Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Сивый пороз оказался оборотнем, посланным самим Эсэгэ  Малан бабаем.

Один раз сивый  пороз на своих рогах принес железную детскую люльку, обтянутую, как бурятские люльки, крест-накрест, только не ремнями, а железными обручами. Старик со старухой увидали люльку и испугались. Они сочли это за послание тэнгэринов и взялись отвязывать обручи, чтобы открыть люльку. Мешали железные обручи. Тогда старик и старуха-решили устроить жертвоприношение Эсэгэ Малану. Старуха нагнала молочную водку, приготовила все необходимее. Она села на хойморе юрты, расставила все приготовленное для жертвоприношения, и старик стал призывать Эсэгэ Малан бабая и брызгать водку. Когда жертвоприношение было кончено, то люлька открылась сама. Старик со старухой увидели младенца мужского пола, и радости их не было конца. Они стали растить младенца, ухаживать за ним лучше, чем за своими детьми. Старуха всю свою любовь, нежность и привязанность отдала своему приемышу. Дни и ночи она не отходила от него.

Мальчик Булагат рос  на радость старикам здоровым, крепким и послушным. Каждый день он уходил на реку играть с неизвестным мальчиком, который выходил из воды. Мальчики играли и не замечали, уходило время, приемыш возвращался домой   в  сумерках.

Один раз старуха  пожурила мальчика и спросила:

-  Где  ты  бываешь  до такого позднего   времени   и   с  кем там играешь?

Мальчик ответил:

-  Я играю на  берегу речки. Из реки выходит  неизвестный мальчик, и мы играем, не замечаем того, как уходит время.

Старик со старухой решили поймать и усыновить неизвестного мальчика. Старуха приготовила вкусный бон и дала сыну. Они наказали сыну, чтобы он накормил мальчика и уложил его  на  сеть.

Мальчик с боном и сетью пошел на берег реки, а старик и старуха спрятались за кустами и стали, наблюдать.

Мальчик пошел на берег, разостлал сеть, положил лепешки, как наказали ему старик со старухой, и сел. Из воды вышел неизвестный мальчик и сел к Булагату. Булагат угостил своего гостя лепешками. Гость стал кушать и хвалить их. Булагат, как будто бы играя, завернул гостя в сеть. В это время подбежали старик со старухой и схватили мальчика с сетью. Повели домой и усыновили. Второго мальчика назвали Эхиритом (эригиин габаhаа олдоhон Эхирит - «найденный в прибрежной щели Эхирит»).

От первого мальчика произошли буряты балаганекие, идинские, осинские и кудинские, а от второго - качугские, верхоленские, кударинские, баргузинские   и ольхонские.

 

Записано учителем Н. С. Болдановым в I960 году со слов шуленги Тарайского улуса (бывшей Балаганской степной думы Ивана Ирхидеева олзоевского рода. Хранится в личном архиве С. П. Балдаева  (папка № 127, л.  12).

 

 

БУХА НОЕН

                                                      (Второй  вариант)

 

В давние времена жил Хон тайжа  хан. Он имел пестрого пороза (тарил эреэн буха). Когда ему исполнилось пять лет, то он стал   мычать и  говорить:

-  Я, пороз Хон тайжи хана, силен и ловок.  Кто может  со мной  пободаться  и  испробовать   свои  силы,  тот  пусть  придет ко   мне.

Этот призыв и хвастовство услышал молоденький бычок добрых западных хатов, пробрался через высокие горы и быстрые реки, пришел к пестрому порозу Хон тайжи хана и сказал:

-  Я, сегодня  родившийся  теленок,  слаб еще  телом,  потому бодаться и пробовать свои силы сейчас не могу.

Пестрый пороз Хон тайжи хана согласился и стал ждать. Прошло три года. Молодой пороз за это время вырос, накопил силы. Наконец он пришел к пестрому порозу. Они выбрали ровное место и стали бодаться. Бодались долго, упорно. Упираясь задними ногами, образовали в степи горы, упираясь передними ногами, образовали бугорки в степи. Наконец силы пестрого пороза стали покидать его, он пятился назад и поджимал свой хвост.

Любителей боя быков собралось  много, они образовали полукруг и наблюдали за отчаянным боем двух порозов. В числе любителей была дочь Хон тайжи хана. Увидев поражение своего пороза, она заступилась за него: взяла палку и ударила сивого пороза по голове. Так как она менструировала в это время, то сивый пороз осквернился и силы у него убавились. Порозы отошли от людей и снова стали бодаться. Но на этот раз пестрый пороз победил сивого. Тот силой своего волшебства сделал свое изваяние и ушел на седые гривы Саянов (Хухэйн мундаргада). Когда он шел к Саянам, то сгибал спину, на этом месте выросли сосны и пихты, а где он качался из стороны в сторону, там выросли березы и тальники. Каменное изваяние сивого пороза (шулуун дyрэ) до сего времени стоит в Торах, в долине реки Иркута, и местные буряты и сейчас устраивают жертвоприношения  около него своему  предку Буха   ноену.

Сивый небесный пороз был зол  на дочь Хон тайжи хана. Чтобы  подняться на небо к тэнгэринам, он должен был подвергнуть себя очищению  (арюулаха), по обычаю,    иначе привратник тэнгэринов, Добедой старик, не пустит его на небесную территорию. Чтобы отомстить ей за причиненное зло, сивый пороз силой своего волшебства (жилб--р) познал ее три раза в три года, и она родила трех сыновей.

В скором времени дочь хана забеременела. Она страшно удивилась и не могла понять, как это могло случиться, когда она не знала ни одного мужчины. Мать тоже заметила положение дочери и стала отправлять ее на прогулки, но всегда в сопровождении верной старушки. Она остановилась на том, что это наваждение злых духов, которым дочь ее не понравилась. Сказать о случившемся мужу она боялась.

Когда стало нельзя скрывать, то узнал  сам хан. Он напал на жену и чуть не избил ее. А она клялась, что  дочь их никуда одна не выходила и что  ее всегда сопровождала верная няня. Погоревали старик и старуха, но делать было нечего. Хан велел поставить стражу у дверей дочери.

Когда пришло время, дочь Хана тайжи  родила прекрасного мальчика. Ханша  была довольна, так как у них  не было сына. Она не отходила от внука, все внимание свое она отдала ему. У нее было сильное желание  усыновить внука, а дочь выдать замуж. Когда она сказала хану об этом, то хан и слышать не захотел.

Надо было решить, как быть с  ребенком. Решено было так: положить мальчика в железную_люльку, заковать ее железным обручем, вместо обычных перевязочных ремней привязать к стреле и выстрелить на северный берег Байкала. Как решили, так и сделали.                               

Стрела перелетела  Байкал и  упала в яму, выкопанную порозом   (бухайн  малтаари)   в   степи.   Кругом  ничего   не  было. Вдали,  горы, лепились убогие бурятские десять юрт атаганова  и двадцать юрт хотогонова родов  (арбан урхэ атаган, хорин   урхэ  хотогон).                                         

Находясь на Саянах, сивый пороз  своей догадкой догадался, своим разумом уразумел, что его первенец в железной люльке лежит в степи, в яме. Своим волшебством он в один миг пришел туда и стал кормить ребенка своим членом.

В атагановом роде была большая шаманка, звали_ее_Асуйхан, в хотогоновом  роде тоже была шаманка, звали ее Хусуйхэн. Обе шаманки были вдовами, мужья их умерли, не оставив себе наследников. Таких вдов по обычаю умерщвляли, а имущество  родственники  делили   между   собой.

Шаманок давно хотели умертвить, но они предсказывали, что  по откровению тэнгэринов у них должно быть по одному сыну, что домашние очаги их мужей (гал гуламта) не развеются и что будут продолжатели рода их. Так как обе они были известными шаманками, то родственники верили им и откладывали приведение в исполнение жестокого обычая предков.

     Обе  шаманки   постоянно    приносили     жертвы   тэнгэринам, камлали и призывали своих предков, в экстазе предсказывали, что и у них будет по одному сыну.  Один  раз   шаманки  принесли жертву Заян_саган   тэнгэри  и   узнали от   него,   что   Асуйхан найдет    сына в яме пороза  (бухайн малтаари),  что Хусуйхэн  найдет  сына   в щели   берега  реки.  Созвали    родственников и I торжественно  объявили   им   об  этом.

 На другое утро  шаманки нашли в степи железную  люльку,  в которой лежал прекрасный мальчик. Люлька лежала в яме.  Недалеко от люльки пасся сивый пороз. Когда шаманки хотели взять мальчика с люлькой, то пороз бросился на них. Шаманки ушли ни с чем.

 Шаманки пришли  домой   и устроили жертву Эсэгэ малан  тэнгэри. Жертва была  угодной.  Когда они снова пошли к  ребенку,  то  пороза уже не было. Шаманки взяли люльку  с ребенком домой и никак не могли снять с нее обручи. Шаманки   опять устроили   жертвоприношение Эсэгэ  малан тэнгэри.  Они получили от него указание  выполнить обряд укладывания ребенка в люльку  (улгээдэ оруулха).    Для этого надо было соз-   вать  родственников,  заколоть   большого   барана,   сварить  для  пира именное мясо  (нэрэтэй мяхан): бедренную, кость, грудинку, тазовую кость, лопатку,  сердце, осердие,  печенку, селезенку и брюшину, приготовить колыбель и молоток, бабке взять ребенка на руки, поставить малышей у колыбели, а роженице лечь  в   постель. Повивальная бабка должна взять  ребенка и  молоток, спросить у малышей: «Кого укладывать в колыбель:  ребенка или же молоток?» Вопрос повторить три раза. 

Асуйхан  легла в постель  роженицы, Хусуйхэн  стала повивальной бабкой и ухаживала за Асуйхан. Собрались родственники, закололи большого барана, сварили именное мясо и сделали так, как было велено. Мальчика назвали  Булагатом  (бухайн малтаариhаа олдоhон Булгат - «в яме пороза найденный Булагат»).

Шаманка Асуйхан души не чаяла в ребенке. Все свое время  она отдавала ему: ласкала, целовала, носила постоянно на руках, кормила пенками. Ребенок рос здоровым и крепким. Он бегал и играл. Приемная мать радовалась, смотря на него, и не могла нарадоваться. Так прошли незаметно годы, Булагату уже исполнилось пять лет.

Один раз мальчик ушел играть и целый день не приходил домой. Мать испугалась, искала его  везде и не могла найти, мальчик   вернулся   вечером  в потемках.

-  Сын мой, где ты  был  до  сего    времени?- спросила его мать.

-  Я играл на  берегу  моря.   Когда я пришел туда  и стал играть, из моря вышли  мальчик и девочка, такие же,  как я, мы стали играть и  не заметили, как наступили потемки, - ответил   сын.

Айсухан сообщила об этом Хусуйхэн. Последняя очень обрадовалась. Они решили поймать мальчика и девочку, потом усыновить. Напекли вкусных пресных лепешек, нагнали водки, решили дать  их Булагату, чтобы он угостил  своих друзей.

На другое утро, когда мальчик собирался пойти на берег, ему дали лепешки и водку, а сами взяли белый войлок, и все пошли на берег. Придя туда, шаманки разостлали войлок, положили на него лепешки и водку, попросили мальчика угостить своих друзей,  а потом лечь спать на войлок.

Мальчик сел на войлок и  стал играть, а шаманки спрятались за кустами и стали наблюдать за мальчиком. Вскоре из моря вышли мальчик и девочка. Они подсели к Булагату и стали играть. Булагат предложил им угощение. Они с удовольствием стали есть лепешки и пить водку. Вскоре они опьянели и  легли спать.

Шаманки подбежали и  схватили с войлоком обоих мальчиков и девочку. Не успели они отбежать от берега, как мальчик проснулся и закричал человеческим голосом:

- Высокое небо - отец, широкая земля - мать, спасите меня!

В это время заволновался Байкал и чуть не захлестнул обеих шаманок. Девочка выскользнула из рук и ушла в море. Шаманки донесли мальчиков до дома. Хусуйхэн постлала широкую постель роженицы и легла, вновь найденного мальчика положили с нею. Потом созвали родственников, закололи большого барана и совершили обряд улгээдэ оруулха. Мальчика назвали Эхиритом (эргиин габаhаа олдоhон Эхирит - «в щели   берега   найденный   Эхирит»).

От Булагата произошли буряты племени  булагат, а от Эхирита - буряты племени эхирит, которые являются основными   племенами   бурятского   народа.

 

Записано со слов 83-летнего Мадаса Хантханова I холтубаевского рода из улуса Гуртуйский (бывшего Бильчирского инородческого ведомства) Иркутской   области   в   мае   1911  года.

 

МОЛОНТОЙ

В давние времена жил старик Молонтой. В молодости он был силен, умен, красноречив и красив. Один раз  он вздумал поехать к Эрлэн  хану, сел на своего пороза и поехал. По дороге встретил посланца Эрлэн хана, Альбаши хара хубуна, который   ехал   на  золотисто-соловом   рысаке.

- Здравствуй, старик Молонтой! - сказал Альбаши хара хубун.

- Здравствуйте,    здравствуйте,     Альбаши   хара   хубун! - ответил старик Молонтой.

-  Куда   держите   путь,   старик   Молонтой?

- Еду к Эрлэн хану, Эхэлур ханше. Хочу  получить право на   управление   землей.

-  Да,  хотите  добиться  должности управителя  землей?

-  Да,   да,   сверстник   моих   детей!

-  Я  тоже  хочу добиться  этой должности.  На  мой  взгляд, вы уже стары на эту должность. Люди теперь стали злы друг на друга, часто ссорятся между собой из-за пустяков. Вам одному не справиться. Вот, если меня возьмете в помощники, тогда дело наладится.  Я  силен, умен, меток в стрельбе  и красноречив. Давайте сговоримся об этом и будем действовать совместно.

-  Твои слова справедливы.  Давай заключим договор и будем  действовать   сообща.   Никто  возражать  не   будет.   Будем управлять   народом.

Путники договорились и стали говорить на различные темы. Альбаши хара  хубун сказал:

-  Мой  соловый  конь  удал в  беге: до    кипения   ягнячьего мяса,  положенного    для    варки в котел,    до переворачивания козлячьего  мяса, положенного в котел для  варки, мой соловый конь   обежит  трехгодовалую   землю  три   раза,  четырехгодовалую   землю - четыре   раза.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят