Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Алагуй имел шесть сыновей.  Из  них Хэрэй  и Саганак  поселились в Кударе,  сын  Мэхэши   Алагуева   Ирбак    уехал   в местность Барун Хор1.

Алагуев род: Булгат, Булган Хара, Тугалаг, Алагуй, Сагаа-наг, Богшон, Одой, Нэгэдээ, Заянша, Тубшэн, Тобогор, Боохолдой, Буян, Петруунхи, Петька, Иван, Татьяна, Сэрхуу, Коля.

Записано со слов Баляадая Могсоева арагуевского рода из улуса  Туранги в 1913 году.

 

Буряты рода алагуева относятся  к племени булгат. Потомки Алагуя жили в улусе Капсальском, ныне Эхирит-Булагат-ского аймака Усть-Ордынского национального округа Иркутской области. Племя булгат размножилось, пасти скот было негде, поэтому роды разъехались по разным местам. Потомки Алагуя уехали в долину реки Бугульдейки и поселились там. Скоро долина реки Бугульдейки стала тесной, тогда некоторые решили перекочевать в Забайкалье. Они живут теперь в Иро и соседних улусах.

Алагуевский род (улус Куяда): Алагуй, Бушхай, hада, Заба, Шандагай, hамхан, Адуун, Далдаг, Мартхи, Хунгээ, Анатолий,  Валя.

Записано со слов 76-летнего  Хунгэя Мархиева алагуевского рода из улуса Куядский Ольховского аймака Иркутской области 28 июня 1962 года.

Алагуев род: Алагуй, Тэхэрээн, Нэгэдээ, Михаил, Тэхэ, Балда, Буура, Дмитрий, Михаил, Бульжуухай, Покров (13 лет).

Записано со слов 89-летнего  Михаила Бураева алагуевского рода из улу-да Тэгинскии Ольховского  аймака Иркутской области 25 нюня  1962 года.

 

У Алагуя было пять сыновей. Звали их Одой, Хунгэ, Бушхай, Хэрэ и Эмэгшэ. Они расселились и образовали улусы: Туранги, Тэе, Хидуса, Куяа и Харасата. Прежде они подчинялись административно Капсальской инородной управе Иркутского уезда, но в 1897 году отделились и создали отдельное родовое управление с резиденцией в улусе Туранги. Во главе родового управления  стоял   родовой  староста,    делопроизводство родового управления вел наемный письмоводитель. При родовом управлении открыто было в 1897 году Алагуевское инородческое начальное училище. Учителями были в разное время К. С. Любавина, В. Н. Черепанов, А. Н. Вдовина и другие.

Родовыми старостами, по выбору общества были почти пожизненно Соборха Субаров и Табинай  Петрованов.

 

Алагуев род: Алагуй, Хунгэ, Оробхон, Хуугээ, Мэргэн, Могсой,   Баляадай,  Покров,  Михаил   (20  лет).

Записано со слов 50-летнего Покрова Баляадаевича Могсосва алагуевско-го рода, сына знаменитого сказителя Баляадая, из улуса Туранги 26 июня 1962 года.

 

Сказитель Баляадай Могсоев родился  в 1877 году, умер 75-ти лет в ноябре 1952 года. От него А. К. Богданов, студент Ленинградского университета, записал улигеры, сказки, легенды и предания в 1926 году. Записанный материал хранится в личном архиве собирателя в Ленинграде. Запись была сделана   академической   транскрипцией   с   максимальной   точностью.                        

 

  • * *

 

Алагуй имел семь сыновей. Из них  четверо жили в долине Бугульдейки, прочие уехали из-за тесноты, нехватки пастбищ в Забайкалье, проживают в долине реки Селенги. До революции они приезжали на старую родину свою (тоонто) и устраивали жертвоприношение. Алагуевцы принимали их со всей бурятской гостеприимностью: кололи барана, выкуривали двойную водку арза и угощали. Они посещали все пять улусов  алагуева  рода.

Алагуев род: Алагуй, Сагаалаг, Одой, Хашимай, Буртаг, Сэмээн, Шоно, Александр, Афанасий (73 года), Георгий (45 лет), Мета (14 лет).

Записано со слов 73-летнего Афанасия Александрова алагуевского рода из улуса  Турангин Ольхонского аймака 25 июня   1962 года.

 

Алагуй со своими братьями жил в  долине реки Куды, при слиянии ее с рекой Мурином. Население увеличилось, скоту негде было пастись. Коровы с порозом стали уходить далеко,, за ними нужно было ездить и пригонять домой. Однажды пороз и одна корова ушли и не вернулись домой. Хэрээ искал их, но никак не мог найти. Он созвал своих сородичей, все-они поехали искать пропажу. В верховьях долины Мурина они напали на следы коровы и пороза. Следуя по следам, они пришли в долину реки Бугульдейки, где и нашли их. Хэрээ со» своими сородичами счел это за особое указание тэнгэринов. Они оставили корову с порозом и поехали домой. Здесь он:г собрали родовичей. Суглан решил: перекочевать всем родом в долину  реки   Бугульдейки.   

                         

Алагуев  род  (улус Хидусинский):   Алагуй,  Хэрхээ,  Хэмшэ, Хомрёон, Найман, Убгэн, Михуулай, Худии, Гена  (17 лет).

Записано со слов 67-летнего Худия Николаева алагуевского рода из улуса Куяада 24 июня  1962 года.

 

  • * *

 

Алагуев род (улус Бугульдейка, летники): Алагуй, Сагаа-лай, Хэрээ, Нэгдээ, Содой, Тэгэнсэг, Тэгшэ, Хомрёон, Найман, Ангаадай, Алсаахай, Роман, Абагал, Антроп, Лева (12 лет).

Записано со слов учителя Алагуевской  начальной школы Антро-па Абагаловича  Романова, 37 лет. Он занимается фольклором и этнографией ольхонских бурят, у него имеется много записей.

 

 

 

Алагуевский  род (Еравнинский  аймак)

 

 

Тугалак

Алагуй                                                                                                                                     Сагаанаг   Мэхэшэ     Хэрээ     Хундээ      

      Одой            


          Бушхай  Гэльдээ                                         Бушнай

_____________________________________________________

Хулэрээ                                                       Ирбак Хонхор

Хулхан                                                        Шаралдай        

Жоолобо

Зайгари                                      

hамган

Наху

Нагаадай                                                    Эмэгэн

________________________________________________

Орбоодой                                           Этигэл           Эмэ

Анисим

Соня (3 года)

 

Алагуев род прежде входил в Капсальскую  инородную управу, потом отделился  в 1899 году и образовал самостоятельный алагуевский род с непосредственным подчинением Иркутскому уезду (крестьянскому начальнику I уч. Иркутского уезда, село Оек). Алагуев род входит в племя'булагат Разбросан он повсюду: несколько дворов проживает в Кударе Мухор-Шибири.                                                                           

Записано со  слов 58-летнего Орбодоя  Нагаслаева  из  колхоза    «Красная победа» Еравнинского аймака в 1938 году. Нагаслаев переселился в 1927 году с прочими родовичами в Еравну и вошел в колхоз  «Красная  победа».

 

Подрод одоев

 

Старшего сына Алагуя звали Одоем. Он был женат на эвенкийской девушке  по имени Тологдой. Она была дочерью тунгуса Эльбэри. Последний был большим черным шаманом. Род Одоя принял шаманский корень (утха) и образовал шаманский род в улусе Туранги. Одой имел два сына: Борноя и Халзамая. Они были шаманами. Борной имел одного сына - Хубита. Он был шаманом. Халзамай имел сына Алабши. Он тоже был шаманом. Алабша имел сына Алсага. Он тоже был шаманом. Алсаг имел сына Малгатая. Он тоже был шаманом. Малгатай имел сына Малаана. Он не был посвященным шаманом, но совершал по требованию верующих небольшие требы.

Мать Одоя звали Айлшхан. Она  была большой черной шаманкой. Жену Одоя звали Тогдой. Она тоже была большой черной шаманкой. Они обе  когда-то были в большом почете у  бурят алагуева рода. Им устраивали тайлган летом в летниках,   кровавые   жертвоприношения.

Одоев род: Алагуй, Одой, Халзамай, Алабша, Алсаг, Малгатай,   Малаан.

Записано со слов 55-летнего Орбодоя  Нагаслаева из колхоза «Красная победа»  Погромнинского сомона Еравнинского аймака Бурятской АССР а 1937 году.

 

 

ГОТОЛЬСКИЙ  РОД

Готол Алагуев             

                       

Готол был внебрачным сыном Алагуя от Амархан, проис ходившей нз абазаева рода, жившего тогда на реке Лене (Зу-лэхэ). Она была умна, расторопна и работяща. Готол был ограничен, неповоротлив, слабосилен; одежда на нем висела, как на чучеле. Живот у него был, как копна (бухал гузээн). Народ часто смеялся над ним и говорил: «Стельный Готол, яловая Голон»  (так звали его жену).

Один раз булагатские роды устроили зэгзтэ аба, Готол участвовал в качестве загонщика. В свободное время охотники подтрунивали над Готолом. Шел дождь. Унты Готола промокли и сползли с ног. Он отставал от прочих загонщиков и натягивал свои унты. После этого один из загонщиков, чтобы посмеяться над Готолом, закричал: «Река, река! Снимайте унты!» Незадачливый Готол не понял шутку, снял свои унты и привязал к торокам. Облавщики составили поговорки: «У Готола унты велики» (Годоhо ехэтэ Готол), «Не увидев брода, Готол снял свои унты» (Горхо хараабэй аад, Готол годоhоо тайлаа).   

 

Эти поговорки до сего времени бытуют в соседних родах и  улусax,  буряты  которых   часто   подтрунивают  над готольцами и приводят случай с предком их - Готолом. На этой почве на пирушках и празднествах часто происходят перебранки, а иногда и потасовки.

Живя по реке Кудё и ее притокам, потомки Тугалака размножились. Из-за развития скотоводства не стало хватать пастбищ, на этой почве стали возникать недоразумения, которые иногда кончались дракой. Чтобы найти хорошее пастбище для своего скота, потомки Тугалака стали расходиться по разным местам. Сначала расселялись по реке Куде и ее притокам, но скоро и там стало тесно. Тогда они стали перебираться в более отдаленные места. Хогоев род поселился в устье речки Кахи (Xahaa), енгутский род - по реке Осе, около горы Хатуу уула, Онгой - в устье речки Осы (Oho узуур), ноетский род - по Ане.

Нерасторопный   и   незадачливый  Готол все время   жил на :пепелшце отца своего Алагуя.    Жена посылала его   несколько раз осмотреть привольные места   для   поселения.   Готол ездил « нигде не находил хорошего места. Жена ругала его,  но делать было нечего, и они оставались на старом месте.

Один раз  пришли цэгэнуты    и    ограбили    Готола,    угнали весь скот, оставив только одну телку. Тут   жена его взяла  руководство на себя и решила переехать   на другое    место,    но куда переехать, не знала. Она слышала от людей, что в долине  реки Иды никто не живет и  что места там  хорошие. Они погрузили свои пожитки на телку и пошли на реку Иду. Долина реки  Иды  тогда    представляла сплошное    болото  и топь, кругом росла  береза. Они прибыли   в устье речки Тарсы и поселились   там.

Весной, и осенью все разбредшиеся люди родов племени булагат съезжались к горам Ухэр Манхай и Удэгэ  Бэлеэн и устраивали по обычаю дедов  и отцов кровавое жертвоприношение своим предкам. Это жертвоприношение называлось тоонто тайха - «приносить жертву на месте хранения материнского последа своих предков». На другой день тайлгана все гуляли и ходили по юртам, где совершали обряд сасали бариху, то есть приносили индивидуально своим предкам жертвоприношение. Гуляли несколько дней, а потом разъезжались л о домам. Готол тоже ездил туда и принимал участие в совершении   обряда.

Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Сыновья охотились на зверей, а дочь оставалась дома и управляла хозяйством отца.

Один  раз  сыновья   Готола  ушли  охотиться  на   речку   Уду (Удэ),  правый  приток  реки Ангары,  ниже Балаганска. В  это время с  Лены пришел Тогто мэргэн, забрал имущество   Готола, угнал скот и полонил его дочь Голохан.

Когда сыновья вернулись домой, то не застали никого дома, имущество было забрано, скот угнан, сестра увезена. Они, по расспросам, дошли до стойбища Тогто мэргэна, нашли свой скот, имущество и сестру. Тогто мэргэна не было дома. Сыновья Готола взяли все свое имущество, скот, сестру и вернулись домой. Сестра их Голохан была беременна от Тогто мэргэна. Она дома родила двух близнецов, которых назвали Ара-гасаном и Абаши (Ашаанда ерэhэн Аргасан, абаашалганда ерэhэн   Абаша).

Старший сын Готола Тудэ имел трех сыновей: Муумая, Таара и Согола. Потомки их образовали I готольский род бывшей Боханской инородной управы, в состав которого входили улусы: Корминский, Хапсагайский, Хандагайский, Гре-чохонский,  Дубунский, Кутульский  и Бугутуйский.

Средний сын Готола Тургэн имел двух сыновей: Сорона и Хэлтэбши. Сороон имел трех сыновей: Ботмо, Хаби и Мура, а Хэлтэбши имел двух сыновей: Монхоя и Моло. От потомков их образовались II и IV готольские роды.

Младший сын Готола имел одного сына Таху, который имел пять сыновей: Ярбая, Бужидая, Хэрэ, Борши и Базая. От потомков их произошел III готольский род, состоящий из улусов Загликского, Хэрэтинского, Шунтинского, Хондолойского, Агшаргантинского, Харатиргэнского, Нижне-Хохорского, Верхне-Хохорского, Ижелхинского, Гергеновского и Хушунского, заимок Алса, Шунистуй, Байса, Айн, Булак, Усата Заглик и Хурай Заглик  поселка   Хогото-Тарасинского.

Часть бурят обрусела и образовала особую деревню Надеждинскую, которая до 1897 года административно подчинялась I готольскому родовому управлению Боханской инородной управы, а потом по настоянию викария Иркутской епархии, епископа Агафангела, была переведена в Идинскую волость бывшего Балаганского  уезда  Иркутской  губернии.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят