в большинстве сект во время богослужений, являются одним из средств создания общих настроений, общих чувств, внушения общих идей. Коллективное пение заключительных гимнов закрепляет результаты собрания. В таких гимнах обычно говорится о радости взаимного общения верующих, о том, что такие встречи дают «ободрение. в господних словах», «чтобы с силою новой идти». С помощью подобных культовых действий в секте создаются широкие возможности для влияния на верующих. Здесь вступает в действие коллективная психология, коллективное внушение. 
Наряду с этим используется коллективная молитва-исповедь, которая явл своего рода апофеозом молитвенного собрания. С ее помощью руководители общин достигают высшего обострения переживаний верующих, огромного воздействия на их психику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное сектантство.Секта – это замкнутая организация религиозного учения. Секту отличают следующие признаки: миссионерская деят,спа избр, оперирование специальной терминологией, деление на «своих» и «чужих». В современной научной литературе новые секты по-другому называют СНР. Сами представители сект именуют свои организации «церковь».Как религиозная практика сектантство существовало всегда. о выступ в кач оппозиц общепринятой религии или официальной церкви. Обособляясь, секты отстаивали какую-либо идею, боролись за неё. Современные секты, напоминая внешне традиционное сектантство, имеют существенные отличия. Как правило, они ведут активную коммерческую деятельность. В последнее время эта деятельность все более и более выходит на первый план. Коммерческая деятельность сект существует в разных аспектах: от элементарного попрошайничества (последователи Муна) до контроля над крупными промышленными предприятиями (секта сайентологов). По данным журнала «Деньги» №43, 2001 г. только в Нижнем Новгороде под контролем секты сайентологии находятся: предприятие «Энергосырьевые ресурсы», ФПК «Соло», ОАО «Металлоптторг», гостиница «Центральная», Центральный универмаг и проч. Хаббардистские технологии внедряют даже на режимных предприятиях, таких как завод «Пермские моторы» или оптико-механический завод в Екатеринбурге. 
Родиной многих нетрадиционных религий являются Соединенные Штаты Америки. Среди них «Дети бога», «Свидетели Иеговы», «Церковь сайентологии» и т.д. (Некоторые из этих нетрадиционных религий возникли на культурно-исторической и морально-религиозной основе традиционного христианства.) Можно предположить, что так произошло потому, что в Соединенных Штатах Америки традиционные культы не имеют достаточно крепких исторических корней как в Европе или в странах Востока. Многонациональный состав населения США привез и продолжает привозить на североамериканский континент разнообразные вероисповедания, сочетание которых с традиционными религиями порождает новые культы. 
Другой родиной возникновения религий, появившихся в последние несколько десятилетий, являются именно Восточные страны. К этим религиям относятся: школа «Трансцендентальной медитации», «Общество сознания Кришны», «Аум синрикё» и некоторые другие. Особенность данных культов заключается в том, что они возникают на основе традиционных восточных религий – буддизма, индуизма (или их разновидностей). Интересен тот факт, что нетрадиционные восточные религии успешно приживаются как на европейской, так и на американской земле. Это можно объяснить, в том числе и тем, что европейцев всегда влекла многовековая философская и религиозная традиция Востока. По мнению европейцев, на Востоке знали что-то, что неизвестно было им. Эта «тайна» притягивает европейцев, тем более что традиционные религии часто не могут удовлетворить потребности в вере современного человека. Создатели же новых восточных сект умело используют разочарования людей в «старых» религиях и эксплуатируют тягу к неизвестному, нетрадиционному. 

Классификация.Неохрист теч. протестантизмом, 1истор движ за обн учения и практ католиц, инициированное М.Лютером (1483), 2 христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерал церковной иерархии; упразднение ряда таинств.С 19 —20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Предп свободу в интерпр Слова. Неоориенталист объединения. Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой“Миссия Рамакришны”,“МОСК ”. Синкрет и универ движения. В 20 веке увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них –Белое Братство, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д.   Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж. Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спирит техниками.Послед Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитый, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности

Неоязычество распадается  на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих  организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка  это, по преимуществу, кельтское язычество  “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).Сатанинские группы. В центре традиционного сатанизма  находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом  сатанистов, христианские добродетели  рассматриваются как пороки, а  пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между  силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.Сатанинские  культы особенно распространены в США  и Западной Европе, Мировые центры находятся в США.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"