Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                                       

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8

1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8

1.2 Понятие и сущность  духовно-нравственного воспитания  дошкольников……………………………………………………………………….19

1.3 Духовная музыка  как средство духовно - нравственного  воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30

2.1 Выявление уровня  духовно-нравственного воспитания  дошкольников……………………………………………………………………….30

2.2 Организация работы  по духовно-нравственному воспитанию  дошкольников с использованием  произведений духовной музыки.………….....35

2.3. Выявление эффективности  проведенной работы по духовно-нравственному  воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50

Заключение…………………………………………………………….............52

Литература………………………………….………………………..………...54

Приложение 

Введение

 

В ситуации обновления нашей жизни авторитет духовно - нравственного начала закономерно возрастает, оно начинает осознаваться как единственная сила, способная преодолеть косность и безразличие. Но есть еще много симптомов духовной немощи общества, в том числе и в образовании.

Отказ от вечных ценностей в пользу потребностей сегодняшнего дня привел к снижению роли целостного знания и к подмене его человеческими представлениями о явлениях в мире, то есть моделями. В связи с этим научное знание в жизни общества обрело особую ценность. Научная парадигма стала определять развитие и других областей культуры общества. (Буквальный смысл слова "парадигма" - образец). Содержание парадигмы обычно отражено в учебниках и фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Соответственно система образования за основу взяла не Первообраз, а образы науки (то есть модели - представления людей, выраженные в терминах узких областей знаний), и проблемы научного метода стали проблемами образования.

Во всем мире ищут ныне способы повышения духовной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил людей. Характерно это и для сегодняшней России.

Сокровищницы Православия  неотъемлемое достояние русской  культуры. Православие - духовно составляющая бытия русского народа. Издревле русские православные святыни – российские ценности. Российская культура тысячу лет развивалась на основе Православия. Православие оплодотворяло собой все важнейшие творческие движения, созидавшие русскую культуру и придавшие ей неповторимый характер.

По мере того как Православие  вновь постепенно занимает должное  место в умах и сердцах россиян, его благая весть будет распространяться не только через средства массовой информации, но, прежде всего, - через  школу, ибо в условиях утраты идеалов  духовное воспитание молодежи имеет особое значение. Не случайно на X Юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях в своем слове святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству нестяжания, самоотречения, подвижничества". Отсюда цели и задачи православной культуры церковных песнопений сводятся к углубленному осмыслению явлений жизни с православной точки зрения, развитие православного образования, духовно нравственного просвещения учащихся. Преподавание таких дисциплин как религиоведение, история религии, пение духовных песнопений ведет к формированию национального самосознания, воспитание русского национального духовного характера, стремление построить воспитательный процесс на национальных духовных основах, ибо исповедание православной веры исконно для России. При изучении этих дисциплин учащиеся вовлекаются в размышления о Православии, о Боге, о духовности человека, его достоинстве, о мире и о себе, о величайшей ответственности каждого из нас за Отечество, за народ и за весь мир. А любые размышления духовно образовывают человека, делают его жизнь более осмысленной, порождают в нем желание и способность установить и утвердить в себе "духовно-душевный алтарь" служения идеальному, высшему.

В последнее время  сильно возрос интерес и к духовной музыке. Она стала звучать в  концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на грампластинках. Началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года - принятие христианства на Руси. Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура, - величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М.Березовским, П.Чайковским, С.Рахманиновым, А.Гречаниновым, П.Чесноковым и др., так и безымянными авторами.

Для новых поколений  церковная музыка стала не просто далекой, а совсем неизвестной. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь почти  совсем утрачена. Таким образом, слуховой почвы, на которую будут ложиться самые простые церковные песнопения, у наших детей нет.

Актуальность выбранной нами темы «Роль духовной музыки в нравственном воспитании дошкольников» связана с тем, чтобы познакомить воспитанников с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. Так как духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, покоя и гармонии, дисциплины мыслей и чувств. Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами его развития.

Сказанное позволяет выделить противоречие между необходимостью осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе русских духовных традиций и недостаточным использованием в этом процессе духовной музыки, обладающей для этого богатым потенциалом.

Выделенное противоречие позволяет определить проблему исследования, заключающуюся в использовании духовной музыки  в процессе нравственного воспитания дошкольников.

          Объект исследования: процесс нравственного воспитания дошкольников.

Предмет исследования: нравственное воспитание дошкольников на основе духовной музыки.

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

 

 

Задачи исследования:

  1. анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
  2. изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;

3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания средствами духовной музыки будет эффективен если:

  • будут учитываться психолого-педагогические особенности дошкольников;

 - при организации работы по духовно-нравственному воспитанию будут использоваться произведения духовной музыки, доступные для восприятия дошкольниками;

  • в качестве основы духовно-нравственного воспитания будет рассматриваться эмоциональная отзывчивость на музыку.

    В курсовой работе был использован комплекс теоретических и практических методов:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; теоретический анализ и обобщение экспериментального материала.

Практические: тестирование, изучение продуктов деятельности дошкольников, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования системы работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе музыкальной деятельности на основе духовной музыки в практике ДОУ.

 

 

Этапы организации исследования:

На первом этапе осуществлялось изучение педагогической литературы по проблеме; были определены объект, предмет исследования.

На втором этапе исследовались особенности нравственного воспитания у детей через духовную музыку.

На третьем этапе проводились анализ, систематизация и обобщение результатов, формулировались основные выводы, шла работа над оформлением исследования.

База исследования: МОУ детский сад № 373 город Волгограда. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

1.1 Духовность педагогики в православном понимании

 

"Бывают времена, когда дело  воспитания в обществе совершается  естественно и бесшумно, система  образования работает, словно отлаженный  и хорошо смазанный механизм. И пока все идет гладко - мирно,  пишутся психологические работы, величественно вздымаются горы диссертаций, образовательные предметы обрастают множеством методик - кажется, что изобилие педагогической литературы и есть причина успехов школы".

Человек не рождается  с конкретными знаниями, а рождается  с активностью, притом с активностью направленной и целесообразной. Всей природой правит инстинкт, что в переводе значит побуждение, вдохновение, наитие. Некоторым мельчайшим насекомым врожденны такие "математические" навыки, повторить которые мог бы лишь человек с университетским образованием. Побуждения, данные человеку, лишены подобной предметной конкретности, так что кажется, будто мозг ребенка tabula rasa, на которой можно писать все, что заблагорассудится (и даже то, что "зазлорассудится"!). По мысли В.В. Медушевского, побуждения ребенка векторные и устремлены к истине жизни. Младенец не захочет питаться хиной и пить уксус - в буквальном и переносном смыслах. Вот он пытается развеселить опечаленную мать и, если это не удается, плачет. Значит, у него есть некоторый идеал благоустроения мира, в котором как солнце сияет улыбка; к этому прекрасному миру добра, радости, любви и общения он тянется всеми силами своего существа.

И его познавательные силы как часть общего устремления  к благу тоже напряжены и восхищают своей интенсивностью. Наши взрослые слова - потребности, духовные запросы, мотивы - кажутся тут безобразно мертвыми, даже фарисейскими, словно бы испачканными грязью потребительской психологии. Нет, не деловитые "запросы", а огненные взыскания, чудесная доверчивая открытость миру, вера в добро, жажда мудрости, спрятанной в языке, - отсюда поражавшая поэтов и писателей чуткость детей к логике языка. Гениальность в природе детства. Но и в природе человека, в отличие от животных, данный ему инстинкт возрастания не имеет пределов.

Стремление к истине, если верить Цицерону и многим другим древним мыслителям, врожденно человеку.

Конечно, мы часто видим  людей остановившихся в духовном росте и ко всему равнодушных. Но мы видим и физические уродства, и недуги, однако ориентируемся все, же на норму. Такую же норму в духовном плане являют нам люди, устремившиеся к высшему до конца дней своих. Лишь потребительская культура зовет к остановке. Но не ей судить человека. Напротив, она сама должна быть осуждена как псевдокультура, утратившая ориентиры и лишенная главного свойства подлинной культуры - любви к истине, добру и красоте. Остановки в личностном росте имеют причиной, следовательно, своего рода духовную болезнь. А что же такое подлинная духовность, где ее норма? "В наш век науковерия важно прежде всего сказать, что духовность выше и многомернее науки. Наука не содержит в себе измерений милосердия, любви, крепости, силы, энергии бытия, и поэтому пытаются постичь духовность наукой - все равно, что познавать свет при помощи тьмы или измерять мудрость глупостью". Духовность и постигается духовно, откликом всего существа и преображением своей жизни.

Сейчас много говорится  о нравственности. Это важное проявление духовности, ибо объективным ее содержанием  оказывается то высшее, что мы характеризуем словами Истина, Добро, Красота. Само слово "нравственность", правда, обрело какой-то канцелярски-нравоучительный бюрократический оттенок. Но мы вновь наполним его энергией и силой, если вспомним этимологию. Нравственность - от править, т.е. любить. В основе нравственности лежит любовь. Но не корыстная, не эгоистическая, а совершенная мировоззренческая любовь к истине, добру, справедливости.

Духовность, нравственность нужны душе любого народа, потому что  это основа верного сложения народной личности, условие простого и ясного видения смысла жизни, залог правильности деяний. Духовность чудесным образом претворяет логос бытия в логос души, внешнее - во внутреннее. Вводит систему в сердце человека и делает ее руководителем его жизни.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки