Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Религия и мифология".
"Антикультовое движение"Рост 
НРД вызвал озабоченность о общества. 
Группы населения об отрицательном отношении 
к появлению НРД. Возникает образование, 
получившее в США и з-европ гос название 
"антикульт движения".Активными участниками 
"антикультового движения" стали 
организации, специально создаваемые 
для противодействия распространению 
НРД. Одним из центров, ведущих борьбу 
противНРД, была "Сеть информирования 
о культах".заним сбором и распространением 
сведений негативного содержания в основном 
о деятельности саентологов и "Церкви 
объединения". Атаки на НРД стали вестись 
и из Интернета. При поддержке психиатров 
и прессы бывшие члены НРД распространяли 
конфиденциальную информацию о внутренней 
жизни в движениях, в которых они состояли.С 
самого начала наиболее непримиримую 
позицию по отношению к новым религиозным 
движениям заняли в США протестантские 
течения. Характерно, что многие из этих 
течений католицизмом и православием, 
а также светскими кругами причисляются 
к разряду сект, а порой и культов. Именно 
теологи фундаменталистских напр в протестантизме 
были первыми авторами специальных публикаций, 
обративших внимание на феномены НРД. 
Ими же были пущены в оборот такие термины 
как "культы", "деструктивные культы", 
а позднее -"тоталитарные секты". 
Причисляя религиозные новообразования 
к "культам", протестантские фундаменталисты 
отрицают религиозный характер этих новообразований. 
Их вероучительные доктрины оцениваются 
как псевдорелигиозные конструкции, неукорененные 
в глубокие традиции. Отвергаются как 
недостоверные откровения, полученные 
свыше основателями НРД, и лежащие в основе 
созданных ими вероучений.С самого начала 
к "антикультовому движению" примкнули 
родственники последователей НРД. Родители, 
в основном принадлежащие к среднему классу, 
создают местные и национальные объединения, 
ставящие задачу противостоять "деструктивным 
культам" - в первую очередь тем, в которых 
под жестким духовным и организационным 
контролем оказались тысячи молодых американцев. 
В 1971 г. в Далласе была проведена первая 
массовая акция, участники которой обвиняли 
культы в разрушении семей, принуждении 
своих последователей бросать учебу и 
работу. Укреплению позиций антикультового 
движения способствовали трагические 
события в Гайане (ноябрь 1978 г.), повлекшие 
гибель сотен последователей движения 
"Народный храм". присоединились 
некоторые социальные психологи.Родители 
обвиняли религиозные группы в том, что 
они вовлекают молодежь в свои ряды с помощью 
гипноза, "промывания мозгов", изоляции 
от мира. приемы вовлечения в группы "программирования"-навяз 
системы взглядов и поведения, вы г.ных 
группе. Наиболее эффективным средством 
освобождения от сформированных представлений 
и жизненных идеалов некоторые родители 
считают "депрограммирвание". Проф 
депрограммисты, главным образом психиатры 
и психологи, берутся избавить последователя 
культа от ложной веры и возвратить к вере 
истинной. Ср продолж проц депрограммирования 
составляет не менее двух недель, однако 
бывает и так, что этот процесс занимает 
несколько месяцев.
Саентология. "дианетика" Хаббардом и означает "посредством разума". Дианетика рекламируется как учение о разуме, технология избавления от комплексов и вредных привычек, Но по существу - это придуманный Хаббардом гибрид техник гипноза, методов Фрейда и псевдонаучной терминологии, изобретенной Хаббардом. использовал результаты исследований Фрейда, идеи "Общей семантики" Корбзибского, а также идеи Отто Ранка, Нандора Фодора и Дж. Седжера, но использовал их в той мере, в какой мог использовать человек неком в медицине психиатрии. Издат Дианетики удалось продать 150 000 экземпляров книги, прежде чем он был вынужден изъять ее из продажи. Ассоциация американских психологов выступила с предупреждением, из которого следовало, что для большей достоверности своей книги Хаббард сам придумал случаи выздоровления и статист данные. В результате Хаббард в 1952г. вновь остался без гроша и без прав на пропаганду дианетики в США. появл новое "открытие" Хаббарда - сайентология. Это была уже не просто техника гипноза с элементами психотренинга. Кроме них, сайентология вобрала в себя магические идеи "колдейства" Кроули и оккультизма, которые по-прежнему обильно сдобрены терминологией Хаббарда и откровенно фантастическими историями. Сайентология ("учение о знании") - это прикладная религиозная философия, обучающая мудрости и практике управления духом. Дианетика явл техникой в сайентологии. Так трактуют эти понятия сайентологи. Правда, иногда, запутавшись, члены организации заявляют, что между дианетикой и сайентологией никакой связи нет. Не обходят вниманием сайентологи и христианство. Приведем некоторые высказывания: "Легенда о Христе бытовала уже миллион лет назад"; "Мы разделяем цели Христа в достижении человеком мудрости, доброго здоровья и бессмертия". В представлении Хаббарда Христос был всего лишь "носителем информации".
Итак, сайентология учит, что 
все мы - "духовные существа", что 
кроме тела и ума существует своеобразный, 
основной элемент личности - "тетан", 
представляющий человеческий дух или 
жизненную энергию, и который 
обладает сверхъестественными 
Небезынтересно отметить, что в сайентологии негативными переживаниями и событиями для человека признаются в основном такие, при которых он испытал отрицательные эмоции от общения с другими людьми или же из-за жизненных неприятностей, но не ситуации, в которых сам этот человек стал виновником переживаний и несчастий других людей.
Основные подходы к 
изучению проблемыОчевидно, что проблема 
НРД имеет много аспектов, 
Популярный (релятивистский) подход.Данный подход, как правило, ориентирован на неспециалистов. Простому обывателю трудно разобраться во множестве проявлений религиозной жизни, с которыми он сталкивается, особенно в отсутствие сколько-нибудь серьёзных теоретических знаний. Популярный подход к пониманию проблемы сознательно используют многие группы антисектантской направленности, исходящие из предположения, что обыватель едва ли станет разбираться в тонкостях богословия, психологии или социологических тенденций. Поэтому значительная часть публикаций, предлагаемых подобными группами, апеллирует к естественному человеческому инстинкту самосохранения, стремясь вызвать у читателя защитную эмоциональную реакцию. Психологический подход.В центре внимания психологов, изучающих культы, находится проблема психологического влияния, которое подобные организации оказывают на человека. Две главные опасности, которые психологи видят в культах, — этосоциальный, физический и психический вред. Психологический подход к проблеме НРД сознательно не учитывает убеждения религиозных групп и обращает внимание лишь на методы убеждения, используемые в них:Принципиальное отличие социологического подхода заключается в том, что социологов интересует не взаимодействие групп с отдельными людьми и не их религиозные убеждения, а участние религиозных общин и деноминаций в динамике общественного развития:Термины, определения, критерии и варианты классификации, предлагаемые отдельными специалистами, исповедующими социологический подход к проблеме, определяются как их собственными предпосылками, так и многочисленными переменными факторами. В результате единого окончательного представления о проблеме с точки зрения социологии не существует.
Эстетика сектантов.Упрощение 
культа в ряде христианских сект не означает 
отказа от обрядности. Напротив, в этих 
сектах делается все возможное, чтобы 
усилить психологическое воздействие 
обрядов и богослужений. Этой цели служит 
и чтение проповедей, и пение, и музыка, 
и сам порядок богослужения. Широко используя 
разнообразные средства эстетического 
воздействия на верующих, вожаки сект 
превратили богослужение в своего рода 
театрализованные представления. 
Эстетическое чувство верующего во время 
богослужения получает особую направленность, 
оно выступает как один из путей, с помощью 
которых человек приобщается к религиозным 
представлениям и образам. Эстетические 
чувства, эстетические восприятия поддерживают 
и укрепляют религиозную веру, вовлекают 
людей в сферу идейного воздействия проповедников. 
Это понимала и верхушка сект, которая 
в большинстве своем сознательно использовала 
это могущественное средство влияния 
на души. 
Музыка и пение, чтение стихотворений 
и рассказов используются отнюдь не для 
облагораживания человека, не для воспитания 
общечеловеческих эстетических чувств, 
а во вред ему, для культивирования религиозных 
чувств и, прежде всего, рабской покорности 
и страха. Культовые действия, практикуемые 
в большинстве сект во время богослужений, 
являются одним из средств создания общих 
настроений, общих чувств, внушения общих 
идей. Коллективное пение заключительных 
гимнов закрепляет результаты собрания. 
В таких гимнах обычно говорится о радости 
взаимного общения верующих, о том, что 
такие встречи дают «ободрение. в господних 
словах», «чтобы с силою новой идти». С 
помощью подобных культовых действий 
в секте создаются широкие возможности 
для влияния на верующих. Здесь вступает 
в действие коллективная психология, коллективное 
внушение. 
Наряду с этим используется коллективная 
молитва-исповедь, которая явл своего 
рода апофеозом молитвенного собрания. 
С ее помощью руководители общин достигают 
высшего обострения переживаний верующих, 
огромного воздействия на их психику.
Современное сектантство.Секта 
– это замкнутая организация религиозного 
учения. Секту отличают следующие признаки: 
миссионерская деят,спа избр, оперирование 
специальной терминологией, деление на 
«своих» и «чужих». В современной научной 
литературе новые секты по-другому называют 
СНР. Сами представители сект именуют 
свои организации «церковь».Как религиозная 
практика сектантство существовало всегда. 
о выступ в кач оппозиц общепринятой религии 
или официальной церкви. Обособляясь, 
секты отстаивали какую-либо идею, боролись 
за неё. Современные секты, напоминая внешне 
традиционное сектантство, имеют существенные 
отличия. Как правило, они ведут активную 
коммерческую деятельность. В последнее 
время эта деятельность все более и более 
выходит на первый план. Коммерческая 
деятельность сект существует в разных 
аспектах: от элементарного попрошайничества 
(последователи Муна) до контроля над крупными 
промышленными предприятиями (секта сайентологов). 
По данным журнала «Деньги» №43, 2001  г. только 
в Нижнем Новгороде под контролем секты 
сайентологии находятся: предприятие 
«Энергосырьевые ресурсы», ФПК «Соло», 
ОАО «Металлоптторг», гостиница «Центральная», 
Центральный универмаг и проч. Хаббардистские 
технологии внедряют даже на режимных 
предприятиях, таких как завод «Пермские 
моторы» или оптико-механический завод 
в Екатеринбурге. 
Родиной многих нетрадиционных религий 
являются Соединенные Штаты Америки. Среди 
них «Дети бога», «Свидетели Иеговы», «Церковь 
сайентологии» и т.д. (Некоторые из этих 
нетрадиционных религий возникли на культурно-исторической 
и морально-религиозной основе традиционного 
христианства.) Можно предположить, что 
так произошло потому, что в Соединенных 
Штатах Америки традиционные культы не 
имеют достаточно крепких исторических 
корней как в Европе или в странах Востока. 
Многонациональный состав населения США 
привез и продолжает привозить на североамериканский 
континент разнообразные вероисповедания, 
сочетание которых с традиционными религиями 
порождает новые культы. 
Другой родиной возникновения религий, 
появившихся в последние несколько десятилетий, 
являются именно Восточные страны. К этим 
религиям относятся: школа «Трансцендентальной 
медитации», «Общество сознания Кришны», 
«Аум синрикё» и некоторые другие. Особенность 
данных культов заключается в том, что 
они возникают на основе традиционных 
восточных религий – буддизма, индуизма 
(или их разновидностей). Интересен тот 
факт, что нетрадиционные восточные религии 
успешно приживаются как на европейской, 
так и на американской земле. Это можно 
объяснить, в том числе и тем, что европейцев 
всегда влекла многовековая философская 
и религиозная традиция Востока. По мнению 
европейцев, на Востоке знали что-то, что 
неизвестно было им. Эта «тайна» притягивает 
европейцев, тем более что традиционные 
религии часто не могут удовлетворить 
потребности в вере современного человека. 
Создатели же новых восточных сект умело 
используют разочарования людей в «старых» 
религиях и эксплуатируют тягу к неизвестному, 
нетрадиционному. 
Классификация.Неохрист теч. протестантизмом, 1истор движ за обн учения и практ католиц, инициированное М.Лютером (1483), 2 христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерал церковной иерархии; упразднение ряда таинств.С 19 —20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Предп свободу в интерпр Слова. Неоориенталист объединения. Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой“Миссия Рамакришны”,“МОСК ”. Синкрет и универ движения. В 20 веке увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них –Белое Братство, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж. Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спирит техниками.Послед Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитый, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности
Неоязычество распадается 
на множество небольших групп, многие 
из которых принципиально 
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"