Шпаргалка по "Музыкальное воспитание дошкольников"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Музыкальное воспитание дошкольников".

Файлы: 1 файл

0674108_DB487_shpory_po_metodike_muzvospitaniya_doshkolnikov.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

1. Музыкальное  воспитание детей дошкольного  возраста – часть теории эстетического  образования. Музыка как вид  искусства.

Эстетическое  воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать  и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается  на музыку, как вид искусства.

Музыка - искусство  особых выразительных средств. В  музыке, как и в других видах  искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности.

Музыка самый  мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает  эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

2. Характеристика  предмета ТММВ детей дошкольного  возраста. Связь со смежными науками

Под музыкальным  воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется  система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность.

Теория музыкального воспитания реб-ка рассматривается  как система научных знаний и  понятий о закономерностях управления музыкальным развитием реб-ка, воспитания нравственно-эстетических чувств в  процессе приобщения его к музыке. Содержание ТМВ строится на основе эстетики, раскрывающей особенности художественно-образного освоения мира, реалистическую сущность музыкального искусства; музыковедения – науки о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи; этики – науки об основах морали и путях обогащения нравственных чувств в процессе освоения муз-ого опыта. Психологические основы позволяют определить возрастные особенности детей  и соответственно их возможности приобщения к музыке, индивидуальное своеобразие их музыкальных переживаний и способностей. Без опоры на общепедагогические основы (теории дошкольного воспитания и дидактики) нельзя обосновать содержание ТМВ. ТМВ непосредственно входит в док-ую педагогику, т.к. она посвящена муз-ому восп-ию реб-ка до 7л. 

3. Характеристика структуры музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Отечественное музыкальное воспитание дошкольников основывается на разделе «Музыкальная деятельность» программы воспитания и обучения «Пралеска».

Характеристика  видов музыкальной деятельности:

1) Ведущим видом  является слушание-восприятие –  предполагает не простое  отражение  звучания в сознании, а переживание  и понимание. Способствует развитию  всего комплекса музыкальности:  эмоционального отклика, чувства  ритма, всех видов слуха, муз. памяти и воображения, спец. Муз-х способностей: целостное и дифференцированное восприятие.

2) Исполнительство  – активные виды детской муз-й  деят-ти:

 Пение – влияет на развитие эмоц-ой отзывчивости, чувства ритма, звуковысотного слуха, развивает спец-ые способности: умение чисто интонировать, чёткую дикцию.

Музыкально-ритмические  движения – активно развивают эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, спец. муз. способ-ти: пластичность, гибкость, выразительность движений и др.

Игра на детских  музыкальных инструментах – активно развивает звуковысотный и тембровый слух, ладовое чувство, чувство ритма, спец способ-ти:  координированность движений рук, мелкую моторику.

3) Творчество – это импровизация песенных мотивов, придумывание танцевальных движений. Активизирует фантазию, побуждает к достижению поставленной цели. Творческие проявления – итог музыкального развития ребёнка.

4) Музыкально-образовательная  деят-ть – это получение детьми  сведений о музыке.

Общего характера  – дети должны понять, что музыка выражает определённые чувства, мысли, поэтому она различна по характеру и настроению.

Специального  характера – музыкальные термины, вокально-хоровые навыки, средства муз-й выразит-ти, зависимость танцевальных движений от строения музыки, нотная грамота.

4. Воспитание основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как  специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного  возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Структура формирования основ музыкальной культуры дошкольника:

1) музыкальная  деятельность (восприятие музыки; исполнительство, творчество; музыкально образовательная деятельность)

2) знания, умения  и навыки (опыт восприятия; исполнительские  – пение, ритмика, игра на  музыкальных инструментах; творческие  – восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество; общие знания о музыке, культурные навыки)

3) Музыкально-эстетическое  сознание (эстетическая потребность,  установка, интерес к музыке; эстетические  эмоции, переживания, чувства; эстетическая  оценка, вкус)

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно  считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

5. Воспитание  эстетических чувств у детей   дошкольного возраста средствами  музыкального искусства

Муз-ое искусство  - яркое и неизменимое средство формирования целостной личности реб-ка. Музыка и связанная с ней деят-ть могут вызвать в реб-ке особую потребность, желание общаться с нею. В это эстетический аспект муз-ого восп-ия и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности реб-ка. В дошк-м возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность муз-ой фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родинек. Дети отзываются и на лирический хар-р музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке.

Восп-ие эстетич-их чувств средствами музыки включает три  компонента:

1) способность  эмоционального сопереживания в  процессе восприятия и исполнения  музыки. На фоне этих переживаний  у него зарождается любовь к музыке, интерес, потребность в ней.

2) способность  активно осваивать опыт муз-ой  деят-ти, самост-но действовать в  поисковых ситуациях, стремиться  к слуховому самоконтролю.

Педагог должен обеспечивать:

- эмоциональную  настроенность атмосферы обучения (музыка всегда должна волновать, радовать, вызывать интерес);

- установку  на сознательно-ориентировочные  действия детей (вслушайся, вдумайся, сравни, оцени);

- слуховой самоконтроль  в практических действиях (правильно  ли ты сипел);

- ориентировку в самостоятельных действиях (исполни знакомый танец);

- творческие, поисковые  действия детей (придумай свою  пляску).

3) систематическое  развитие специальных художественных  способностей, первых проявлений  художественной оценки, вкуса.

6. Сущность и характеристика систем музыкального воспитания (К. Орф. З. Кодаи. Д.Б. Кабалевский)

З.Кодаи считал музыку основным средством приобщения р-ка к добру, красоте, человечности. Основные принципы системы Кодаи:

1) Муз-ое искусство  это центр образования человека.

2) Муз-ый вкус  воспитывается с детства.

3) Систематические  занятия музыки должны начинаться  с 3 лет.

Основа муз-го восп-ия фольклор. Все исполняемые  в системе методы способствовали эффективному развитию музыкального слуха, муз-но-ритмического чувства. Главным видом музыкальных занятий за Кодаи должно быть хоровое пение.

Система музыкального воспитания З. Кодаи предусматривает множество разнообразных музыкально-методических приемов, относительно организации творческой деятельности детей, в частности, импровизации, воспроизведения и восприятия музыки. Главными особенностями данной методики есть сочетание певческой деятельности с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.

Кодаи считал нецелесообразным использование на начальном этапе обучения инструментальной музыки. Она вводится ним лишь в 3-4-м классе. Чтобы обеспечить успешное овладение народными песнями и навыками хорового пения, 3. Кодай главными задачами обучения школьников музыке поставил воспитания умения петь по нотам и на слух записывать мелодию. Чтобы облегчить и ускорить процесс развития слуха и техники чтения нот, педагог на всех ступенях обучения рекомендовал метод относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков.

Для педагогической концепции 3. Кодая характерны ориентация на массовое музыкальное воспитание, развитие вокально-хоровых традиций европейской музыкальной педагогики, стремление к расширению музыкальной грамотности детей и опора на национальный фольклор.

Немецкий педагог  и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке по мнению К.Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.

 Идея К.Орфа  состоит в том, что в основе  обучения лежит “принцип активного  музицирования” и “обучение  в действии”, по мнению педагога-музыканта,  детям нужна своя музыка, специально  предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.

Система Дм. Борисовича Кабалевского. Задача её: научить детей  эмоционально воспринимать музыку как целостное явление, чувствовать её Принципы: 1) Тематизма – т.е изучение музыки в контексте определённой темы и позволяющая идти от простого к сложному. Н-р от понимания темы три кита: -песня-танец-марш, и понимание песенности, танцевальности, маршевости. 2) Центричность – закрепление и освоение новых тем в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе.

 

7. Игра  на детских музыкальных инструментах  как вид деятельности в дошкольных  учреждениях

Один  из видов  исполнительства, к сожалению,  не всегда занимающий достойное место в практике работы ДУ, что связано с трудоёмкостью процесса обучения игре на инструменте (необходимы инд-ые занятия) и наличием соответствующей материальной базы. Между тем музицирование на детских музыкальных инструментах широко использовалось н-р, в системе австрийского композитора и педагога Карла Орфа (середина 20в),  основным методом в его системе был «метод элементарного музицирования».  В нац-ой программа «Пралеска»  этот раздел представлен, а в авторской системе Е.Р.Ремизовской «Солнышко» уделяется значительное внимание как игре на инструментах, так и обучение нотной грамоте на основе этого вида деят-ти, начиная с группы «Малыши».

Задачами этого  вида деят-ти являются:

1. овладение  приёмами игры на детских музыкальных  инструментах и элементами нотной грамоты.

2. развитие музыкальных  способностей (звуковысотного слуха,  чувство ритма, тембрового слуха,  музыкальной памяти).

3. содействие  физическому (мелкая моторика), умственному  (сочетание действий, устройство  инструментов и др.) развитию.

В музицировании  используются не только инструменты, но и инструменты-игрушки.

Прежде всего  детей знакомят  с различными инструментами, называют, исполняют  какую-либо иелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого (звенящую у металлофонов, нежную у треугольников, звучную у аккордеонов и т.д.), объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приёмы игры. Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, для этого педагог использует инструменты контрсатные по звучанию, - н-р, дудочка и колокольчик; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др.  Дети  сами пробуют действовать с погремушкой и колокольчиком. Во 2 млад. Гр знакомятся с металлофоном и др. шумовыми инстр-ми. В этом возрасте проводятся дид-ие игры на различение те мбров знакомых детям инструментов.  В средней гр начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – на металлофоне.

Кроме индивидуального  музицирования в дошк-ом возрасте детям  доступно и коллективное. Это может быть:

1) ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило звуковысотные.

2) шумовой оркестр,  в котором участвуют игрушки  и инструменты, не имеющие звукоряда.  Этот оркестр уже доступен  детям мл. возраста.

3) смешанный  оркестр. В котором участвуют и звуковысотные и шумовые инструменты.

К концу пребывания в д/с дети должны знать:

- названия инструментов; характер их звучания; правила  пользования инструментами и  их хранения; приёмы игры на  различных инструментах и владеть  простейшими приёмами игры на них; расположение высокуих и низких звуков на различных инструментах; название нот и их место на пластинках металлофона и клавишах др-их инструментов.

8. Принципы  построения программы по музыкальному  воспитанию в детском саду. Анализ  структуры и содержания программы.

Содействуя  развитию музыкальной деятельности важно опереться на основные принципы программы «Пралеска» и прежде всего  – гуманизации и природосообразности. Реализация этих принципов тесно связанных между собой при руководстве музыкальной деятельностью детей раннего и дошкольного возраста  означает непременную направленность педагогической деятельности  на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка; учёт этих качеств и индивидуального опыта ребёнка. Реализация этих принципов означает и гуманистический тип взаимодействия педагога с детьми в процессе содействия развитию их музыкальной деятельности, такое общение педагога, которое отвечало бы природе ребёнка, его потребностям.

Важным является опора на принцип взаимосвязи (интегрированности) разных видов музыкальной деятельности. Реализуя социокультурологический принцип, педагог способствует освоению детьми (доступных им) этнических нории эстетической деятельности. Он создаёт благоприятные условия для осознания ценности универсальной и народной культуры (народной песни, танца).

Успешность  в приобщении детей к искусству, в овладении ими музыкальной  деятельностью во многом определяется тем, насколько тесно педагоги опираются  на принцип сотрудничества с родителями.

Принцип гармонии трёх начал проявляется в гармоничном единении основных направлений в развитии ребёнка: физического, эмоционально-личностного, интеллектуального.

Принцип взаимосвязи национального и  общечеловеческого в образовании заключается в широком обращении к народной педагогике, фольклору, национальным традициям, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.

Подраздел «Музыкальная деятельность» в программе «Пралеска» входит во второй базисный блок, который включает характеристики физического и психического развития детей четырёх групп (Малютки, Малыши, Почемучки, Фантазёры), также основные задачи и краткую характеристику содержания образования в данных группах, которые структурированы в направлении «Развиваемся в деятельности» в разделе «Входим в мир прекрасного».

Подраздел «Музыкальная деятельность» в каждой возрастной группе включает в себя задачи (общие); Слушание музыки (задачи); Рекомендуемый  музыкальный репертуар для слушания (вокальная и инструментальная музыка); Пение (задачи) (песенно-игровое творчество - задачи);  Рекомендуемый музыкальный репертуар для пения и песенно-игрового творчества (попевки-упражнения,  песни; инсценирование попевок, песен, игры, хороводы); Музыкально-ритмическая деятельность (задачи) (танцевальное творчество-задачи); Рекомендуемый репертуар для музыкально-ритмической деятельности (упражнения, музыкально-ритмические движения. Танцы, белорусские пляски); Примерный музыкальный репертуар для танцевального игрового творчества (упражнения, танцы, белорусские фольклорные игры, музыкальные инсценировки и сказки-драматизации), Обучение элементам нотной грамоты и игре на музыкальных инструментах (задачи); Рекомендуемый музыкальный репертуар для инструментальной деятельности (вокальная и инструментальная музыка); Музыка в повседневной жизни (задачи).

В программе  широко представлена народная музыка и классика разных эпох и стилей, доступная детям по эмоциональному содержанию. Важное место отведено изучению нотной грамоты. Содержание программы опирается на важные для детей игровые мотивы, а также на сенсомоторику и детскую активность. Это помогает детям успешно овладеть основами музыкальной культуры.


 

 

9. Виды  детской музыкальной деятельности  в дошкольном учреждении.

Музыкальное восприятие является сложным процессом познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа. Этот раздел состоит из собственно слушания и музыкально-дидактических игр и упражнений. В раздел по слушанию входят музыкальные произведения, специально подобранные для этого вида деятельности. Это музыкальные произведения различных жанров, разнообразные по передаваемым настроениям и образам, музыкальные произведения с яркими изобразительными моментами, по содержанию близкие детям.

 Детское  исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и танцах, игре на музыкальных инструментах. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Необходимо и развитие восприятия музыки.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

 Игра на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах является отличным средством приобщения детей к коллективному музицированию.

Детское музыкальное  творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

 Детское  музыкальное творчество можно  разделить на исполнительское  и «композиционное». Детским исполнительным  творчеством считается выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

 Музыкально - образовательная деятельность

 В детском  саду дошкольники не только  обучаются практическим музыкальным  умениям и навыкам, но и получают  необходимые теоретические знания  о музыке.

 Музыкально  образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

10. Структура  и содержание музыкальных занятий  с детьми дошкольного возраста.

Основная форма  образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

 Занятия  включают чередование различных  видов деятельности (пения, ритмики,  слушания музыки, игры на детских  инструментах, ознакомления с элементами  музыкальной грамоты) и обеспечивают  тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Музыкальные занятия  проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Музыкальные занятия два раза в неделю.

Содержание  занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности  на  другой,  не  снижая  эмоционального  подъема, когда звучат     произведения,    -различные     по     тематике,     настроению.

Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения,   повторение,   закрепление,   исполнение   выученного.   На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

 Аналогичен  процесс обучения ритмике —  в новой пляске дети постепенно  усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Требования  к построению занятия

Составляя музыкальное  занятие, педагог должен учитывать  следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;

 последовательное  распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.

 преемственность  в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании  музыкального репертуара;

 вариативность  и соответствие возрастным возможностям  детей

11. Формы  организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Теория и  практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации  музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

 Занятия  проводятся в соответствии с  программой планомерно по всем  видам музыкальной деятельности.

Организация занятий  определяется возрастными особенностями  детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

 Праздники  и развлечения.  Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами — театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.

Развлечения в  детском саду разнообразны по своей  тематике и организации. В некоторых  видах развлечений, где исполнители  — взрослые, дети выступают в  роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т. д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.

 Музыка в повседневной жизни детского сада.  Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей.

12. Методы  и приёмы музыкально-эстетического  воспитания, обучения и развития  детей дошкольного возраста.

 Методы музыкально-эстетического  воспитания представляют собой  разнообразные  способы руководства процессом музыкально-эстетического воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребёнка дошкольного возраста.

Наиболее устоявшейся  классификацией является деление методов  на наглядные, словесные и практические, т.е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Наглядный метод  в музыкальном воспитании имеет 2 разновидности: наглядно-слуховой и  наглядно-зрительный. Основное содержание этого метода – исполнение муз-ых произв-ий педагогом или использование ТСО. Наглядно-зрительный метод в музвоспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как приём. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой. Приёмы наглядного метода – слушание музыки, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация кино, видео.

Словесный метод  носит универсальный хар-р. Его  назначение: организовать внимание и  деят-ть детей, углубить и  дифференцировать восприятие музыки. Приёмы: беседа, рассказ, пояснения, инструкции.

Практический  метод в музвоспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приёмов в пении (приёмы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре на муз-ых инструментах. Одним из основных практических методов является упражнение (пение, ритмика). Эффективный практ-ий метод – метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать муз-ые  явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. (н-р показ рукой изменения высоты звука, отхлопываение ритмического рисунка и т.д.). Особое место в музвоспитании дошкольников занимает игра как метод музвоспитания (одновременно являясь и формой организации музвоспитания)

13. Формы  планирования и учёта музыкального воспитания в детском саду.

Планирование  играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться  к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом, обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Действенным руководством в  повседневной работе является календарный  план. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года.

Условиями успешного  планирования работы с детьми являются: знание требований, определенных образовательной  программой детского сада; хорошее  знание музыкального репертуара для  всех возрастных групп детей и требований к его подбору; знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка; тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей.

Календарный план работы составляется на одно - два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам. При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.

При календарном  планировании необходимо составить  план каждого занятия, указать его  программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые  наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

Важным условием правильной организации музыкально - воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное  планирование. Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкально-эстетическому воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

· Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

· Разнообразные  формы музыкальных вечеров развлечений.

Перспективный и календарный планы тесно  взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. При определении уровня музыкального развития каждого ребенка. Музыкальному руководителю следует иметь рабочие тетради, в которые эпизодически (желательно 2-3 раза в год) заносить оценочные результаты по развитию основных музыкальных способностей, формированию певческих и музыкально-ритмических умений и навыков. У детей, начиная с пяти - шестилетнего возраста, целесообразно определять также уровень проявления творческих способностей.

14. Пение  как вид детской музыкальной  деятельности.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.

Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего  возраста. Она воздействует на чувства  детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой занимательной  форме углубляет имеющиеся у  них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребёнка.

Правильное  пение с детства успешно развивает  и музыкальный слух, и певческий  голос.

Народные песни, песни классиков и отечественных  композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений  и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

В сравнении  с инструментальной музыкой пение  обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего  – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая ещё до конца содержание текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под весёлую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной.

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском  саду подготавливают детей к занятиям в школе, где пение является одним  из учебных курсов.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети очень любят петь. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на распев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

Песня – яркая, образная форма углублённого представления  об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное  отношение ко всему прекрасному, доброму.

Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

15. взаимодействие  субъектов педагогического процесса  дошкольного учреждения в решении  задач музыкального воспитания  детей.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника  в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

 Руководство  работой воспитателя в области  музыкального развития детей  посредством консультаций и групповых  занятий.

Одно из ведущих  направлений профессионального  взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов.

Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать  им соответствующую поддержку в  развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

Главная роль в организации и функционировании сопровождения целостного развития ребенка в педагогическом процессе ДУ принадлежит заместителю заведующего  по ОД

Формы сотрудничества и сотворчества 

 Оказание  профессиональной помощи друг  другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности 

 Создание  единого культурно-образовательного  музыкально-эстетического пространства  в педагогическом коллективе  образовательного учреждения, в  детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДУ 

Создание развивающей  музыкально-образовательной среды  детского сада как одного из эффективных  условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка 

16. Методические  аспекты музыкального воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

Этапы музыкального обучения детей  младшего дошкольного  возраста.

I этап - первоначальное  знакомство с музыкальным произведением. Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента. Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка с музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности.

Движения педагог  показывает непременно под инструментальное  сопровождение или напевание  мелодии. В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как  слушание музыки, объяснение, исполнение песен и  музыкально-ритмических движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и  поэтическое слово.

П этап - формирование умений в области пения и музыкально-ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с  опорой на их программу. Задачами этого этапа являются: создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки,  упражнения детей в слуховом внимании.

На II этапе обучения используются все существующие приемы обучения.

Ш этап - образование  и закрепление навыков, т. е.  автоматизация  способов выполнения заданий, самостоятельное  исполнение  детьми песен, игр, плясок, упражнений.

Задачи этого  этапа: эмоционально-выразительное  исполнение  заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На  этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе, применяя при этом разнообразные  методы обучения.

В музыкальном  воспитании детей младшего дошкольного  возраста педагог используя словесный метод,  чаще всего применяет   объяснение. Оно должно быть четким и кратким. Например, слушая музыку педагог объясняет, что на громкую музыку надо хлопать в ладоши, а на тихую - ударять  тихонько пальцем о палец. При вторичном прослушивании дети выполняют задание, т.е. объяснение подкрепляется практической деятельностью самих детей.  Указания даются во время исполнения детьми игры, танца,  упражнения. В младшей группе широко применяется поэтическое слово.

Занимаясь и  слушанием, и разучиванием игр, плясок,  упражнений, педагог всегда беседует с детьми, задавая им много вопросов; например: «Какой характер музыки? Какая музыка, быстрая или медленная? Есть ли вступление у этой песни?», но на вопросы в большинстве случаев отвечает сам, потому что у детей еще нет знаний в области музыки, им трудно словами выразить свои  чувства и ощущения. Необходимо постепенно приучать детей к доступной музыкальной терминологии, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно ею оперировать. Детям задаются вопросы не  только по музыке песни, но и по ее содержанию.  Широко применяется в младшей группе образный рассказ. Он  дается перед сюжетной игрой и слушанием программной музыки.

Большое место  в работе с детьми занимают приемы наглядного метода, особенно слуховая наглядность. Широко применяется и зрительная наглядность. На  занятия педагог часто приносит картинки и игрушки.


 

17. Утренники и развлечения в детском саду. Их построение и методика проведения в разных возрастных группах.

Особое место  в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Тематика и  содержание сезонных праздников также  являются определяющими в подборе музыки. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или  иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму  программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

Структура праздника  может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

Праздники можно  проводить в утреннее время или  во второй половине дня. Их продолжительность  от 20 минут и не более 1 часа в зависимости  от возраста детей и содержания самого праздника.

Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление—специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование записей для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсценировок. Желательно, чтобы дети (особенно это касается старших дошкольников) тоже участвовали в подготовке оформления праздников.

В подготовке праздника  принимает участие весь педагогический коллектив детского сада, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы., включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе  праздника необходимо предусмотреть  все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение  детского и взрослого участия, чтобы  композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

18. Сущность  комплексного подхода к системе  музыкального воспитания в дошкольном  учреждении. Целостное развитие  личности ребёнка средствами  музыки.

Признаки комплексного подхода  к музыкально-эстетическому  воспитанию:

- муз-ое восп-ие  должно обогащать нравственный облик реб-ка, активизировать умственную деят-ть, физическую активность;

- восп-ие эстетического  отношения к окруж-ей действительности, к муз-ому искусству должно  помочь установлению связи реб-ка  с жизнью;

- содержание  и методы обучения музыкальной деят-ти должны обеспечивать единство её воспитательной, образовательной и развивающей функций;

- сочетание  разнообразных типов занятий  (традиционных, тематических, комплексных)  должно побуждать к развитию  инициативы, активности, творческих  действий;

- комплекс методов обучения с учётом индивидуально-дифференцированного подхода должен способствовать формированию эстетической воспитанности. Склонности к самостоятельному и творческому учению, к развитию музыкальных способностей и первых появлений эстетического вкуса;

- гармоническое  сочетание всех форм организации  музыкальной деятельности детей должно способствовать всестороннему общему художественному развитию дошкольника.

Комплексный подход к музвоспитанию реализуется  путём установления его системно-структурных связей. В эту систему входят деят-ть педагога, передающего муз-ый опыт воспитаннику, деят-ть р-ка, активно осваивающего этот опыт, средства восп-ия и музыкальное искусство, формы организации муз-ой деят-ти р-ка.  Система дошк-го муз-го воспитания включает следующие компоненты: цели и содержание воспитания, формы организации деят-ти и дидактические процессы. Основная цель это всестороннее и гармоничное развитие р-ка средствами музыки. Программа определяет место и содержание музвоспитания в различных условиях и формах организации дет-й деят-ти. 

19. Самостоятельная  музыкальная деятельность детей  в детском саду.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоятельная  музыкальная деятельность возникает  непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык

 самостоятельного  действия. Например, детям предлагают  спеть песню без сопровождения  в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.

 Особенно  разнообразно могут проявить  себя дети в сюжетно-ролевых   играх,  основанных  на   ярких   впечатлениях  после  праздника  развлечений, музыкальных занятий,  просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.

 Наблюдая  игры детей, воспитатель постоянно  руководит и тактично помогает  им в творческой самостоятельной  деятельности, учитывая интересы  и способности каждого. Необходимо также создать соответствующие условия: определить место в групповой комнате, где ребята могут музицировать, непринужденно действовать; подобрать достаточное количество игрового материала.

 Самостоятельная  музыкальная деятельность является  результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.

20. Музыкальная  игра как средство развития  личности ребёнка.

Формирование  личности ребёнка средствами музыкального искусства, музыкальной деятельности – основная цель и музыкального раздела «Пралески». Для её реализации важно уделить внимание формированию интереса, любви к музыке, художественного вкуса, развитию чувства самоценности воспитанников в процессе музыкальной деятельности. Особо значимо в этом процессе детское творчество. Как свидетельствуют специальные исследования в области музыкального воспитания и педагогический опыт работы, развитию детского музыкального творчества способствуют и специально подобранные и разработанные с этой целью музыкальные игры, в том числе – музыкально-дидактические игры. Возникающие развивающиеся в дошкольном возрасте художественное творчество, интерес к нему становится и своеобразным механизмом реализации многих педагогических задач, связанных с развитием художественных способностей детей, их личностных качеств. Включение в художественное творчество позволяет ребёнку не только глубже познать окружающий мир, но и раскрыть своё «я», свою индивидуальность, самореализоваться. При этом развиваются творческие мотивы детской деятельности, что является ценным личностным приобретением ребёнка, значение которого не ограничивается дошкольным периодом.

21. Современные  исследования по проблемам музыкального  воспитания дошкольников.

В современных условиях отмечается интенсивное  развитие теории музыкально-эстетического восп-ия. В наст-ее время разработка теории эстетич-ого восп-ия ведётся по 3 направлениям: художественное творчество в процессе их обучения; самост-ая худож-ая деят-ть детей; комплексный подход к эстетическому восп-ию, установление разносторонних связей между его различными сторонами.

При разработке первого направления учёные исходят  из положения правомерности творческой и учебной деят-ти в д/с. Помимо косвенных воздействий на становление и развитие детских замыслов, можно активно формировать детское творчество, применяя спец-ые творческие задания.

Второе направление  – исследование детской художественной деят-ти. Наличие её говорит о  состоявшемся художественном, музыкальном  развитии реб-ка (т.к. эта деят-ть возникает по его инициативе, отвечает его интересам и проходит без видимого руководства взрослого), о влиянии правильно-организованного обучения, хороших традиций быта дошкольного учреждения, благоприятной атмосферы в семье.

В рез-теисследований были определены педагогич-ие условия, способствующие становлению музыкальной  самостоятельной деят-ти детей. Выяснилась целесообразность создания определённых зон в помещении групп для  различных видов самостоятельной  художественной деят-ти детей.

Третье направление  – комплексный подход к эстетическому  восп-ию. Одна из ведущих способностей комплексного подхода – это программность  эстетического воспитания. Впервые  была осуществлена попытка создать  примерную программу, в которой  задачи эстетического воспитания разработаны для каждой возрастной группы д/с.

Совершенствовались  программы музыкального воспитания, уточнялся подход к обучению как  к средству всестороннего развития личности ребёнка, обогащалась методика руководства занятиями.

ТММВ является частной дисциплиной, но она непосредственно смыкается с дошк-ой педагогикой, психологией, эстетикой и искусствоведением. Исследовательская работа в области музыкального воспитания опирается на эти смежные области.

22. Восприятие  музыки как творческая деятельность ребёнка. Методика развития способности к восприятию музыки у дошкольников.

Интерес к музыке и потребность в ней формируются  в процессе её восприятия-слушания. Восприятие музыки – это активный процесс не просто её «слушания», а  процесс «слышания», подразумевающий понимание муз-ого образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Особенность муз-ого восприятия в том, что 1) этот вид деят-ти доступен детям уже в раннем возрасте; 2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида муз-ой деят-ти: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на муз-ом инструменте) обязательно предшествует восприятие, муз-ое творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Велика роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребёнка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствуе т формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику реб-ка, способствует развитию связной речи. Таким образом можно считать восприятие основным видом деят-ти дошкольников.

Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации  педагог, во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному  и вновь целостному), и, во-вторых, использует разнообразные методы и приёмы, активизирующие восприятие. В организации восприятие музыкального произведения придерживается следующих этапов:

1) первичное  восприятие (целостное) – эмоц-ая  настройка на восприятие произв-ия (беседа, рассказ, сюрпр. Момент, загадка  и т.п.); выразит-ое исполн-ие музыки; беседа о прослушанной музыке.

2) Повторное  восприятие (дифференцированное) –  повторное исполнение (целиком, а  затем и по частям) с акцентированием  различ-ых особ-ей произв-ия; параллельно  с исполнением отрывков – беседа  о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»

3) Узнавание  и осознанное восприятие (целостное)  – уточнение, пояснение хар-ра  музыки и образа, средств муз-ой  выразит-ти; сравнение произв-ия  с др произв-ми (знакомым или  новыс), по принципу контраста  либо сходства (по названию, жанру).

23. Развитие  творческих способностей у детей  дошкольного возраста в процессе  музыкальной деятельности.

Творческие  способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:

- способности  к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);

- способности  к творческому восприятию музыки.

 Творческие  способности могут проявиться  у каждого ребёнка по-разному,  в зависимости от природных  задатков и развития основных музыкальных способностей.

Н.А. Ветлугина  совместно с А.И. Ходьковой и  другими педагогами определили этапы  развития детского музыкального творчества:

1 этап –  первоначальная ориентировка в  творческой деятельности (ребёнку  даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап –  освоение способов творческих  действий, поиск решений;

3 этап –  самостоятельные действия детей,  использование сочинённых мелодий,  танцевальных композиций в жизни.

 О.П. Радынова  отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

 Успешность  творческих проявлений детей  зависит от прочности певческих  навыков, от умения выражать  в пении определённые чувства  и настроения, а также петь  чисто и выразительно. Обычно  этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

 Творческие  проявления детей в ритмике,  танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

  Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Инструментальное  творчество детей проявляется в  импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте.

 Одним из  условий, обеспечивающих успешное  инструментальное творчество, является  владение детьми элементарными  навыками игры на музыкальных  инструментах, освоение различных  способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

  Для успешного  развития творческих способностей  детей в музыкальной деятельности  необходимы следующие условия: 

- соблюдение  принципа свободы;

- накопление  впечатлений от восприятия искусства;

- накопление  опыта исполнительства (пение,  движение, игра на музыкальных  инструментах);

- развитие основных  музыкальных способностей;

- оснащения  музыкального творчества как  в детском саду, так и в семье  музыкальным сопровождением, разнообразными  костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

24. Характеристика  музыкально-сенсорных способностей. Методический аспект их развития  у детей дошкольного возраста.

Музыкальное сенсорное  развитие наиболее успешно осуществляется при специальной организации процесса воспитания и обучения – в пении, движении, игре на музыкальных инструментах.

Под музыкальными сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия:

1) Различение  свойств музыкальных звуков;

2) Различение  их выразительных соотношений;

3)Качество обследования  музыкальных явлений.

Обследования  музыкальных явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств  музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; выделение  из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Формирование  слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творческим преобразованием.

Ни один вид  практической музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта -  наличия определённого уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определённый уровень их развития, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, чувствовать красоту её звучания в единстве с пониманием её содержания.

Сенсорное воспитание предполагает решение следующих  задач:

1)Формирование  слухового внимания детей;

2)Концентрация  внимания на разнообразных звуковых  сочетаниях;

3)Умение улавливать  смену контрастных и сходных  звуков и звуковых комплексов.

Между всеми  компонентами музыкальности существуют тесные связи.


 

25. Общая  характеристика музыкально-ритмических движений..

Развитие музыкальных  способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Связь между  музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражаться и в движении.

 Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность.

Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и  эмоциональной сфер.

Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

 Музыкально-ритмические  движения можно рассматривать  как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

 На ранних  этапах музыкального развития  дети непроизвольны в своих  действиях.  Но постоянно возникающая  ситуация — необходимость действовать  под музыку — развивает волевые качества.

Музыкально-ритмические  движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в  свою очередь оказывает влияние  на качество исполнения.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом  и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

     

 


Информация о работе Шпаргалка по "Музыкальное воспитание дошкольников"