Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



Задачи исследования:
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
3. организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовной музыки и проверка ее эффективности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………..8
1.1 Духовность педагогики в православном понимании…………………….8
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….19
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….24
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.…………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………30
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….30
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.………….....35
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки……………………………………………………………….......44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….............52
Литература………………………………….………

Файлы: 1 файл

Морозова КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

"Педагогика - дело  страшное, в подлинном библейском  смысле этого слова. Отваживаясь  на необходимое участие в формировании  того или иного человека, мы  берем на себя ношу Творца". Необходимо развить личность, развить  все благое, изначально заложенное  в ней. В процессе этого развития человек начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к духовной жизни. Эта энергия духовного развития и вводит ребенка в Церковь.

В древности были разные богословские школы, каждая из которых  развивала свой метод обучения и воспитания. Вот, например, Антиохийская школа или, как ее еще называют, Восточно-Сибирская с центром в Эдесе. Здесь в основе занятий лежал историко-грамматический принцип. Учащиеся разбирали, переписывали и заучивали сначала Пятикнижие Моисеево, затем книги пророков, затем благовестие Нового Завета. Вся ставка делалась на прилежание, память, на вырабатывание правильного произношения при чтении Священных Текстов.

В методическом плане  эта школа продолжила традицию синагогальной  ветхозаветной педагогики, как бы влив новозаветное содержание в хорошо отработанные в Древнем Израиле формы подготовки учителей и наставников в вере. Во второй половине IV в. этой школой руководил св. Златоуст, но правда пришел он туда, уже получив довольно хорошее греческое образование и уже сформировавшись как личность.

Нельзя не сказать  и о древней богословской школе  в г. Иплоне, вдохновляемой блаженным  Августином, впоследствии она получила название латинской школы. Здесь  в основу воспитания будущих церковных  служителей была положена риторика. Развитие церковного красноречия начиналось с Цицерона, чтение и изучение Священного Писания сопровождалось разбором и заучиванием лучших образцов проповедей. Школа ставила перед собой практические цели подготовки пастырей, которые должны уметь толковать тот или иной отрывок из библии, объяснять людям смысл законов церковной жизни. Воспитание было строгим. Для нас сейчас, учитывая всю сложность нашей исторической и духовной ситуации, наиболее важным, как нам кажется, является опыт диалога. Кстати сказать, начавшись в Древней Церкви, этот метод, несмотря на общую схоластическую тенденцию, периодически возникал в живом опыте педагогов разных стран.

Это имело место и  в нашей отечественной педагогике. Нельзя не вспомнить здесь имена  замечательных русских педагогов Н.Д.Ушинского, С. А.Рачинского, Н.И.Пирогова, преподавателей Поливанской, Стоюнинской гимназий и многих других, которые пытались творчески подойти к вопросу христианского воспитания детей и самим своим бытием противостояли схоластике.

Мы начали свои размышления  с дореволюционных церковно-приходских школ конца прошлого века. Но нужно  еще обратить внимание на тот факт, что, что первые воскресные школы  и для детей и для взрослых были созданы в Киеве в 1859 году, когда попечителям Киевского учебного округа был наш знаменитый педагог и врач Н.И.Пирогов.

Под его руководством студенты Киевского университета имени  св. князя Владимира стали по воскресеньям проводить занятия с народом. Для преподавания Закона Божия приглашали священника, остальные занятия вели сами.

Вот что пишет об этом Пирогов в статье "Воскресные школы": "Учителя принялись  учить грамоте, письму и счетности  с неожиданным педагогическим тактом, обратили внимание на все новые способы  учения, занялись ими и успели сверх  всякого ожидания. Училище скоро переполнилось учениками. Его начали посещать и ученики уездного и приходского училищ".

Надо отметить, что  в этих школах, кроме предметов, перечисленных  Пироговым, преподавали также русскую  историю, проводили беседы о словесности, и все это организовывалось так, чтобы занятия имели не просто образовательный характер, но в первейшей степени воспитательное значение. Пирогов ясно формирует свое видение российского образования как образования широкого религиозно-нравственного содержания.

Обратим внимание, что  здесь перед нами удивительно  точно названы последовательные этапы духовно-нравственного становления  личности, принятые в христианской антропологии.

Пирогов, будучи и педагогом  и врачом, удивительно глубоко  чувствует антропологическую целостность человека и потому неустанно призывает учителей к гармоничному развитию личности. "В христианстве идея развития заложена в самом Священном Писании Церкви, в ее Предании. Сама заповедь "Храни и возделывай рай", данная нашему праотцу Адаму Господом, говорит о предстоящем развитии жизни, возделывании ее человеком. Да и человек создан был Творцом не как завершенный образец - ему Господь так же уготовил развитие, возрастание в процессе непрестанного Богообщения".

Исследователи на Западе давно поставили вопрос о том, что является главным, необходимым условием выживания нации в современном мире. Ответ получился однозначным. Выжить может только та нация, которая имеет свою достаточно сильную систему образования. Мы можем сказать, что еще важнее для народа иметь веру в Бога, но нужно помнить, что теперь, после длительного периода власти воинствующего атеизма, приобщить народ к вере без специальных образовательных мер, вряд ли возможно.

Архиерейский Собор  Русской Православной Церкви 1994 года принял определение "О задачах Церкви в области образования", где было сказано, что богословское образование является "приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви".

Хорошо, когда осознает школьное руководство, "откуда есть пошла земля Русская". Где корни наши, дающие силу росткам и свет Солнца правды, животворящей их. Талантливый, глубокий русский мыслитель Иван Ильин писал в 30- годы XX века: "В современном мире есть большая беда - оторванность человека от корней... лишенный корней теряет живое чувство Отечества, ибо Отечество - это "страна отцов", об образе которой от конкретно слишком мало знает. Отрыв от корней - большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной, лишенная корней душа - безбожной". Мы и наблюдаем это теперь. Но, слава Богу, есть и надежда. Так, например, подписан долгожданный договор о сотрудничестве Московской Патриархии и Министерства образования.

Необходимость православного  просвещения для России сегодня очевидна. Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же неразумных - заблуждение, сказано в притчах премудрого царя Соломона. Для нас знание пути своего значит знание православных основ жизни. Православное образование получило сегодня в России гражданские права. Церковноприходские воскресные школы, православные гимназии, Православный университет, и Богословский институт, множество различных лекториев, семинаров, кружков - вот далеко не полный перечень подразделений сегодняшней православной школы.

Но прежде, чем говорить о том, какой должна быть православная школа сегодня, нам следует понять, в чем особенность этого нашего "сегодня". Нынешний нравственный и идеологический кризис России должен быть осмысленным нами во всей его  остроте и глубине, ибо, что он такое, как не кризис наших душ.

Изменилась сама психология личности. С годами выработался определенный тип поведения, алгоритм внешнего действия. Хотим мы это признать или нет, но нас хорошо научили "делать вид". Не надо думать, что нам легко будет отучиться от этого и восстановить естественные, человеческие формы общения. Отец Г.Флоровский в последней главе своей книги "Пути русского богословия", анализируя внутренние проблемы России, говорил: "В русской душе есть опасная склонность, есть предательская способность к культурно - психологическим превращениям и перевоплощениям... слишком часто заболевала она мистическим непостоянством. Как мы это чувствуем сейчас!".

Массовый приток народа в храмы сегодня скорее свидетельствует  не о вере, а об отсутствии опоры в жизни, о вокруг ушедшей из-под ног почве, о горячем желании обрести хоть в чем-то уверенность. Сегодня многие идут в храм с надеждой на спасение, но спасение - в этой жизни. Человек готов верить, но желает получить по вере уже здесь и теперь.

Острота проблемы состоит  в том, что те, кто ныне призван  на высокое поприще христианской педагогики, сами также заражены болезнями  нашего общества. Поэтому очищать  свои сердца и души от лукавства  и двоедушия, от подозрительности и  агрессивности нужно всем. Всем понимать, что мы не учителя, а лишь ученики, постоянные ученики. Сколько же нерадивых учеников получила сегодня Русская Церковь. Напомним, что слово "педагогика" переводится с греческого как "дето водительство", то есть совместный путь учителя и ученика. Но один у нас Учитель, - говорит Евангелие, - Христос. Именно Он является истинным Педагогом, утверждает в своей книге "Педагог" один из учителей древней церкви св. Климент Александрийский. А стало быть, те, кто называют себя воспитателями, наставниками и попечителями, смысл своего служения должны видеть в том, чтобы лишь указывать путь, препровождать ученика к этому Любящему всех Учителю. По сути своей педагогика подобна садоводству. Недаром один из выдающихся немецких педагогов Фридрих Фребель так и называл воспитателя - садовником. Садовник же - это не собиратель, а выращиватель, в этом его особенность.

Внутренняя этика души есть продолжение этики внешних  отношений. Ум же, подобный соседу доброму, проникающийся верой и доверием к другим способностям души превосходит сам себя.

Первое качество превосходящего себя ума - способность воспринимать и учиться. В таком уме нет  гордыни; его воспламеняемость и  дисциплина, или состояние учащегося  как раз и основана на уважении к постигаемому. Что не понятно - того не призирает. Живой, открытый ум, способный к изумлению, к исступлению за свои пределы в сфере неведомых высот и там возрастающий...

Такой светлый, не ожесточившийся и не озлившийся ум наполнял когда-то классные комнаты, просветлял и всю  культуру!

В.В.Зеньковский полагает, что мировоззренческие основы педагогики связывают ее с целостной жизнью. Так как личность не замкнута в  себе, она входит в систему мира, подчинена его законом. "Дело ведь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами и построениями современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство".

Важнейшей темой педагогики, по мнению В.В.Зеньковского, является начало свободы в человеке. Уважение к детской индивидуальности, признание права ребенка идти своим путем. Но одной свободы не достаточно - необходимо обеспечить связь свободы и добра. Православное сознание исходит в понимании человека из глубокого чувства его ценности; нужно признать учение об образе Божьем в человеке. Мы должны видеть, считает В.В.Зеньковский, примат духовного начала в человеке; человек духовен и в грехе, и в добре, в истинном знании и в заблуждениях, в поклонении красоте и чувственности.

Для педагога нет ничего более важного, чем проникнуть в  конкретную, неповторимую личность, душу ребенка, приобщится к ней, помочь ей. "Тайна духовной жизни есть, таким  образом, тайна жизненной связи  личности с церковью, благодатного воспитания личности силами, пребывающими в Церкви, тайна освящения и преображения личного бытия в Церкви и через Церковь".

Развитие личности возможно лишь в Церкви как в богочеловеческом организме. Но признание того, что  духовно здоровое развитие личности возможно лишь в Церкви, сближая нас с католическим пониманием Церкви и ее антологии, отделяет нас все, же от католиков в ином понимании свободы. Врастание личности в Церковь должно для нас начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви к ней: подчинение церковному разуму есть выражение нашего срастания с церковью, а не условие его.

Если могут быть случаи, когда через сознание, через подчинение авторитету Церкви начинается освящение  души, то это конечно связано не с действием этого внешнего подчинения авторитета на душу, а с благодатным действием самой Церкви, дыхание которой освящает душу и там, где имеет место неправильный подход к Церкви.

Мир для ребенка не есть набор случайных и отдельных  фактов, но он весь пронизан смысловыми лучами, исходящими из какой-то точки. Это есть, прежде всего, религиозное переживание - и при том основное. Что смысловая основа мира, источник светоносных излучений есть Существо, Верховное и Благое - это не требует доказательства для ребенка: необходимо лишь оформить то, что заключено в означенной интуиции. Без преувеличений можно утверждать, что психология детства устанавливает здесь религиозный корень религиозный смысл всякого познания.

Духовная жизнь раннего  детства поразительна тем, что "греховное" в ней еще ничтожно и мелко - не по своему объему или значительности, а по периферичности в составе всего, чем занята духовная жизнь. Дитя вживается во весь безграничный мир смыслов - в природу, в человеческие отношения, в то, что над человеком; духовно вовсе не пусто раннее детство, как может показаться при свете той огромной психофизической жизни, развитие которой в раннем детстве нам видно, прежде всего. Дитя вживается в духовный мир, который своей светлой бесконечностью обвивает детскую душу.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыки