Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Существенны два момента: наличность духовной жизни в ребенке, с одной стороны, а с другой стороны, светлый и благостный смысл этого прикосновения детской души к духовному миру. Из выше сказанного ясно, что моральный процесс в ребенке в раннем детстве представлен лишь как прелюдия к будущему моральному созреванию. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию. Не нужно, конечно реальность Церкви ограничивать храмовой, богослужебной жизнью ее - реальность Церкви шире храма и богослужений. Как Тело Христово, как мистический организм, Церковь не только вмещает в себя молитвенные излучения, идущие от верующих, но простирается и на всю полноту индивидуальной и социальной жизни.

Нельзя прийти к духовному  росту через развитие психических  сил - интеллекта, или воли, или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствуется  этим развитием душевной периферии. "Сердце человека, конечно, связано  с этой периферией; оно может быть в плену ее стать на пути извращений, благодаря эмпирической жизни, но с тех пор, как начинается развитие эмпирической личности, духовное начало уже неотрывно связано с ним".

Последние два века в  истории российской педагогики знаменательны  тем, что создавалась государственная система образования, зарождалась русская религиозная философия, богословская мысль обратилась к конкретным проблемам образования и воспитания. Система народных и церковно-приходских школ, создаваемая в России на православной основе, позволяла произвести научно-практическое осмысление основ православной педагогики.

Теперь немного рассмотрим как к духовному возрождению  общества, христианскому миропониманию  относился Николай Александрович  Бердяев - один из властителей душ XX века.

Согласно его философским воззрениям, христианское миропонимание не только обязывает нас, но и не позволяет нам думать, что реальны только отдельные души людей, что только они составляют творение Божье. Общество и природа тоже ведь реальности и сотворены Богом. Духовная жизнь личностей отображается на жизни общества. И общество есть некий духовный организм, который питается жизнью личностей и питает их. Церковь есть духовное общество.

Официальные люди Церкви, пишет Н.А.Бердяев, профессионалы  религии, говорят нам, что дело личного спасения есть единое на потребу, что творчество для этой цели не нужно и даже вредно. Зачем знание, зачем наука и искусство и др. Ничто не нужно для дела личного спасения души. Но человек призван быть творцом, соучастником в Божьем деле миро творения и мироустроения, а не только спасения. Людям даны Богом разные дары, и никто не имеет право зарывать их в землю, все должны творчески использовать эти дары, указывающие на объективное призвание человека. Об этом с большой силой говорит апостол Павел (Первое послание к Коринфянам, гл.12,28) и апостол Петр (Первое послание, гл.4,10). Таков замысел Божий о человеке, что природа человека творящая.

Но ведь не всякое творчество хорошо. Творить ведь можно не только во имя Божие. И если не будет христианского  творчества, то антихристианское будет захватывать все большие и большие районы. Христианское сознание не может допустить, чтобы общество покоилось на свойствах, оно признает порочными и греховными. Мы должны более верить, что Христос действует в своем духовном человеческом роде, не оставляет его, хотя бы действие это было для нас незримо. Христиане стоят перед задачей воцерковления всей жизни. Церковь есть жизнь, жизнь есть движение, творчество. Раньше Церковь была бездвижной и лишенной творческой жизни. Церковь не может оставаться уголком жизни, уголком души. В безбожной цивилизации будет погибать образ человека и свобода духа, будет иссякать творчество, начинается уже варваризация. Церковь еще не раз должна будет спасти духовную культуру, духовную свободу человека.

Обращение к опыту  православной педагогики в настоящее  время, когда идет поиск путей  духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и  государство остро нуждаются  в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше время.

Современная отечественная  педагогика развивается в трех основных направлениях.

Первое направление  имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений, навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.

Второе направление  характеризуется введением личностно-ориентированных  образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление  обращено к духовно-нравственным традициям  дореволюционного отечественного образования  и воспитания. Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано  с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что православный подход к  решению проблем образования  и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных  явлений и следование религиозным духовно нравственным представлениям о человеке.

 

1.2  Понятие  и сущность духовно-нравственного  воспитания дошкольников

 

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Тема воспитания в педагогической психологии получает различное истолкование именно в применении к проблеме развития ребенка. В педагогике воспитание связано с развитием. Веря в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни, современные педагоги озабочены тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях. Одни заняты тем, чтобы развить те дарования, какие присущи данному ребенку, укрепить и усилить те психические функции, которые дадут возможность личности наиболее полно и ярко выявить себя.

Дошкольный возраст  – важнейший период становления  личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Когда ребенку минует три года, он начинает наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний и ему надо давать богатство духовных впечатлений. Следует направить его внимание на самые красивые и изящные явления природы и их таинственную целесообразность. Рано затруднять его объяснениями, достаточно, чтобы он заметил скрытое и явленное в мире совершенство. Пусть залюбуется красотой бабочек и цветов, вглядится в величавое и легкое, а иногда грозное и глубокое зрелище облаков, вслушается в переливы жаворонка и трель соловья, полюбит шум бора, всмотрится в добродушную задумчивость коровы и оценит своевольный ум коня и изящество кошки.

Предназначение дошкольного  образования состоит не только в  формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного  поведения, здорового образа жизни, т.е. основ духовности личности.

Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления  личности представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. Рассматривая данный термин необходимо отметить что «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», которая была дополнена и продлена до 2005 года, начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». При этом воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

В определении воспитания четко обозначено, что это есть деятельность по созданию условий для развития духовности. Следует добавить, что физические и психические особенности человека, полученные им от рождения, являются объективной данностью и тоже могут рассматриваться как условия, в которых происходит развитие и становление личности. Для понимания самого процесса духовного развития необходимо найти источник развития, и осознать, что определяет направление развития. Здесь необходимо уточниться в определении понятия «душа». Одно из главных его значений в христианской антропологии - личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

Сочетание духовного  становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике был направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться было невозможно. При этом содержание школьного образования определялось задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий для духовно-нравственного становления человека. Вся история духовного развития человека, - пишет проф. В.И. Несмелов, - в сущности, сводится только к истории его поисков решения загадки о себе.

Необходимость совершенствования  деятельности педагогов ДОУ по развитию духовности воспитанников продиктована возрастанием роли духовного фактора в регулировании поведения людей, сложностью адаптации личности, в условиях быстро меняющейся жизни. Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль духовных ценностей является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

Искусство воспитания заключается  в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество.

Итак, чтобы ребенок  очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, побольше надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином — понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.

Многие исследователи  связывают понятие «духовность» с такими понятиями как становление, воспитание, реже развитие, которые направлены на развитие духовной культуры личности.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки