Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Балдаев С.П. Родословные  предания и легенды бурят. Ч.1. булагаты и эхириты. – Улан-Удэ, 1970.- 362 с.

 

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ

 

Бурятский народ состоит из четырех  племен: булагат, эхи-рит, хори и хонгодор, которые до сего времени носят  имена своих легендарных предков - Булагата, Эхирита, Хоредоя и Хон-годора. Кроме этих основных племен, совместно с бурятами живут роды, вышедшие из Монголии и Джунгарии. Слово булагат - множественное число от слова булган - «соболь». Слово эхирит - множественное число от слова эхир- «двойники» на западном наречии. Буряты говорят о двойниках эхир хубууд. Слово хори имеет двоякое значение: 1) повелительная форма от глагола хорихо - «запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного поступка»; 2) «двадцать». Слово хонгоодор состоит из двух слов: хон - благородная птица и гоодор - шулята благородной птицы. Роды же, вышедшие из Хал-хи, называются монгольскими. Что же касается родов, вышедших из Джунгарии,, то они до сего времени называются джун-"" гарскими, но подразделяются соответственно территориальному делению, введенному Харасанца залир хон тайжием в 1655 году, на зунгар и барунгар, что означает «левая сторона» и «правая сторона».

Установившихся терминов для обозначения племени у  бурят нет, каждое племя и род  имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами. Среди эхиритов и булагатов в некоторых местах под словом якан понимают «род». Так, например, буряты Таловского улуса второго шоносвского рода, ныне Ольхонского аймака Иркутской области,    говорили:

«Бидэ шоно яhатайбди»- «Мы относимся к шоноеву роду». В Задайском улусе олзоновского рода буряты говорили: «Бидэ эхирит яhатайбди, Олзон эсэгэтэйбди»- «Мы относимся к племени эхирит, к роду олзона». Буряты, относящиеся к племени булагат и живущие по рекам Иде, Осе и Унге, притокам реки Ангары, слово яhан понимают как «племя». Они говорят: эхирит якан, булагат яhан, хонгоодор якан. По-видимому, буряты в древности словом яhан обозначали «племя», но с разложением племени первичное значение этого слова стало забываться и в некоторых местах перешло в понятие «род». Когда род оттеснил племя и принял его функции, он стал называться хонгодоровцами повсеместно яhан.

Соседствующие с бурятами народности, например, эвенки, урайнхи, хакасы, кумандинцы, теленгуты и другие, как и буряты, не имеют слова для обозначения понятия «племя». Народ и общество они называют чон, буряты - зон.

Племена бурятского народа: эхирит, булагат, хонгодор и хори, а также пришлые роды из Халхи и Джунгарии к XX веку имели отдельные территории. У каждого рода были свои усадьбы, пастбища и места для' охоты. Естественными границами территории племен служили горы и хребты, являющиеся водоразделом больших сибирских рек - Ангары, Лены и Селенги. Эхириты занимали верхнее течение реки Лены (Зулхэ) и северный берег озера Байкал с островом Ольхой (Ойхон),_булага-ты - бассейны реки Ангары и притоков ее - Куды, Иды, Уды, Эди (Ушаковка), Эрху (Иркут) и Хути (Китой); хонгодоров-цы - левый берег реки Ангары, бассейны притоков рек Иркута, Белой (Булэн), Китоя: хоринцы - в основном верховья реки Уды и притоки ее; роды, вышедшие из_Халхи, жили по реке Селенге и ее притокам; малоч_исленные роды, вышедшие из Джунгарии - окраины земель булагатцев по Ангаре и эхирит-цев - по Лене.                             "                        '                             ,

Племенная территория была достоянием всего племени, считалась неприкосновенной и защищалась всеми членами племени. По преданиям, дошедшим до нас через тухэшинов, у эхиритов часто происходили столкновения с очеульскими и тутурскими эвенками, а у окинских бурят - с канскими эвенками из-за охотничьих угодий; хонгодоровцы враждовали с култукскими и бель-скими эвенками, осинские и идинские буряты - с илгинскими и кутскими эвенками.'В 1763 году тункинские хонгодоровцы вытеснили култукских эвенков1. Последние поселились в Закамне, по соседству с тамошними хонгодоровцами. Теперь они называются армакскими эвенками и живут на реке Дархитуе, входят в За-каменский   аймак  Бурятской  АССР.

Буряты имели богатую  мифологию и сложные обряды. Все небесное пространство, по мифологии, разбивалось на 99 тэн-гэринов, во главе которых стояли особые гении. Тэнгэрины делились на две враждебные группы: западную группу, состоящую из 55 добрых тэнгэринов во главе с ханом Хормустом, или Хюр-мас тэнгэрином, и восточную группу - из 44 злых и коварных тэнгэринов, во главе которых стоял Хамхир богдо тэнгэрин, или Атай улан тэнгэрин. У хана Хормуста была бабушка Ман-зан Гурмэ т--дэй, у Атай улана - Маяс Хара т--дэй. Каждое племя,имело своего покровителя в лице одного тэнгэрина. Так, Хухэ мунгэн тэнгзрин покровительствовал племени эхирит1, Бу-лургуй саган тэнгэрин - булагат2, Сахилган саган тэнгэрин - хори, Ураг саган тэнгэрин -хондогор; роды же, вышедшие из-Халхи и Джунгарии, забыли своих покровителей.

Каждое племя бурят имело  своего тотема, то есть чтимое-животное, рыбу или птицу, с которыми оно связывало свое происхождение. Так, у племени эхирит тотемом был пестрый налим. Прочие племена говорили про эхиритов: «Эреэн гутаар эсэгэтэй, эргиин габа эхэтэй Эхирит»- «У Эхирита мать - расщелина в береге, отец - пестрый налим». Булагаты имели в качестве тотема сивого подоза; племя хонгодор - лебедя, племя хори - гуся, а роды, вышедшие из Халхи и Джунгарии, забыли своих тотемов. Все племена устраивали кровавые жертвоприношения своим тотемам, считали их покровителями, в опасных случаях призывали их и просили у них защиты. Племя булагат устраивало кровавое жертвоприношение своему тотему - сивому порозу - весной и призывало его так:

Буха ноен баабай,                         Отец  Буха -начальник,

Будан  хатан иибии,                   Мать   Будан - госпожа,

Булагат хуни гарбали,                 Происхождение  

                                                        людей    булагатов

Бурят  хуни  удха...                       Корень людей          

                                                             бурят...

Когда же эхиритцы устраивали кровавое жертвоприношение своему.тотему, то призывали  его иначе:

Эреэн  гутаар  эсэгэмнай,                           Отец  наш -           

                                                                пестрый   палим,

Эргиин габа эхэмнай...                              Мать   наша -

                                                           расщелина   берега...

 

Забайкальские хоринцы под влиянием буддизма забыли призывания своего тотема поэтому приведем выдержку из запи-сей, сделанных нами в Гушитском улусе племени хори, ныне Эхирит-Булагатского аймака, Усть-Ордынского национального округа, Иркутской области, живущем на берегу озера Хулэн. Население Гушитского улуса призывает своего тотема так:

Хон шубуун гарбалитай,                          Птица   хон  

                                                                  (лебедь,             

                                                                 гусь)-происхождене

                                  

Хуhан модон сэргэтэй,                             

Хоредой ноен  баабаймнай,                       Березовое  

                                                            дерево - коновязь;

Хондоли  хатан  иибиимнай.

                                                                  Отец   наш 

                                                                 Хоредой-начальник,

Хобол   мунгэн   хушуутан,                          Мать наша

                                                                 Хондоли - госпожа.

Хотогой  мунгэн   далитан,         Клюв наш-из выемчатого

                                                                       серебра,

Сагаан   мунгэн  хушуутан;           Крылья - из   гнутого      

                                                                            серебра,

Самсаал   мунгэн   далитан.            Клюв наш - из белого серебра,

Ганганама  дуутай,                Крылья - из   обтесанного  

                                                                     серебра;

Гальбалзама   далитан,                        Звучные   голоса,

Хонхиномо дуутан,                  Растопыренные   крылья;

Хотолзомо   далитан...                       Звонкие  голоса,

                                                    Изгибающиеся   крылья...

Весной, когда лебеди совершают  перелет на север, и осенью, когда  они летят на юг, население племени  хонгодор совершало. возлияния молочной водкой и произносило такие слова:

 

Ерэхэ  хон   шубуун   ебэрмнай,    Прилетающие  

                                                            лебеди-вестники       

Хариха  хон  шубуун  ханимнай.     наши,                                        

Хорин  юhэн  хонгоодор,  Улетающие   лебеди-попутчики     

Гурбан   зуун   шошоолок.                 наши.                                                

Сагаан   шубууни  ерэхэдэнь           Двадцать  девять 

                                                             хонгодоровцев,

Салимтай байхын тулаа,                Триста шошолокцев.

Хухэсэгээн  ерэхэдэнь               Когда прилетают лебеди,

Хурэнгэтэй байхын тулаа...       Пусть водоемы  будут

                                                            полны  водой,    .

Когда   прилетают   синицы,

Пусть  посуда будет наполнена молоком....

Каждое племя имело  особые религиозные празднества - тай-лаганы с кровавыми жертвоприношениями и обильными выпивками. Тайлаганы посвящались  стихиям    природы:  огню,   воде,   земле и т. д. Каждая стихия природы имела эжинов (хозяев) и целый сонм божеств. Эжином домашнего очага и вообще огня являлся Сахядай старик со своей женой Caxaлa госпожей; эжи-ном водной стихии - Уhа Лобсон хан с женой Уhан Дайбан, у которых был многочисленный  штат чиновников,    ведавших отдельными силами   водной   стихии   и  отраслями   рыболовства1. Эжином земли является Дайбан Саган ноен со своей женой Даланта   Саган   хатан. Cуществовал также культ племенных вождей. Так, у племени эхирит божествами были силачи Ажарай (Ажарай бухэ), Уха Шара и Ута Саган ноен. Ажарай происходил из абазаевско-го рода племени эхирит, был хорошим стрелком и замечательным борцом. К этому же роду относился и Уха Шара. Ута Саган ноен происходил из хэнгэлдэровского рода, был большим шаманом и вождем эхиритского племени. По преданию, он погиб от стрел лам в священной пещере острову Ольхон. После смерти все они были отнесены к сонму племенных божеств и почитаются эжинами: Ажарай силач    стал эжином    реки Лены  (Зулхэйн эжин), Уха Шара - Верхоленской     горы   (Хонголдойн эжин) и Ута Саган ноен - острова Ольхон (Ойхони эжин).

Племя эхирит  имело свои племенные онгоны: Уетэ Хунэртэ (горностай и колонок), Ямаани эжин   (хозяин  козы)  и Хадайн онгон, или Алтаган, и  другие.

Племенными божествами булагатов  были Эмнэг Саган ноен, хозяин реки Иркута-Ирхууе эжин Эмнэг Саган ноен; Буха ноен бабай, хозяин местности Улгэй в Тунке-Улгэйн эжин Буха ноен бабай; хан Шаргай ноен, хозяин горы Шабарты в Тунке- Шабартын эжин хан Шаргай ноен. Племенными онгонами были hолонгото убгэн - хозяин хорька Тунхэй Мандахаев, Зая-ша убгэн - хозяин счастья и чадородия Зарлик Тэхэй и Сэжин Бара - покровитель охоты   Бара  Тумуршеев.

Хонгодоровцы    считали    своими    племенными    божествами Ама  Саган ноена, хозяина  истока  реки Ангары из Байкала - Ангарайн амани эжин Ама Саган _ноен; Тулба Саган ноена, хозяина г. Иркутска – Турайн эжин Тулба Саган_ ноен; Хэрмэши ноена, хозяина горы Кырен - Хэрэни эжин Хэрмэши Саган ноен; и Улан зала мэргэн Дэгэя, хозяина реки Урака  (притока реки  Белой) -Уураги эжин Улаан залаа мэргэн Дэгэй. Все они были  вождями племени хонгодор  и после  смерти отнесены к  сонму племенных  божеств.  Племенными онгонами   племени  хонгодор были хан Хэтэй (Булгаша онгон, Сайтан и Анда Тумуршеевы.

К племенным божествам  племени хори относятся Арын арбан гурбан   ноен - северные тринадцать начальников, которые жили в Монголии: Сарбали Саган ноен - хозяин местности Худан Хоринского аймака; Орболи    Саган    ноен - хозяин    сопки Сохондо (около города Нерчинска); Хелго мурини эжин Хилар Саган ноен; других своих божеств хоринские буряты под влиянием буддизма позабыли. Кто такие были Арын    арбан гурбан ноен, не могли объяснить старики ни в Эгэтуе, ни в Aгe, ни в Хилке. Они позабыли даже их имена: при совершении обряда жертвоприношения в виде молочной водки имена их не называли, а трафаретно говорили: «Арын арбан гурбан ноен». Может быть, они имели в виду хадов западных бурят, или тринадцать онгонов, находящихся на реке Торголике в Халхе? Племенными онгонами  буряты  хоринского  племени считают Ундэри   эжина, шамана и вождя рода бурят Шесанского улуса, якобы обитающего на горе Шесан и являющегося хозяином местности Шесаны. До недавнего времени ему приносили жертвы, несмотря на то, что местное население давно перешло    в буддийскую веру. Вторым по важности онгоном является Хээстэ онгон, который был шаманом и вождем галзутского    рода    племени хори. Он жил со своими сородичами в долине реки  Баргузина, умер на горе   Бархан ула  от стрел пришельцев,   напавших  на   кочевье галзутов.   После   смерти   он   был   отнесен  к сонму  божеств покровителей    галзутского    рода.    Буряты   галзутского   рода, живущие до сего  времени  в верховьях долины Баргузина, почитали его и устраивали жертвоприношение.  Эти онгоны очень популярны среди племени хори.

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят