Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

4. Эмоциональная передача  нравственных качеств персонажей  невербальными средствами.

Следует отметить, что большинство  детей старались при помощи характерных  движений, жестов, мимики отчетливее и  эмоциональнее передать нравственное качество, которое характерно для сказочного героя. Исполняя роль «зайчика», Наташа З. прыгала легко на носочках с согнутыми в локтях руками, прижатыми к груди, на лице были ярко выражены грусть, страх. Женя Г. исполняя роль «петушка», изображал смелого героя, маршировал уверенным шагом, помогая при этом руками.

Таким образом, анализ результатов  проведенного наблюдения показал:

1)в подготовке атрибутов принимали участие – 10 детей, что составляет 100%;

2)использовали атрибуты в игре – 10 детей, что составляет 100 %;

3)вступали в положительные взаимоотношения со сверстниками во время игры – 10 детей, что составляет 100;

4)эмоционально передавали нравственные качества персонажей вербальными средствами – 6 детей, что составляет 60%;

5)эмоционально передавали нравственные качества персонажей невербальными средствами – 10 детей, что составляет 100%

Сводная таблица по результатам  контрольного этапа исследования представлена следующей диаграмме:

 

Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальных исследований на контрольном этапе, мы можем отметить, что использование чтения художественной литературы, игры – драматизации в старшем дошкольном возрасте, способствует формированию нравственных ценностей (сочувствие, сострадание и т.д.). При помощи этих приемов, в специально созданных условиях, формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик.

Сравнительный анализ произошедших изменений  показал, что после проведения повторного исследования у детей повысился уровень нравственных качеств такие как трудолюбие, забота, терпение, честность, доброта, ответственность за свои действия, увеличились  показатели эмоционального отношения к нравственным нормам, сформировалось чувство собственного достоинства, уверенности в собственных возможностях. Это можно пронаблюдать в следующей диаграмме.

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Исследовательская работа состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

1. На констатирующем  этапе эксперимента проводились  беседы, в процессе которых изучалось  представление детей о нравственных  качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева). Обобщенное представление о нравственном качестве сформировано у большинства детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно.

Применялась также методика Кошелевой А.Д.: для начала детям  читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Таким образом, следует отметить, что  дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

  1. Формирующий этап эксперимента состоял из разработки конспектов занятий, способствующие формированию  у детей представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений. Были проведены занятия, с использованием духовной музыки, которые позволили расширить опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствовали умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства.
  2. Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальных исследований на контрольном этапе, мы можем отметить, что использование чтения художественной литературы, игры – драматизации, беседы – в старшем дошкольном возрасте, способствует формированию нравственных ценностей (сочувствие, сострадание и т.д.). При помощи этих приемов,  в специально созданных условиях, формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик. Таким образом, следует отметить, что эффективным средством в формировании нравственных ценностей в дошкольном возрасте является духовная музыка.

Заключение

Организация опытно-экспериментальной  работы потребовала постановки ряда задач.

Для решения первой задачи был проведен анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Исходя из этого можно сделать вывод, что большой вклад в формирование музыкальной культуры дошкольников внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев, А.Г. Болгарский, Н.В. Гузий, З.К. Кальниченко, Л.Г. Коваль, А.Н. Сохор, Л.А. Хлебникова, В.В. Медушевский и др. В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов Крячко А.А., Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Т.В. Лазаревой, Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской и др.

При решении второй задачи было проведено изучение психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста. Это позволило выявить: дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления личности представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе.

Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, специфика которого заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность.

Для решения задачи по организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки была проделана опытно-экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста. Она показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку. Главная задача занятий по духовно- нравственному воспитанию в детском саду — помочь детям осознать свое отношение к различным явлениям музыкального искусства, начать поиск своей позиции в искусстве и жизни. Поэтому основным способом построения содержания является диалог сознаний, художественных позиций, стилей, личностей, вкусов, а основным методом преподавания — художественно-педагогическое общение.

Исследовательская работа состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни. При помощи этих приемов,  в специально созданных условиях, формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик. Таким образом, следует отметить, что эффективным средством в формировании нравственных ценностей в дошкольном возрасте является духовная музыка.

Рассматривая музыкальное  искусство как воспитательный потенциал дошкольников необходимо учитывать все пласты музыки – классическую, народную и религиозную – которые и объединяются под общим названием духовная музыка.

 

Литература

 

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Абдуллин Э.Б. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.

3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984.

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989.

5. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов. / Кошмина И.В.  – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

6. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С.Куломзина. – М.: «Мартис», 1994.

7. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В.Медушевский. – Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999г.

8. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие./ Н.В. Михалкович. – Мн.: Тессей, 2006г.

9. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности / В.А. Ремизов.- Философ. науки. 1997г. № 2.

10. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. - М., 1989г.

11. Федотова В.Г. Душевное и духовное / В.Г. Федотова.-Философ. науки. 1988г. № 7.

12. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. – М., 1989г.

13. Методика музыкального  воспитания в детском саду. /под  ред. Н.А. Ветлугина и др. – Издательство «Просвещение», 1976.

14. Назайкина Е.В. О  психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкина.  – М.: 1972

15. Радынова О.П. Дошкольный  возраст — задачи музыкального  воспитания / О.П. Радынова — Дошкольное  воспитание, 1994 г, № 2, стр. 24-30

16. Ветлугина Н.А. Эстетическое  воспитание в детском саду: пособие  для воспитателей детского сада / 2-е изд., перераб./ Н.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1987, - 207 с.

17. Катинене А.И. Дошкольный  возраст: задачи музыкального  воспитания.  / А.И. Катинене. - Дошкольное воспитание, № 2, 1994г

18. Симукова В. Инструменты  симфонического оркестра. / В. Симукова - Музыкальный руководитель, № 2,2004 г

19. Щурова Н.Е. Педагогическая  технология./ Н.Е. Щурова. – М., 2005

20. Котляревский И.А.  Актуальные проблемы музыкального образования/ И.А. Котляревский.-  сб.ст. : Музычна Украина, 1986 г

21. Воспитание нравственных  чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет.  сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д.  Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 191 с. 

22. Козлова С.А. Теория  и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений./ С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.

23. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. Практикум по дошкольной  психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стериотип./ Г.А. Урунтаева. - М.: –Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.

    1. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.

      25. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. – М., Просвещение, 1969. - 167 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Аня Б.

А) тот, кто со всеми  дружит и не жадничает;

Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается;

А) кто обещает и  выполняет обещания;

Б) кто всех обманывает и меня тоже;

А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем;

Б) ничего не дает;

А) тот, кто вообще ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Саша Ж.

А) кто ничего плохого  не делает;

Б) тот, кто ругается и  делает все плохое;

А) кто никогда не врет;

Б) кто всех обманывает;

А) тот, кто делится со всеми;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) ничего на земле вообще не боится;

Б) те, кому всегда страшно;

Сергей М.

А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо;

Б) когда кричит человек  и ведет себя плохо;

А) кто обещает и  выполняет обещания;

Б) тот, кто не выполняет  обещания;

А) тот, кто со всеми  делится;

Б) тот, кто совсем не делится  ни чем;

А) кто ничего не боится;

Б) тот, кто боится всего;

Костя П.

А) Меня – я же все  сразу выполняю, дома даже картошку принесу;

Б) Саша – он прям на меня злится;

А) кто не врет;

Б) Стас – сказал, что  принесет машинку, но не принес;

А) кому не жалко дать что просят;

Б) ничего не дает;

А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс;

Б) тот, кто боится и  его надо защищать;

Наташа З.

А) это хорошие люди, всегда смеются;

Б) бабушка и дедушка  когда пьют пиво;

А) кто никогда не врет;

Б) тот, кто постоянно  всем врет;

А) кому ничего не жалко;

Б) кто все сразу  забирает;

А) кто ничего не боится даже ночью ходить;

Б) кто всего боится;

Денис Ю.

А) кто всех любит;

Б) кто всегда злится;

А) кто все обещает  и выполняет;

Б) тот, кто обманывает;

А) не знаю;

Б) кто не делится ни с кем;

А) кто никого не боится;

Б) тот, кто боится медведей и волков;

Лена К.

А) хороший;

Б) кто всегда сердится;

А) кто не обманывает;

Б) кто всегда обманывает;

А) кто все разрешает  брать;

Б) тот, кто жадничает;

А) кто ничего не боится и не трусит;

Б) кто всего боится;

Женя Г.

А) тот, кто улыбается  и любит даже плохих;

Б) тот, кто дерется  и ругается;

А) тот, кто не обманывает;

Б) настоящих обманщиков;

А) кто делится;

Б) тот, кто забирает все  себе;

А) он ничего не боится;

Б) тот, кто всех, всех боится;

Маша С.

А) Наташа она дает поиграть и не толкается;

Б) Тимофей всегда злой;

А) Ира честная;

Б) Тимофей обманывает детей;

А) тот, кто дает игрушки;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Ира Г.

А) те, кто всегда дружат;

Б) все дети, которые  не слушают воспитателя;

А) все кто дарят  подарки, если обещают;

Б) кто, всех обманывает;

А) кто мне конфеты  дает;

Б) кто все себе забирает;

А) тот, кто никого не боится;

Б) кому всегда страшно.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки