Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

– Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную сторону стихотворения.

– На фоне стихотворения А. С. Пушкина звучала прелюдия №1 И. С. Баха, немецкого композитора и органиста. Творчество Баха пропитано идеями, богатством образов. И. С. Бах обладает своеобразным музыкальным языком – язык звуков.

II. Сообщение темы и целей занятий

– Сегодня мы узнаем, кто был прав в своих суждениях. Кого имел в виду А. С. Пушкин.

III.  Изучение нового

– Ребята, а кто такая Богородица?! (Мама Иисуса Христа).

– А как по-другому называют Богородицу? (Дева Мария, Мадонна, Матерь Божия).

– Давайте посмотрим на полотно одного замечательного художника – Рафаэля. Я бы очень хотела, чтобы вы не просто смотрели на этот шедевр, а чтобы вы почувствовали его сердцем. Перед вами полотно.

– Всмотритесь в него внимательно и ответьте на вопросы:

Кто главный персонаж картины? (Мадонна)

Что она делает? (Держит на руках ребёнка)

Что она при этом чувствует? (Ласку, заботу, радость…)

Что вы чувствуете, когда  смотрите на это полотно?

– Посмотрите внимательно: как Мадонна держит ребёнка? Какое выражение лица у Девы Марии и Иисуса Христа? (Печальное, грустное, тревожное).

– Почему?

– Давайте вспомним предание. Уже при рождении младенца, Мария знала о той страшной участи, которая ожидает её сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен жизнь. Как вы думаете, что теперь чувствует Мадонна? (Боль, жалость, сострадание, горечь, вместе с тем гордость и величие)

– Можно ли остаться равнодушным при общении с этой картиной?

– Нет. С помощью чего художник смог передать нам все чувства? (Цвета и красок)

– Молодцы! Полотно это носит название «Сикстинская Мадонна». Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил её черты, но в его памяти она осталась очень простой и доброй женщиной. В его Мадонне чувствуется печаль и тоска человека, не знавшего материнской ласки и тепла…

– Но не только художники и поэты воспевали образ Девы Марии, но и многие знаменитые композиторы. Давайте послушаем одно из таких произведений и попробуем определить, что общего у картины с этим произведением.

Слушание произведения Шуберта «AveMaria» в исполнении Р. Лоретти.

– Кто из вас слышал впервые это произведение? Кто его исполнял? (Детский голос).

– Всегда ли музыка звучала одинаково? (Изменялась, развивалась).

– Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами.

– Это замечательное произведение «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти, написал Франц Шуберт. Он прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты.

IV. Итог занятия

  • Ребята, так о ком говорил А. С. Пушкин? Что хотели воспеть Рафаэль и Шуберт? (Подвиг Девы Марии, её любовь и мужество).

 

Конспект интегрированного занятия по  духовно- нравственному воспитанию. "Особенности русской православной музыки". Подготовительная группа.

Цели занятия

Познакомить с особенности  русской православной музыки.

Познакомить с православным праздником Рождества Христова

Ввести новые музыкальные  термины.

Воспитывать любовь к людям.

Развивать вокальные  данные, музыкальный слух, речь.

Оборудование: Пианино, магнитофон, DVD-плеер, диски с музыкой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята!

2. Вступительная беседа.

Музыкальный руководитель. Ребята, какой православный праздник ожидает нас в ближайшем будущем?

Дети. Рождество Христово.

Музыкальный руководитель: Что это за праздник?

Дети. Рождество - это  День Рождения Иисуса Христа.

Музыкальный руководитель. Какие воспоминания у вас связаны с вашим Днём рождения?

Дети. В этот день приглашают гостей, накрывают праздничный стол, имениннику дарят подарки, поют песни.

Музыкальный руководитель. А как мы можем поздравить Иисуса Христа в этот день?

Дети. Мы можем спеть  песню, прийти в церковь.

Музыкальный руководитель. Да, ребята, в этот день люди собираются вместе на ночную церковную службу, потом собираются за праздничным  столом, а после этого ходят  по улице с песнями, в которых  прославляют рождение Иисуса Христа.

3. Распевание. Разучивание.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы разучим колядку. Послушайте её.

Колядка разучивается по фразам.

Музыкальный руководитель. Ребята, колядка - это праздничная  песня. Как будем её исполнять?

Дети. Громко, торжественно.

Музыкальный руководитель. Давайте представим, что наступило Рождество. Мы вышли колядовать.

(Дети инсценируют  колядку.)

4. Обобщение характера  рождественских церковных песнопений.

Музыкальный руководитель. Мы сегодня слушали рождественские церковные песнопения. Чем они  похожи? Каков их характер? Как они исполняются?

Дети. Все эти произведения отличает певучесть, торжественность, строгость. Исполняются без сопровождения  музыкальных нструментов. Все произведения многоголосные, полифонические.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Музыкальный руководитель. О каком празднике мы сегодня  говорили на занятие?

Музыкальный руководитель. Всё, о чём мы пели, можно увидеть  на иконе Рождества Христова.

Музыкальный руководитель. В церкви исполняют многоголосные  полифонические произведения, а я вам предлагаю исполнить песню одноголосную, но этот голос полон любви. Песня о любви.

(Дети исполняют «Песню  о любви».)

После проведенных занятий  можно сделать вывод, что дети были активны, участвовали в ходе всего процесса, эмоционально отзывчивы, с интересом  выслушивали новый материал, отвечали на вопросы и задавали их самостоятельно.

 

 

2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.

 

Для выявления динамики в уровне духовно – нравственного воспитания дошкольника использовались методики диагностики, описанные в параграфе 2.1.

- беседы, в процессе которых  изучалось изменение представлений детей о нравственных качествах по сравнению с констатирующим этапом эксперимента (Г.А. Урунтаева).

- в процессе чтения  и обыгрывания сказки «Заюшкина  избушка» выявлялась динамика  в понимании детьми поступков  героев, умения их оценивать с  позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

На контрольном этапе  эксперимента нами были проведены повторные беседы Г.А. Урунтаева и повторное наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения произошедших после формирующего этапа экспериментальной работы изменений в проявлении нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Беседа проводилась индивидуально  с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку  задавали вопросы, предложенные автором  методики:

1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2. Кого можно назвать  честным (лживым)? Почему?

3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:

 - у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

 - носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

 - носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

 - в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

 - нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

 - при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

 - ребенок ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);

 - у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует  отметить:

1. Обобщенное представление о  нравственном качестве сформировано  у большинства детей. Такие  качества как «добрый - злой»  почти все объясняли правильно,  то есть «тот, кто со всеми  дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У четверых детей Сергей М., Костя П., Наташа З., Маша С. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных  ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Маша С. и Костя П. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном  качестве - «смелый» у всех детей  сформировано. Обработка данных  о сформированности нравственных  качеств осуществлялась с учетом  следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

Производя сравнительный анализ данной методики можно сделать вывод, что  детей с низким уровнем нет. Высокий  уровень – 60 % (Аня Б., Саша Ж., Сергей М., Костя П., Наташа З., Денис Ю.). Средний уровень – 40 % (Лена К., Женя Г., Ира Г., Маша С.)

Как говорилось в параграфе 2.1. при  использовании второй диагностической  методики наблюдение проводилось с  учётом следующих параметров:

1)подготовка и использование  атрибутов;

2)взаимоотношения со сверстниками  во время игры;

3)эмоциональная передача нравственных  качеств персонажей с помощью  вербальных средств;

4)эмоциональная передача нравственных  качеств персонажей с помощью  невербальных средств.

По итогам наблюдений отмечаем проявление нравственных качеств, в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев с помощью вербальных и невербальных средств.

1. Подготовка и использование  атрибутов.

В подготовке атрибутов для игры – драматизации принимали участие 10 детей, Аня Б., Саша Ж. пробовали помогать всем, по мере заинтересованности к тому или иному виду изобразительной деятельности: рисование, раскрашивание, вырезывание, но до конца ничего так и не доделала. Проявлял любопытство Женя Г. и Ира Г., они с интересом наблюдали за процессом изготовления атрибутов и лишь время от времени подходил и что-либо подсказывали. Но в процессе игры маски использовали все дети.

2. Взаимоотношения  со сверстниками во время игры.

Необходимо отметить, что все  дети взаимодействовали друг с другом. Все дети  активно участвовали в обсуждении ролей, подсказывали друг другу текст и характерные движения в процессе всей игры.

3. Эмоциональная передача  нравственных качеств персонажей  вербальными средствами.

Следует обратить внимание на то, что некоторые дети в той или иной мере использовали интонацию, подражание голосу персонажей для передачи нравственных качеств, присущим сказочным героям. Саша Ж. пытался подражать крику петушка, «чтобы лиса испугалась сразу». Изображая плачущего зайчика, Ира Г. сама чуть не заплакала, объясняя это так: «Если бы меня выгнали из дома, я бы тоже плакала и просила мне помочь». После чего некоторые из детей тоже представили, что такое случилось с ними и сделали вывод, что нельзя пускать посторонних людей домой.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки