Структурно- семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый-новый, OLD-NEW в русском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19

ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35

ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

татьяна.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

13. Составьте такое словообразовательное гнездо, чтобы в нем были слова, образованные по следующим моделям:

а) глаг. + -тель – лицо, совершающее действие, названное глаголом; 
б) сущ. + -ниц(а) – наименование лица женского пола по лицу мужского пола; 
в) сущ. + -ск- – свойственный кому-либо, чему-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо.

Таким образом, введение содержательного  анализа фактов словопроизводства  способствует развитию у школьников способности проникать вглубь слова. Выявление лексико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда содействует системному изучению данного раздела в школе; а также ученики должны осознать роль и текстообразующую функцию словообразовательных гнезд в тексте.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы попытались осуществить  сопоставительный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами  новый/старый в русском языке  и old/new в английском языке. Анализ осуществлялся с точки зрения семантики и структуры словообразовательных гнезд. Контрастивный анализ показал, что данные СГнезда имеют большое значение как в русском, так и в английском языках. Это связано с семантикой исходных слов данных СГнезд. Значение слов новый/старый и old/new показывают отношения русскоговорящих и англоговорящих к понятию новизны.

В ходе проведенного сопоставительного  анализа мы пришли к следующим  выводам:

  • В дериватологии понятие словообразовательного гнезда лингвистами определяется по-разному. История вопроса определение СГнезда как единицы дериватологии показывает эволюцию научной мысли и в то же время пути уточнения характерных особенностей, свойственных этой единице языка.
  • В качестве рабочей дефиниции СГнезда в работе используется определение А.Н. Тихонова: словообразовательное гнездо – это «упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня, где корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения» [Тихонов 2002:114].
  • Анализ гнезд позволяет выявить словообразовательный потенциал различных частей речи, способствует изучению взаимопроницаемости частей речи, находящихся на разных ступенях гнездовой иерархии.
  • Дискуссионным остается вопрос о сложных словах в составе СГнезд. В английском языке сложные слова исключаются из состава словообразовательного гнезда. Сложные слова принадлежат одновременно двум (или нескольким) СГнездам.
  • Описание структуры СГнезда предполагает установление таких параметров гнезда, как объем, глубина, тип, сложность гнезда.
  • Структура СГнезда представляет собой объединение словообразовательных пар, цепочек, парадигм.
  • Гнездо как системно-структурное объединение слов раскрывается в двух направлениях: синтагматическом (словообразовательная пара и словообразовательная цепь) и парадигматическом (словообразовательная парадигма).
  • А.И. Моисеев предложил выделить следующие типы СГнезд: гнезда – слова, гнезда- пары, цепочечные гнезда, веерные гнезда, гнезда-деревья (веерно-цепочечные гнезда).
  • Слова старый и новый в русском языке относятся к лексико-грамматической категории качественных прилагательных; их можно отнести к рациональным словам, обозначающим оценочные признаки.
  • Семантическое строение лексемы старый в самом общем виде можно представить как сосуществование под одной буквенно-звуковой формой двух гиперсем: гиперсемы темпоральность и гиперсемы возраст.
  • Анализ значений лексем старый – новый выявил отсутствие абсолютной соотнесенности между ними. Лишь частью своих значений слово старый может вступать в антонимические отношения со словом новый.
  • СГнездо с исходным словом старый является адъективным макрогнездом веерно – цепочечного типа. Наиболее частотный способ словообразования в данном гнезде – суффиксальный, а также используются префиксация, постфиксация, префиксально–постфиксальный способ, субстантивация и др.

Такими же характеристиками обладает СГнездо с исходным словом новый.

  • В английском языке вершинами соответствующих СГнезд являются качественные прилагательные old и new.
  • В словарях отмечается, что old может вызывать у собеседников отрицательную реакцию и считаться обидным при указании на чей-либо возраст. Возникновение отрицательной коннотации объясняется тем, что это значение old ассоциируется у англоговорящих с негодностью, изношенностью, обветшалостью, с утратой качеств, присущих молодости, красоты, активности, привлекательности. Как и в русском языке, прилагательное old образует две антонимические пары old – young, old – new. Различия в семном объеме обусловлены лексической дистрибуцией old в таких устойчивых выражениях, не имеющих соответствия в русском языке, как Old Gentelmen // Old Harry – дьявол, old blue – серо-голубой (old – в значении сероватого, дымчатого оттенка какого-либо цвета). Кроме того, языковой нормой английского языка зафиксировано употребление old после указания количества лет лица, что не свойственно русскому языку. Значительное сходство определяется тем фактом, что старый – old содержат в своих значениях важный темпоральный признак, описывающий один из универсальных концептов – время.

 

  • Наряду с очевидным сходством в семантической структуре лексем новый – new обусловленным актуализацией темпорального признака, следует отметить существующие различия. Употребление new с наименованиями продуктов четко указывает на различное описание темпорального признака новизны у неодушевленных предметов в русском и английском языках.
  • СГнезда  с исходными словами old/new содержат меньше, чем в русском языке, количество производных, характерные способы словообразования: суффиксация, конверсия, сложение основ. 
  • Четкие границы английских СГнезд трудно определить, поскольку пополнение СГнезд на современном этапе развития языка происходит, в основном, за счет словосложения, в то время как вопрос о границах между сложным словом и словосочетанием остается открытым. Лишь единство критериев для контрастивной типологии определяет цельнооформленность слова как важную характеристику, влияющую на включение слова в состав СГнезда.
  • Во флективных языках, к которым относится русский язык, СГнезда разнообразнее, т.к. представлены большим количеством производных (в данном случае в 2 раза больше, чем в соответствующих гнездах).

Как показывает работа, выявленное соотношение  членов исследуемых СГнезд является синхронным срезом словообразовательного  яруса русского и английского  языков. Исходные слова рассматриваемых  СГнезд имеют важное культурологическое значение, так как отражают отношение говорящих к старому и новому: в русской культуре преобладает положительное отношение к старому, к возрасту; в западной (англоговорящей) культуре преобладает положительное отношение к новому, к прогрессу.

В III главе данной лицензионной работы предложены типы работ при изучении курса «Словообразования» в школе.

Материалы данного исследования могут  быть использованы для составления  подробных антонимических словарей, в спецкурсе по словообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Авдеева Ю. А. Структурно-семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый - новый, old - new в русском и английском языках. Майкоп, 2007.
  2. Альтман И.В. Гнездо и слово//Проблемы структурной лингвистики. 1984. М.: Наука, 1988.
  3. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. М.: Просвещение, 1989.
  4. Арутюнова Н.Д Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
  5. Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В. Современный русский язык. М.: Высш. школа, 1981.
  6. Большой толковый словарь. Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 2000.
  7. Власова К.А. Словообразовательные гнезда молодой старый в русском языке (опыт разноаспектного сопоставительного анализа): дис. канд. филол. наук. Арзамас, 2002.
  8. Гинзбург E.Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд / Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1972.
  9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: в 2-х т. Т. 2. М.: Русский язык, 1979.
  10. Емельянова С.А. Семантическое устройство словообразовательных гнезд антонимов // Актуальные проблемы русского словообразования: материалы 6-й республиканской научно-практической конференции: в 2 ч. Самарканд, 1991.
  11. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981.
  12. Казак М. Ю. Интегративная теория словообразовательного гнезда: грамматическое моделирование; квантитативные аспекты; потенциал; прогнозирование. Дисс. докт. филол. наук. Белгород, 2004.
  13. Клобуков Е.В., Словообразовательное гнездо / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков. Современный русский язык. Под ред. П. А. Леканта. М., 2002.
  14. Комиссаров Б.Н. История нового времени и новистика: соотношение // Россия в контексте мировой истории: сб. статей. СПб.: Наука, 2002.
  15. Кубрякова Е. С, Соболева П. А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании //Лингвистика и поэтика. М., 1979.
  16. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1981.
  17. Моисеев А. И. Богатство языка и культура речи: научно-популярный очерк. М., 1995.
  18. Моисеев А.И Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке . ЛГУ, 1987.
  19. Новиков Л.А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание./ М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка. М.,1984.
  20. Новиков Л.А. Избранные труды. Т. 1. Проблемы языкового значения. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  21. Рацибурская Л.В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: уч. мет. пособие. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002.
  22. Русская грамматика: Т. 1. / Под ред. Н.Ю.Шведовой М.: Наука, 1982.
  23. Слюсаренко М.Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Кишинев, 2006. 
  24. Соболева П.А. Словообразовательные отношения по конверсии между глаголом и отлагательным существительным в современном английском языке. Дисс. канд. филол. наук. М., 1959.
  25. Тихонов А. Н. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология. М.: Цитадель-трейд., 2002.
  26. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М., 1985.
  27. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. Киев: Изд-во Радянська школа, 1978.
  28. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка.  М., 1994.
  29. Яруллина Т.С. Словообразовательные возможности русских непроизводных глаголов (К вопросу взаимодействия грамматики и словообразования): дис. канд. филол. наук. М., 1980.
  30. Webster's second new international dictionary of the English language unabridged. Encyclopedia Britannica, inc., 1957.

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Согласно куррикулуму гимназического этапа обучения, знакомство с словообразованием происходит в 5 классе. Учащиеся должны овладеть основными способами словообразования, уметь определять производную основу, овладеть такими понятиями, как морфема, основа, корень. Однако, на наш взгляд, целесообразнее изучать словообразовательные гнезда в 10 классе при повторении словообразования. В 10 классе учащиеся могут выполнять задания более высокой сложности, к примеру составлять словообразовательные гнезда с заданным исходным словом. Цель такого урока в 10 классе не только повторить материал по словообразованию, но и дополнить и систематизировать свои знания.

Дидактический проект урока 

 

 

Предмет: русский язык

Класс: 10

Тема: Словообразовательные гнезда

 

Ключевые цели:

1. изучить определение понятия словообразовательные гнезда;

2. развить умения и навыки  составления словообразовательных  гнезд с исходным словом.

 

Субкомпетенции:

1. знание и понимание понятия  словообразовательное гнездо;

2. умение определять способ словообразования;

3. умение составлять словообразовательную  цепочку и гнездо;

4. знание пословиц и поговорок  со словами старый – новый;

5. умение творчески мыслить. 

 

Виды обучающей и  оценочной деятельности: эвристическая беседа, работа в группах, тест.

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность 

учителя

Деятельность учеников

Оценивание

Организационный момент

Учитель приветствует класс, проверяет  его готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

 

Актуализация опорных знаний

На прошлом занятии мы повторили  основные морфемы и способы словообразования.

На доске вы видите слова:

                       светлость

                       светловатый 

светлый         светленький

                       светлица

                       светло

 

- Назовите способ словообразования этих слов?

 

- Что общего у этих слов?

 

 

- Как называется такая группа  слов?

 

- Как вы уже догадались, тема  нашего сегодняшнего урока: словообразовательные  гнезда. 

 

 

 

 

Ученики внимательно смотрят на доску и отвечают на вопросы.

 

 

- суффиксальный способ

 

- это слова с одним корнем  свет

 

- словообразова-тельное гнездо.

Ученики записывают тему в тетрадь.

 

 

 

Оценивается активность учащихся

Изучение нового материала

Для начала хочу напомнить вам, что  такое словообразовательное гнездо.

Слово учителя:

Словообразовательное гнездо –  это упорядоченное единство однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной производности. Вот, например, непроизводное  слово белый является производящим для таких слов, как беловатый, белизна, белить, в свою очередь, слово беловатый производящее для слова беловатенький, а слово белить для слов – побелить, белила, подбелить, беленый. А слово побелить – производящее для слова побелка.

В науке такие словесные «деревья»  называются словообразовательными  гнездами. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнезда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Составил его известный ученый А.Н. Тихонов.

Слова располагаются в гнезде согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек.

 

- А теперь потренируемся в  составлении словообразовательных  гнезд.

- Разделившись на 3 группы составьте  словообразовательные гнезда с  исходными словами: лес, гора, круг. И определите способ словообразования каждого нового слова.

 

 

 

Ученики внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах и составляют СГнезда, определяют способ словообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивается умение составлять СГнезда и определять способ словообразования.

Закрепление нового материала

Выполним следующее задание: составьте словообразовательные гнезда с исходными словами старый и новый.

Слова для справок: старо, старина, старение, старичок, стареть, постареть, старенький, старейшина, старчество; новый, ново, новейший, новенький, новинка, новичок, по-новому, обновить, обновление, новатор, новость.

 

1. Из скольких словообразовательных  цепочек состоит данные словообразовательные гнезда?

2. Слова каких частей речи  входят в словообразовательные  гнезда?

Молодцы, ребята!

- Слова этих словообразовательных  гнезд активно используются в  пословицах и поговорках. Попробуйте  составить как можно больше  пословиц и поговорок со словами этих гнезд. 

 

 

 

 

На партах перед вами карточки с  текстом. Прочитайте. Найдите в тексте слова, входящие в одно словообразовательное гнездо. Какое слово в этом гнезде будет вершиной?

Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.                                      (По А. Кожевникову).

- Определите, какие слова в тексте являются ключевыми. Как вы считаете, для чего автор использовал столько слов одного СГнезда в тесте?

- Раскройте функцию словообразовательных гнезд в тексте.

Ученики составляют словообразовательные гнезда в тетради и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики подбирают пословицы :

1. Новых друзей наживай, а  старых не теряй! 

2. И новая песня стареется. 

3. Старое по-старому, а вновь  ничего.

Внимательно читают текст, выполняют  задание письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют выводы. (СГнезда выполняют текстообразующую функцию, т. е. являются  скрепляющим элементом в тексте).

Оценивается умение грамотно составлять словообразо-вательные цепочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивается знание русских поговорок  и пословиц.

 

 

 

 

 

Оценивается умение находить слова  одного словообразовательного гнезда, умение определять функцию этих слов в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивается грамотно формулиро-вать выводы.

Оценивание 

Тест

1. Наука, занимающаяся способами образования новых слов…

а) морфемика

б) морфология

в) словообразование.

 

2. Минимальная значимая часть слова…

а) фонема

б) морфема

в) основа.

 

3. Упорядоченное единство однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной производности…

а) словообразовательное гнездо

б) однокоренные слова

в) словообразовательная цепочка.

 

4. Способ словообразования в данной словообразовательной цепочке бежать – пробежать:

а) суффиксальный способ

б) префиксальный способ

в) префиксально-суффиксальный.

 

5. Вычеркните лишнее слово в словообразовательном гнезде:

а) нос, носик, переносица, носить, носатый;

б) гора, горный, гористый, горелый, предгорье.

в) вода, водяной, водить, водичка.

Правильные ответы:

№1 в) словообразование

 

 

 

 

№2 б) морфема 

 

 

 

 

 

№3 а) словообразовательное гнездо

 

 

 

 

 

 

№4 б) префиксальный способ

 

 

 

№5

а) носить

б) горелый

в) водить.

 

 

 

 

 

 

Оценивается активность учащихся и правильность ответов на вопросы.

Объяснение домашнего задания

 

 

 

Вашим домашним заданием будет написать эссе на тему: «Всё новое – это хорошо забытое старое», в котором используйте как можно больше слов словообразовательных гнезд с исходными словами старый -  новый. 

 

Ученики внимательно слушают учителя  и записывают домашнее задание.

 

 

 

Рефлексия

∙ До конца урока осталось несколько  минут, прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке.

 

∙ Все ли было ясно? Есть ко мне вопросы?

 

Спасибо за урок! Хорошего вам дня!

Ученики делятся своими впечатлениями  об уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Структурно- семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый-новый, OLD-NEW в русском