Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

-  Хочешь,  сейчас   будет.

Потом он обратился к хозяину  жеребца и спросил:

-  Не   продашь   жеребца?

- Продам.   Сколько дашь?               .

- А  сколько  просишь?

- Давай 25 рублей ассигнациями.

-  Получай.

Халбай вытащил из кармана 25 рублей ассигнациями и дал хозяину жеребца. Отец очень обрадовался, взял повод жеребца, обнял и поцеловал сына, говоря:

-  Вот   какова   помощь   сына.

Отец еще выпил, и они поехали. Дорогой отец все время выпивал, хвалил сына и целовал. Так они  доехали до дома. Дома обрадовались родные, особенно мать. Она при виде подголовника, набитого до отказа деньгами, плакала и целовала своего первенца и ничего не могла сказать. Взяла деньги и положила в единственный большой ящик, привезенный ею от отца в качестве приданого. Халбай Бахеев стал раздумывать, что делать. Прежде всего он купил строевой лес и выстроил дом, какого еще не было в долине реки Иды. Люди приезжали посмотреть на его дом. Потом построил мукомельницу на реке Иде. Вокруг мельниц не было, а все буряты ездили на Осу, на монастырскую мельницу, или на речку Уляху, на казенную мельницу, которая стояла ниже Боханского улуса н была   однопоставной.

Халбай со своими братьями распахал хорошие пашни, которые давали хороший урожай, развел свое скотоводческое хозяйство, прикупил коров у русских мужиков, завел улучшенную  породу.  Хозяйство   его   росло.

Общество выбрало его улусным  старшиной, потом родовым шуленгой. Халбай брал взятки. Он натравлял людей  друг на друга, заставлял их ссориться, чтобы они приходили к нему разбирать тяжбы. При этом он брал взятку с обеих сторон. Через семь лет его выбрали помощником тайши. Он стал брать взятки направо и налево. Ничего его не пугало, он шел на любое преступление, чтобы нажить состояние.

Записано со слов Еремея Хахалтаханова из улуса Бохан бывшей Иркутской губернии в 1912 году.

 

II готолов род

 

Улусы Верхняя Тараса,  Средняя  Тараса и  Нижняя Тараса расположены  на р. Тарса, Верхне и Нижне-Буретьский - на р. Бурети. II готолов род произошел от второго сына Готола, Тур-гэна. У Тургэна было четыре сына: 1) Соба, 2) Сойрон, 3) Мон-хой   и   4)   Моло.

Родословная: Готол, Соба, Убгэн, Х-стэй, брат его Игнаан, сын Х-стэя - Буян, Буяшха, Шобхонок, Федот, Егор, дочь его Баабгай, сын ее Данила и дочь Данилы - Даша.

Записано со слов Галсана Нюхлановича Мунхоева из улуса Верхне-Тарасинский Боханского аймака Иркутской области 8 февраля  1921 года.

 

Улус Средняя Тараса II готолова рода

 

Готол, Тургэн, Сойрон, Хаби, Мандаахи,  Пеэтээн,  Питууха, Тоосоон, Баанхи и  Иван, дочь Ивана - Лиза, дочь ее - Соня.

Записано со слов Тосона Петухова,  бывшего    родового    старосты  II  го-тольского рода Бохаиской инородной управы 8 февраля 1936 года.

 

Улус Загликский

 

Готол имел трех сыновей. От младшего сына - Тутхэна произошел III готолов род. В него входят улусы: Заглиг с за-лмками Алса, Булак и Сухой Заглик, Хэрэтин, Шунта, Хон-долой, Агшарганата, Харатиргэн, Нижний Хохорский и Верхний -Хохорский,   Ижелха   и   Хушунский.

Родословная Загликского улуса: Готол, Тутхэн, Таху, сын его  hархи,   сыновья  hархи - Ярбай, Манжа, Ботшо и   Базай.

Ярбай, hархи, Хоhой, Оhой, Худагуй (шаман), сыновья последнего Шулун, Шобоохол (шаман), Дэглээн, сыновья Дэглэна - Монгол, Арhаан, Мантаалай, сын Мантаалая Дарба (борец), сыновья Дарбы - Хамагшаан (борец) и Матвей, Филипп, Кирилл и hэнгээ, сыновья последнего hэнгээл (умер в Архангельске, куда был отправлен на реквизиции инородцев в 1916 году), Леонтий, Андрей, дочь Леонтия - Христина, сын Андрея - Михаил.

Готол, Тутхэн, Таху, Манжа (Сагаан Манжи), Хоршоон, Тул--хэн, hалтаан, Игна, Тешка, дочь его-Варвара и сын Витя, Тул--хэн, Галсан, Трофим, Матюха, сын Матюхи-Валя.

Манжа, Хоршоон, Тэбшэхэн, Тапхансаг, Илья, Гаврила, дочери   Гаврилы  - Ульяна   и   Валя.

Тэбшэхэн - Башли,  Бараанаг,  Нюшха, hайтаан, hайнта.

Таху-Ярбай, Тураг, Боршо, Хуриган, Туусээ, Туглахан, Туутхээ, сыновья Туутхээ - Степан, Семен, Петр, Александр, Егор, Филипп и дочери - Лиза, Анна, Мария, Лиза, сыновья Лизы - Евдоким   и   Илья.

Готол, Тургэн, Ярабай, hобоодой, Бобоодой, Шаранхай, Хонгоодор, сыновья его - Мантаад, Алсай, сыновья последнего- Онишаб и Бобоодой (партизан), Яков, сыновья Якова - Василий, Владимир, Павел, Степан (ворожей)  и дочь Сэсэг.

Аслахан, его дети - сын Александр и дочь Марья, внебрачные дети Марьи - сыновья Борис, Дмитрий, Лука и дочери Анфиса  и Маша.

Хонгоодор, сын его - Николай, сын последнего - Огнооли, сыновья Огнооли - Емельян, Максим и Хуутьхуу.

Хонгоодор, сыновья его - Балдай (борец) и Габри, брат Балдая - Прокопий, сыновья Прокопия - Андрей (борец), Мирон   (борец  и  фотограф),  Будэнхэйн   (сказитель),  сыновья

Будэнхэйна - Саня, Рома, Абрам, Филипп, Петрашка, дети последнего - Петхоон, Саша, Анфиса, Хара Басаган, Татьяна и Дарья.

Записано со слов Будэнхэна Прокопиева III готольского рода из улуса Заглик   в   1922   году.

 

Улус  Загликский

 

Готол, Тутхэн, Таху, Ботшо, Абан, дети Абана - Сагаан-шан, Халмагшан, Алтай, hалдай.

Абан - Дамба, дети Дамбы - Далбай, Даншан, Даадуу, Никон   и   Никифор.

Даншан, его сын - Марин, дочь его - Марина, дочь ее-Христина.

Даадуу, сын его - Дарба, дети Дарбы - Яков, Иннокентий, Никифор, дети Никифора - Григорий, Еремей, Петр и Лавр, дотери, Никон, дети его - Агнуурга, Андрей, Александр, Пе-лагея, hалдай, hэлтуухээ, дети - Иван и Данила, дети Ивана - дочь Шахаа и сын Цогто, сыновья  Данилы - Давид, Сократ, Апполон, Филлипп, Афанасий, Дарба, Буура, Боронсой, дети Боронсоя - Володя, Дмитрий, Лука и дочь Абан, Зандан, дети последнего - Занги, Антроп, Петр и Алексей, дётй"~3анги - Дмитрий и Афанасий, дети Антропа - Иннокентий и Семен (учитель), у Алексея шесть сыновей: Максим, Иван..., дети Петра - Малааха (Тарас), Нестор, Саавва, Афанасий и Кеша, Тоня, сын Абан - Барлак, сыновья Барлака - Василий,  Балдунак и Бардам.

Записано со слов 76-летнего Петра  Занданова III готольского рода из улуса Заглик в 1935 году.

 

Улус Хэрэтинский

 

В улусе Хэрэтине живут буряты семи родов. Кроме людей готолова рода, живут еще люди хогоева, манхалютова, хурдутова, замотского, шошолокского и  цэгэнутова родов. Они попали сюда благодаря тому, что в местности Олом, где стоит теперь село Олонки, в древние времена была переправа через Реку Ангару. Слово олом по-русски «переправа». Люди шли с востока или с запада, переправлялись через реку Ангару по тем островам, которые имеются на Ангаре против села Олонки. Переправившись через Ангару, они шли по пади Кашик ьверх и попадали в падь Тараса. Слова тарса означает по-руски «место расхождения, разброда». Люди, добравшись до Тарасы уходили кто куда хотел: кто на Осу, кто на Куду. Улус Хэрэтинский как раз находится на том месте, где они попадали  в долину   реки  Иды.   

Попав сюда, отдыхали, приводили себя и лошадей в порядок, потом уезжали, куда было им нужно. А некоторые оставались здесь, навсегда оседали. Так и образовался здесь улус Хэрэтинский, о котором говорят «долоон хари» - «семь чужаков».

Записано со слов 79-летнего Петра  Архинчеева III готольского рода гз улуса Хэрэтинский бывшего Боханского хошуна Иркутской губернии в 1915 году.

 

Улус  Хэрэтинский

 

В улусе Хэрэтинском жили люди пяти родов (хари), но каких родов, кроме готолова рода, никто не знает. Хэрэ был сыном Ботшо. Сына его звали Хэрээтэ, сына Хэрээтэ - Далдаем. У Далдая три сына - Буура, Даху и Ангар. Дети Даху - Прокопий, Василий, Михаил, Христина  и Катя.

Буура, Буха, Тапха, дети Тапхи - Егор и Иван, у Егора сыновья - Петр, Сергей, Афанасий и дочь Феодосия.

Ангар, Архинчи, Егор, Василий, дочь Парасковья.

Дамба, Данила, Илья (учитель), Боhомол, Бахла, Степан, дети Степана - Эмэ, Ермолай, сыновья Ермолая - Данша, Егор,   Григорий,   Данила  и  Андриан.

Записано со слов Бахлы Богомолова из улуса Хэрэтэн в 1932 году.

 

Родословная Хэрээтэна:    Готол, Тутхэн, Таху, Хээрээ, Буурал, Тотшо, Дабай, Далбаан, Энхэ, Эмэ, Ермолай, Даншаа.

Записано со слов Буина Пибарова из улуса Хэрэтэн в 1922 году.         

 

Улус Шунтинский

 

В улусе Шунте есть хонхо ураг. Он не входит в готолов род. На зэгэтэ аба люди нашли в лесу мальчика, усыновили и назвали Хонхо, потому что он лежал в небольшом углублении (хонхо).

Записано со слов Бахлы Богомолова из улуса Хэрэтэн в 1921 году.

 

Родословная Хонхо ураг: Хонхо, Хореон, Холшо, Заhуул, Заабаан, Зармааг, Дашан, брат его Алексей (доброволец Красной   гвардии).

Записано со слов Ж. Зармакова из улуса Шунта в 1921 году.

 

Готол, Тургэн, Таху, Ярбай, hадай, hариг, Ухаан, Хаптаа-ри, Баашинхи, дети его: сыновья-Урбаан и Николай, дочери- Шагайхан и Хорходой, дочери Николая - Тайжа и Анна, сын Сергей, дети Сергея - Андрей и дочь Орина.

Записано со слов 63-летнего Родиона  Болотова из улуса Хондолой 26 декабря 1943 года.

 

Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурал, Ботшо, сын его -Шуудай, сыновья Шуудая - Шиздуу, Шураг, Перфирий, Алексей, Юрышев.

Ботшо, его сыновья - Ахайта, Тухэнэй, Енгуут, дочери - Матрена   и   Евдокия.

Ахайта, Моер, сыновья его - Иван и Байхлай, сыновья Ивана - Герасим и Алексей, дочери - Катя и Майя, сын Герасима - Прокопий, сын Байхлая - Михаил, его дети - Александр,   Сергей   и   Константин.

Сэндээн - Василий и Логин. Сын Василия - Иван, сыновья Логина - Иван (врач)  и Дмитрий  (убит в бою в  1941  году).

hадай, Шиишхэ (дарга), Шур--н (сказитель), Торешка, Торой, Андрей, Апполон  (сказитель), сын его Володя.

Записано со слов Федора Игнатьевича  Далбаева из улуса Шунта в 1934 году.

 

Улус Агшарганата

 

Ботшо, его сыновья - Ахайта, hардай, Заабай, Шуудай, Багаанаг,   Шоно.

Шоно, Туруусэб, его дети - Тугэт, Тэшохэн,  Сергей.

Шоно – Эмэндээ,   брат   его  Хайта.

Сагаанаг - Шахан, Шада, Шадар, брат его Петров, дети Петрова - сыновья   Серафим, Володя  и дочь  Тайшхан.

Сагаанаг - Баянтай, брат его Шахан, сыновья Баянтая - Шантан и Савва. Дети Шантана: hалбай и Степан. Дети hал-бая - Костя, Карп, Кирилл, Сергей, сын его Степан, сыновья Степана - Николай (убит бандитами в 1921 году) и Петр.

Записано со слов Федора Игнатьевича  Далбаева из улуса Шунта в 1934 году.

 

Улус  Агшарганата   III готолова  рода

 

Готол, Тутхэн, Ярбай, Таху, Буурал Ботшо, Сагаанаг (шаман), Шамбай, Салдан, Никифор, Иван, дети его - Бутин и Лаврентий.

Записано со слов Бутина Ивановича  Никифорова з городе Улан-Удэ в  1934 году.

 

Улус  Хара-Тиргэн

 

Улус Хара-Тиргэн населен бурятами готолова рода. Родословная его: Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурдай, его дети- Бухариг, Бальхай, Толгой и Азарга. Последние четыре лица являются   предками   четырех   уруков   Хара-Тиргэна.

Бухариг - Шахан, его дети - Владимир, Шулуутхан. Дети Владимира - Петров, Петрушка, Федор. Дети Шулуутхана - дочь   Шанархан    (бездетная).

Дети Толгоя - Боhомол, Ялай, Ялбай, Афанасий.

Богомол - Ягша, дети Ягши - сын Ефим и дочь Душка. Ялай, его дети - Тангаан и Тарята, дети последнего - Герасим и   Исаак.

Афанасий - сын его Федор, дети Федора - Серафим и Василий.

 

Бальхай ураг

 

Бальхай, его сын Петхооб, дети Петхоба  - Михахан, Мирон, Логин, Ажанда, Андрей. Дети Андрея - Николай, Никола, Мотька   и Ухаагшин.

Николай, его дети - Александр и Виктор. Дети Александра - Назар и Кузьма. Дети Виктора - Сократ и Васька.

Александр умер молодым, прожив со своей  женой Дарьей всего четыре года. По бурятскому обычаю, Виктора женили на Дарье, имевшей от первого мужа двух детей. Виктор был молод,   ему   было   всего    16   лет.

Бальхай - Эхин, Иван, Игнаха, Афанасий, прибывший с матерью из Дундая (внебрачный). Мать в девушках забеременела от Моисеенко, служившего учителем в Дундайском приходском училище и жившего на квартире у ее отца. Афанасии».был похож на   своего   отца   Моисеенко.                    

Бальхай - Дохооб, сын его Баатар, его дети - сыновья Кирилл, Антроп и дочь Шаргал, дочери Кирилла-Маня, Саня? Дора   и   Леля.

Бальхай - Шобооног, сын его - Василий, сыновья Василия- Петрушка и Ефим, сын Ефима - Мартаашха. Шобооног -- Сэндээбэл, дети его -Бажа, Павел, Бараан (борец), Денис, Балта.

Записано со слов 59-летнего Василия  Вахрамеевича Башкуева из улуса Хара-Тиргэн готольского булука  Боханского аймака 20 июля   1929 года.

 

Улус   Ижелхинский

 

Готол, Тутхэн, Таху,    Ярбай,    Буурал,    его    дети - Ботшо, Баашха, Бурзаг, Боток, Баашха - Тэшхэн, Мартиила, Башхаан.

Мартиила, Хойло, Гэргэн, его дети - Боронсой и Бужиги.    Боронсой - Боорха, Буура и Тулай, дети    Тулая - сыновья Мин-ган,   Михаил    и   дочь   Марья.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят