Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Удэгэ  Бэлеэн,                Удэгэ  Бэлен,

Хойшоо xapahaн           На север смотрящая

Ухэр Манхай...              Ухэр Манхай...

Прочие роды племени Булагат  также упоминают в своих призываниях местности Бухэ нуга, Будун ушэhэн, Ухэр Манхай, Удэгэ Бэлеэн. По преданиям, буряты племени булагат прежде жили в долине реки Иркута, в местности Тора, а потом перекочевали в долину реки Куды и заняли места Бухэ нуга, Будун ушэhэн,   Ухэр   Манхай   и   Удэгэ   Бэлеэн.

В долине реки Иркута остались роды куркут и далхай, которые и сейчас живут в Торском булуке Тункинского аймака. Они на тайлганах не называют указанные выше места, так как они остались на старом пепелище своих предков. Они призывали так:          

Буха ноен баабай,                    Отец - Буха  ноен,

Будан  хатан  Иибии,               Мать - Будан хатан,

hарайма  ехэ эбэрээрээн         Своими  большими  рогами

Ундэр   тэнгэри   hиилэhэн,    Высокое небо  прорезавший,

hанжама  ехэ бойногоороон   Вислым  большим  войлом,

Ургэн дэлхээ шударhан, Родимую  землю   исшорковший,

Баапан   газартаа                   Там,   где   испражнялся,

Бар тайгаа ургуулhан,           Густую   тайгу  вырастивший,

Шээhэн газартаа                   Там,   где  мочился,

Шэбэр   тайга  ургуулhан,   Непроходимую тайгу

                                                                         вырастивший,

Улгээ  газарта  унжэлгэтэн На   колыбельной   земле  

                                                                     ночующий,

Сагдуул  модон  шургээлгэтэн,      О молодое дерево

                                                                 обчесывающийся,  

Шара   эдипэн   хэбтэлгэтэн,       С  лежанкой  на  желтом 

                                                                                        песке,

Хабсагай   шулуун  hудэгтэн...  Изображенный    скалой...

 

Все эти места в долине реки Иркута связаны с именами предков  бурят племени булагат. Что же касается призываний прочих родов племени, как, например, буин, бубай, олой, отон-хой и других, то они все повторяют призывания бурят алагуе- ва рода. Все призывания бурят племени эхирит связаны с долиной реки Лены, так как колыбелью их является долина Лены.

 

Записано со слов 74-летнего  Буха Болдогоева    II    шоноевского рода из Улуса Нарин Кунта (остров Ольхон).

 

Булган  Хара

 

Сын Булагата, Булган Хара,  женился во время зэгэтэ  аба на дочери Халак хана. Тугалак был внуком (зээ) его.

Тугалак также женился  во  время зэгэтэ аба. Он  познакомился с  женой на охоте. Молодые люди полюбили друг  друга. Тугалак похитил ее во время охоты. Она была из цэгэнутского   рода.

Записано со слов Осипа  Мадаева III    готольского рода из улуса Хохор-ский Боханского хошуна Ангарского аймака Иркутской губернии в 1921 году.

 

Тугалак

 

Тугалак в преклонном возрасте овдовел и женился на молодой девушке из цэгэнутского рода, который жил на левом берегу Лены (Зулхэйн зуун бии). Звали ее Салхалзур. Она была красива и дородна. Она жила плохо с мужем стариком и часто убегала домой - к родителям за Лену. Она была беременна, вот-вот должна была родить, но, несмотря на это, села на быка и уехала к своим родным. Чтобы скрыть свои следы, она на ноги быка надела унты. Дорогой она родила сына в выбоине, сделанной в земле дикими козлами.

Старик Тугалак сел  на коня и поехал в погоню. Он нашел ее в  выбоине с  ребенком.  Дело  было глубокой осенью,  было довольно   холодно. Чтобы согреть ребенка, дорогой разводили огонь. Так до дома разводили огонь на 13 местах. Сына назвали Ашаабагатом.   Существует поговорка:  «В   13 местах заставивший разводить огонь «Ашаабагат»   (Арбан  газарта гал тулюулэсэн  Ашаабагат).  

                                                                  

Записано со слов 69-летнего Семена Барнакова из улуса Кукунуткский Хара-Азарганского булука Эхирит-Булагатского аймака Усть-Ордынского национального округа Иркутской области 13 января 1941 года.

 

Тугалак

 

 Тугалак со своей семьей жил в долине реки Куды, в местности Бухэ нуга, Будун уш--hэн, между двумя горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Местность была богата травой, в лесах  водилось много зверей,  в реке  Куде - много рыбы.

У Тугалака было семь сыновей  и три дочери. Имена сыновей: 1) Алагуй, 2) Хурхут, 3) Бируха тургэн, 4) Боржом Далхай, 5) Нарин Хойбо, 6) Саган и 7) Ашаабагат. Дочерей звали Тухэреэхэн, Таалурхан и Ообэйхон. Братья занимались скотоводством, охотой  и рыбной   ловлей,    а дочери   помогали матери дома. Потомки Тугалака размножились и заняли все долины и бугорки реки Куды. Жили хорошо, скот пасся на широких степях реки Куды и всегда был упитан. Про богатую жизнь потомков Тугалака и их размножение было сложено много поговорок, как, например: «Не сочтешь потомков семи сыновей Тугалака, не выпьешь нагнанной им водки» (Тугалагн долоони тооложи барахабэй, тогоониин архи уужа барахабэй); «Потомки Тугалака счастливы (удачливы)» «Тугалаги долоон т--регт--й; «Семеро Тугалаковы» (Тугалаги долоон или долоонгуут). Эти поговорки сохранились до сего времени, на пирушках и на торжествах подвыпившие отмечают многочадность, счастливую жизнь и преуспевание в делах потомков Тугалака. Потомки Тугалака ежегодно два раза устраивали зэгэтэ аба - облавную охоту на зверей. Весной облавную охоту устраивали для того, чтобы отогнать и отпугнуть хищных зверей, осенью - для ловли зверей на мясо, которое в большом количестве заготавливалось на зиму.

Перед облавной охотой обычно устраивались состязания в национальной борьбе (барилдаан), в стрельбе из лука (хара-балдаан) и конные скачки (урилдаан и хатаралдаан). Для устройства облавной охоты и состязаний охотники обычно делились на два лагеря: верхний и нижний. Верхний лагерь составляли буряты, которые жили в верховье реки Куды, а нижний лагерь - те, которые жили в низовье.

Национальной борьбой, стрельбой из лука и конскими бегами проверялась готовность молодежи к обороне и защите своего рода и племени от нападений соседей. Отличавшихся в национальной борьбе, стрельбе и бегах награждали и присваивали звания бухэ (силач), мэргэн (меткий), а девушки сочиняли песни в честь победителей (домог дуун или магтаал), которые подхватывались народом и быстро распространялись по  родам  племени   булагат и   исполнялись.

Каждый род имел своего бухэ и мэргэна, которыми гордились, которых воспевали в своих песнях, о них составляли легенды и предания. Например, шаралдаев род имел Убай мэргэна, хогоев род - Шээтэй мэргэна, онхотоев род - Шо-боол буха и т. д. О них до сего времени бытуют в народе песни, легенды и предания.

Местом для устройства зэгэтэ аба  служила широкая привольная степь долины реки Куды, называемая до сего времени местными бурятами «Харганайн сагаан хээр», выше теперешнего поселка Усть-Орда, являющегося окружным центром Усть-Ордынского национального округа бурят Иркутской области.

Записано со слов 49-летнего Михаила  Степанова из улуса Басайский  бу-баевского рода бывшей Ординской инородной управы Иркутского уезда Иркутской губернии в мае 1917 года.

 

АЛАГУЕВСКИЙ РОД

Алагуй  Тугалаков

 

Алагуй был старшим сыном  Тугалака, поэтому прочие потомки Тугалака зовут его Алагуй старший и почтенный (Аха ехэ Алагуй) или Алагуй вседовольный и счастливый (Ама сагаан Алагуй). Тугалак умер, по преданию, молодым, когда ему было 40 лет. Алагуй воспитал младших братьев, женил всех и разделил отцовское имущество так, что никто в обиде не   остался.

Он жил   в местности Хоринхон,  на  реке  Мурине,   притоке реки  Куды.  У него было  три  сына. Старшего звали Готолом. среднего - Хэтэбши,    младшего - Мандабай.    Готол был ограничен, неповоротлив, тих и смирен, поэтому редко ездил  на ' охоту. Он жил  дома и  смотрел  за скотом.    Братья  его  были отличными охотниками. Гоняясь за дорогим зверем, они часто посещали   северный берег  озера    Байкал.    Там   они особенно облюбовали долину речки Бугульдейки, построили там балаган (урасу)   и долго проживали.  Никто там   не жил. Место было богато травой, зверями и рыбой. Хэтэбши и Мандабай решили отделиться   от  старшего  брата   своего  Готола,   и  переселиться   туда. Как решили, так и сделали. Они поселились там с семьями и зажили хорошо, а Готол остался на пепелище отца своего,   на  реке  Мурине.

Записано со слов 35-летней Марии    Табинаевны    Мазаевой  алагуевского рода из улуса II Таловский (II шоноевского рода)  бывшей Еланцинской ино-   ■ родной управы Иркутской губернии в 1913 году.

 

Тайлганы алатуевского (алагуевского) рода

 

Общественных тайлганов  в алатуевском  роде было мало - только  шесть:   I)  хуяатай   эжэнэй  тайлган,   2)  хуртэнэй   эжэнэй тайлган, 3)   монтолой тайлган, 4)   хаши тайлган, 5)   газар уhaнай тайлган.

Первые три тайлгана устраивались,  судя по  всем  данным, божествам, существовавшим до прихода алатуева рода сюда, на реку Бугульдейку. Эти божества не имели связи с происхождением алатуевского рода. Они возникли у бурят соседнего шоноевского рода, живших в Долон Мухте, Харасате, Хара Хужаре, Таловке, Элигшине. Первый тайлган устраивался хозяевам пади Куяа Хэрмэшэ ноен и его жене Булгаша (белковщик начальник, соболевщица госпожа). Они обитали на горе Зурхэн. Такого ноена в родословной алатуева рода нет. Второй тайлган посвящался хозяину озера Куртун. Он почитался всем булагатским племенем, везде ему приносили жертвы. Имя этого божества - Хуртэнэй эжэн Хухэ буурал Толгой бурхан баабай (Синеголовый бог - отец). По всем данным, это божество пришлое. Шаманы не знают его родословной, не связывают с местными божествами. Божества же местного происхождения связаны между собой происхождением (утха, гарбали). В призываниях Хухэ Толгоя. хозяина озера Куртуна,  говорится:

Алтан  нуур  Утаалта,            Золотое   озеро   Уталта,

Азарга   шунэhэн   барьса,       Могучая   лиственница  

                                                                 священная,

Хурьтэнэй  эжэн                     Хозяин   Хурьтэна,

Хухэ   Толгой   баабай...   Отец  Синяя  Толгой   (голова)...

Записано со слов 55-летнего Орбодоя Нагаслаева из колхоза «Красная победа» Погромнинского сомона Еравнинского аймака Бурят-Монгольской АССР в 1938 году.

 

Алагуев род

 

Алагуй был сыном Тугалака. Он жил сначала с братьями в местности  Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Когда  род их размножился и стало тесно, он решил переехать в Хоринхон, на пеку Мурин, но на Мурине стали селиться другие роды. Алагуй подумывал переехать куда-нибудь, чтобы жить свободно и привольно. Один раз ушла его корова. Он поехал по ее следу is приехал к Бугульдейке. Здесь ему понравилось, и он облюбовал место. Он оставил свою корову, поехал домой и сказал жене  о своем решении.

Жена была религиозная, как вообще женщины. Она сказала, что кjрова их eшла туда по определению свыше, и согласилась  на переезд.

Алагуй переехал на Бугульдейку и стал хозяином всей долины. Действительно, рыбу здесь никто не ловил, дичи было сколько  хочешь, кругом был лес, трава   росла густая  и высокая. Алагуй нашел здесь дрова без топора, мясо без ножа (hyхэгуй тулеэн, ходёгогуй мяхан). Потомки Алагуя размножились и  расселились по всей долине Бугульдейки.

Алагуевский род первоначально  входил в Капсальскую инородную  управу, которая была самостоятельной  единицей и не подчинялась Кудинской  степной думе. В начале 1890 годов  он отделился от Капсала и образовал отдельный род, называемый Алагуевским отдельным родовым управлением, с прямым   подчинением   Иркутскому   губернскому   управлению.

Об отделении рода ходатайство  вели граждане улуса Турашги некто  Соборка Шишуктуев и Эсэгэ  Михаилов.

Алагуй имел трех сыновей: Хэтэбшэ, Мандабая и Саганага. У последнего было пять сыновей: 1) Одой; 2) Хэрэ - потомки живут в Кударе; 3) Мэхэшэ - часть рода живет в Баргузине, а часть - в улусе Туранги; 5) Бушхай - потомки его живут в Малой Бугульдейке. У Мэхэша было три сына: Ша-ралдай, Хонхор и Ирбаг. Последний жил в местности Батанай и Харганай (бывшая Батанай-Харганатская инородная управа).

Потомки Хэрэ живут в улусах Хидуса Туранги и Большая Бугульдейка,  а  потомки Хундэя - в Туранги и Кударе.

Родословная алагуева рода представляется в следующем виде: Алагуй, Саганаг, Бушхай, три сына Бушхая: Амя, Шэльдээ и Шаралдай, сын Шаралдая - Эмэдэ, его сын - Зан-гари-hамган, сын Зайгари-hамагана - Наху, сын последнего- Нагаслай,   сын Нагаслая - Орбоодой.

Записано со слов Шабая Хужуреева алагуевского рода из улуса Тзеyский в 1915 году.

 

Род Алагуй

 

Буряты рода алагуй относятся к племени булагат. У Бул-гата было два сына, звали их Булган хара и Бузган хара.

Сына Булган хара звали  Тоболог (или Тугалаг). Алагуй был старшим сыном Тугалака. Младшие братья звали Алагуя старший большой Алагуй (Аха ехэ Алагуй), все его уважали и кормили верблюжатиной. Отсюда пошла поговорка: «Еда Алагуя - кладенный верблюд»   (Алтай тэмээн эдеэтэй Алагуй).

Алагуй жил, по преданию, в местности Луговая низина, толстый тальник (Бухэ нуга, будуун уш--hэн), у гор Ухэр Манхай и Удэгэ  Бэлеэн, где жили все роды племени  булагат.

Когда роды племени булагат  размножились,    то стали расселяться  по разным  местам. Буряты родов готол  и  шаралдай..заняли долину реки Иды,    родов  Ирхидей,    Холтубай,    Онгой, Хоогой, Онхотой, Енгут и Ноет - долину реки Осы, а потомки Алагуя переселились вниз по течению реки Куды, заняли устье ее и местность Хоринхон, затем стали жить и на реке Бугульдейке, по соседству с которой по горам и тайге жили куртунские   тунгусы.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят