Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Как рожденные от девушки, Аргасан  и Абаши были для сыновей Готола чужеродцами (хари). Их поселили на окраине, чтобы они защищали готольцев от русского населения сел Бурети и Каменки, расположившихся по реке Ангаре. Аргахан и его потомки жили сначала в долине Бурети, где теперь Бу-ретьский улус, а потом, когда Халбай сделался тайшей, переселились в долину реки Иды, где они живут сейчас (улус Бо-хан).

Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тутхэн и 3) Тургэн. От Тудэ произошел I готольский род: улусы Шаралта, Ханда-гай.  Хапсагай, Корма,  Бугутуй, Гречохон,  Кутул  и Дубун.

От Тутхэна  произошел II готольский род: улусы Верхняя   Тараса,  Средняя Тараса  и Нижняя  Тараса.   Готолы образовали улусы Верхняя Буреть,    Орлок, Тулэйн    Готол и Готол Аларский, перекочевав туда, боясь Амагзая, уроженца улуса Средняя Тараса,   приблизительно   в   1700-х годах.

От Тургэна произошел III готольский род: улусы Ижелха, Верхний и Нижний Хохорский, Харатиргэн, Агшарганта, Хон-долой, Большая Шунта, Хэрэтэн, Бохан, Заглик и летники.

Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тургэн имел двух сыновей: Хэлтэбшэ и Сойрона. У Тутхэна был один сын - Таху.

Таху имел пять сыновей: 1) Боршо, 2) hapxи, 3) Ярбай, 4)  hадай   и   5)  hамнай.

Они жили все на Усть-Тарасе, занимались охотой на зверей. Зверей тогда было очень много; все горы, долы, бугорки были покрыты лесами, в них кишели звери.

Один раз разнесся слух, что на реке Лене (Зулхэ) появились какие-то неизвестные бородатые люди, которые одеты в доспехи, имеют оружие огненное и несут бурятам порабощение и неволю. Слух этот был смутным, неопределенным: правда ли это или неправда, никто хорошо не знал.

В бассейне реки Лены жили роды племени  эхирит, которые имели большие родственные связи с родами племени булагат. Эти два племени враждовали с сэгэнутами и икинатцами, которые, будучи многочисленными и сильными, постоянно нападали на эхиритов и булагатов. Сэгэнуты редко попадали в бассейн реки Ангары, особенно на притоки ее Иду и Осу, где преимущественно   жили   булагатские   роды.

В одно прекрасное время к булагатам  прибыл специальный гонец от эхиритов и сообщил, что по реке пришли бородатые и неизвестные люди, что они вооружены неведомым бурятам и тунгусам вооружением: раздается сначала оглушительный звук, и воины бурят умирают на большом расстоянии от стреляющего. Слух этот всполошил булагатов. Они собрали большое собрание (суглаан) и на нем решили помочь своим кровным   родственникам   эхиритам.

Старшины бросили клич. Собрали  всех, кто мог носить оружие. Все они вооружились, кто чем мог и поехали на помощь эхиритам.

Бурятские ополченцы были сосредоточены на реке Лене, у устья Куленги, левого, притока реки Лены.

Русские казаки поднялись вверх  на лодках, дошли до Усть-Кута. Здесь  произошло сражение. Буряты вынуждены  были отступить.

Буряты потеряли в этом бою своих  вождей: Хашхи, Бошхи и Сусай мэргэнов. В этом бою погибли два сына Таху, сам он был ранен и чуть не попал в плен. Были убиты hадай и hамнай- лучшие   стрелки.

Потомки hадая и hамная живут до сего времени в улусе Заглике, их очень мало. Размножились особенно потомки Яр-бая. Он имел семь сыновей.

Записано со слов Татьяны Матвеевны  Халтахаровой в городе Улан-Удэ в  мае 1936 года.

 

Готолов род

 

Готол был сыном Хэтэбши Алагуева. Алагуй был старшим сыном Тугалака. Последний со своими семью сыновьями  жил в местности, которая называлась Бухэ нуга, будуун Уш--hэн - «луг с крепкой травой, с толстым тальником»  (на р.  Куде).

Тогда буряты два раза в год устраивали облавную охоту. Весной устраивали для  того, чтобы отогнать волков, а осенью- Для ловли зверей, которых запасали на зиму.

Перед облавной охотой устраивалась стрельба и борьба. Местом сбора  западных бурят были степи выше Усть-Орды, Нарены на Ангаре и Тани Зурехэн (Манзурка) в верховьях реки Лены. Стрельба являлась проверкой силы и-ловкости,-сноровки и меткости молодежи. Они стреляли из луков метров за сто и больше. Это приблизительно около 70-80 саженей. Лучшим стрелкам старшины присуждали звание мэргэнов. Отличившихся по третьему разу, по обычаю, поднимали на войлоках, носили вокруг таборов, сочиняли о них песни и пели, восхваляли (сула), из них же выбирали руководителей облавной охоты.       

Бега служили для проверки лошадей, стрельба - готовности молодежи отразить нападение врагов. Хорошая езда, бег и выносливость лошадей всячески поощрялись. Победителей в скачках и бегах - лучших беговых и рысистых лошадей -• награждали,   восхваляли.

Борьба являлась тоже проверкой  силы, ловкости, сообразительности молодых людей, так как бурятская национальная борьба основана на силе, ловкости и сообразительности. Приемы ее основаны на умении борца ежесекундно предугадывать маневры противника, на готовности давать отпор и применять новые приемы, сообразуясь с состоянием противника. Победителю в борьбе, облавных охотах присуждали звание силачей (бухэ). Им пели хвалебные песни, говорили благопожелания (уреер), песенники составляли песни, легенды, предания и улигеры,

В облавных охотах принимали участие  и девушки. Они наравне с  молодыми людьми принимали участие в  стрельбе.

Готол часто участвовал в облавных охотах. Он был неповоротлив, слабосилен, стрелял плохо, обычно ездил загонщиком. Он был тщедушен, одежда на нем висела, как на чучеле. Народ часто смеялся над ним, но он не обращал внимания. Один раз облавщики заметили, что у Готола один унт упал с ноги. Готол кое-как надел его, поехал дальше. Облавщики закричали: «Река! Река!» Готол не знал, что над ним подшутили, снял унты и поехал. Никакой реки не было. Облавщики это сделали, чтобы посмеяться над Готолом. По этому поводу созданы поговорки: «Готол с большими унтами», «Не видя речки, Готол снимает унты». Эти поговорки до сего времени употребляются местным населением.

Живя в местности Бухэ нуга, будун  ушэhэн, потомки Тугалака размножились, вели скотоводческую жизнь, им стало тесно из-за недостатка пастбищ. На этой почве возникала вражда, кончавшаяся драками родов между собой. И вот на одном своем племенном суглане булагаты решили разъехаться по разным местам. Сыновья Хэтэбши и Мандатая переселились на речку Бугульдейку. Сыновья Енгута уехали в долину Осы. Шаралдай уехал на реку Ангару, а некоторые буряты - за Ангару. Готол тоже решил уехать. Он облюбовал себе долину реки Иды и поселился в пади Тарасы, в четырех километрах ниже   Бохана.

Готол имел трех сыновей: 1) Тудэ, 2) Тургэна, 3) Тутхэна, одну  дочь - Голохан.  От  Тудэ   произошел   готольский   род улусы  Корма, Хабсагай, Хандагатай, Маралта, Бугатуй, Гречохон и  Кутул).  Часть их обрусела.  Обруселые буряты  выселись   и   образовали     небольшой     выселок     Надеждинский  (Доодо хуни   харимууд).

Потомки Тургэна поселились в долине реки Тарасы и образовали II готольский род, куда входили улусы: 1) Верхне-Харасинский, 2) Средне-Тарасинский, 3) Нижне-Тарасинский (монхольский), 4) Нижне-Буретьский. Часть жителей Нижне-Тарасинского улуса, боясь Амагзая, переселилась семь-восемь поколений тому назад в долину реки Осы и образовала IV готольский род, состоящий из улусов: Верхне-Орлокского, Нижне-Орлокского и Бужидаевского, которые входили в состав Бильчирской инородной управы. Часть их переехала на реку Ангару, поселилась там и образовала улусы: 1) Верхний Кулуруй (Тулен Готол) и Готол Аларский. Последние два улуса в  1896 году перешли в состав Аларской степной думы.

Потомки Тутхэна образовали III готольский род. В состав его входили улусы: 1) Заглик, 2) Хэрэтин, 3) Шунта, 4) Хондолой, 5) Агшарганта, 6) Хара-Тиргэн, 7) Нижне-Хохорский, 8) Верхне-Хохорский, 9) Ижелхинский, 10) Хушунский, 11) Хогото-Тарасинский поселок, а также заимки: 1) Алса, 2) Шунгутуй, 3) Байса, 4) Айн, 5) Мудай, 6) Булык, 7) Заглик, 8)  Нижняя Алса.

Улусы же Боханский и Верхне-Буретьский не входят в готольский род. Они пришельцы.

Готольские роды до 1857 года составляли один готольский род. Им управлял родовой  староста (дарга) с двумя помощниками. Готольское родовое управление находилось в улусе Бохане. А потом готольский род разделился на три рода. Каждый род был самостоятельным и непосредственно подчинялся Идинской степной думе, находившейся в улусе Кутульском. Когда отделились готольские роды, то каждый род имел особого родового старосту и двух помощников, каждый род самостоятельно входил административно в степную думу.

Первоначально тайшами были Бортасовы  из Корминского улуса, Хабаевы из Гречохонского улуса. Бортасовы  первоначально жили бедно. Один из них Мумаев был прорубщиком в городе Иркутске. Малан Сосой был главным шуленгой Идинской степной конторы. Его сын Гузнэй мэргэн убил во время зэгэтэ аба огненно-черную лисицу. Малан Сосой хотел поднести ее царю через губернатора, но так как он не знал ни одного русского слова, то попросил прорубщика быть переводчиком. Мумаев согласился. Когда они были на приеме у гене-рал-губернатора,  через которого  Малан  Сосой хотел  поднести лисицу царю, Мумаев сказал, что лисицу убил он. Генерал-губернатор преподнес лисицу царю от имени Мумаева. Через полгода пришло распоряжение на имя Мумаева, чтобы он был главным тайшей идинских бурят. Мумаев крестился в Иркутске и получил имя Протас Чечерич. Он получил дворянство и чин  обер-офицера.

После него тайшами были Хабаевы: Олозой, Елой, Алексей, Мадай и другие. Хабаевых сменил Халбой Бахеев, по крещению Иннокентий Пирожков. За лихоимство он был убит недовольными в 1850 году. Тайшей был избран Мантак Амагаев. Степную думу перевели в Бильчир. Здание под думу выстроили богачи Ашахан Алитуев, Буртон Амагаев, Хабак Халматов. В 1857 г. Мантак Амагаев умер. Главным тайшей был выбран сын тайши Иннокентия Амагаева, Илья. Он был тайшей до 1872 года. В этом году его сменил сын М. Амагаева, Иннокентий Амагаев (Имхэшка). Он был тайшей семь месяцев. Илья Пирожков добился его удаления, в 1873 году он был смещен. Илья Пирожков в 1874 году был избран тайшей. Он служил тайшей до 1884 года, когда по проискам И. Амагаева он был смещен. Его сменил Иннокентий Трусков (Изыхэй). Он был управляющим до 1887 года. В этом году, в июле, граф Игнатьев, генерал-губернатор Восточной Сибири, упразднил Идинскую степную думу и разделил ее на следующие инородные управы: 1) Боханскую, 2)Бильчирскую, 3) Укырскую, 4) Молькинскую и 5) Улейскую. Впоследствии Бильчирская инородная управа разделилась на две управы: Бильчирскую и Кахинскую.

В Боханской инородной управе первым головой был избран С. А. Пирожков, в Бильчирской - Е. А. Данчиков, в Укыр-ской - В. Павлов, Улейской - Э. Шалтыков, в Молькин-ской - Гиленов.

Записано со слов П. Балдаева в 1916  году.

 

Тудэ Готолов

 

Тудэ был старшим сыном Готола Алагуева. Он имел трех сыновей: Мумая, Тара и Согола. Мумай имел тоже трех сыновей: Хутармана, Хутэя и Хурэна. От потомков Хутармана образовался Гречохонский улус (Гури уш--hэн) от потомков Хутэя - часть Бугутуйского улуса I готолова рода, потомки Хурэна уехали, боясь Амагзая, в Забайкалье и живут вместе с потомками Егодора и Есхи в Иволге. Тар имел восьмерых сыновей, имена их: Манхир, Баатай, Огдоон, Хартай, Билаан, Шэрбэг, Батаан и Ушаан. Потомки их живут частично в Кор-минском улусе, частично - в Бугутуйском улусе I готолова рода. Потомки Батая живут в Бугутуйском и в Хандагайском улусах,  а частично - на  левой стороне реки Ангары, в улусе  Кулурийском (Тулэйн Готол). Потомки Огдона живут частично в Шаралтуевском улусе (Хойто Шаралта), частично - в Хапсагайском улусе I готолова рода. Потомки Хартая живут частично в Корминском улусе, частично - в Бугутуйском. Потомки Билана живут в Корминском и Кутульском улусах I готолова рода. Потомки Ушана живут в Шаралтуевском и в Хандагаевском   улусах   I   готолова   рода.

Согол имел одного сына - Бульжухая. Потомки его живут в Корминском   улусе.

 

Записано со слов 67-летнего  Малзы Бальбурова I готольского рода на улуса Хандагайский Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.

 

Тургэн   Готолов

 

Тургэн был вторым сыном Готола Алагуева. Он поселился в долине реки Тарасы, в местности Аландар. Долина Тарасы была богата травой, зверем и рыбой. Летом вся долина покрывалась многочисленными цветами, среди которых преобладали желтые. Это хорошо отразилось в песнопениях тарсин-ских черных шаманов.

Алхан ябажа хатарма                 Шагая,  пустится  в  пляс

Алтан шара Тарсамнай,        Золотая, желтая Тараса наша,

Мультин  ябажа  хатарама    Ползая,  пустится в пляс

Мунгэн шара Тарсамнай...    Серебряная  желтая  Тараса  

                                                                              наша...

Тургэн имел двух сыновей, звали  их Сойрон и Хэлтэбши. Сойрон имел трех сыновей: старшего звали Батмо, среднего - Хаби, младшего - Мура. Хэлтэбши имел двух сыновей. Их звали Монхой и Моло. От потомков Батмо образовался Верх-не-Тарасинский улус, от потомков Хаби и Муры - Средне-Та-расинский улус II готолова рода бывшей Боханской инородной управы. От потомков сына Хэлтэбши, Монхоя - Нижне-Тара-синский улус II готолова рода, а от потомков Моло - Орлок-ский улус IV готолова рода бывшей Бильчирской инородной управы.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят