Структурно- семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый-новый, OLD-NEW в русском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;
∙ определение объема и структуры словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;
∙ осуществление компонентного анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ
§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5
§2. Структура и типы словообразовательных гнезд ………………………………………….9
§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15
Выводы по I главе………………………………………………………………………………19

ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW
§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20
§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26
§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых словообразовательных гнезд в русском и английском языках ……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35

ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД
§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36
§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

татьяна.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

БЕЛЬЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. РУССО

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СЛАВИСТИКИ

 

 

 

 

 

РАБОТА НА СОИСКАНИЕ ДИПЛОМА  ЛИЦЕНЦИАТА

 

 

Работа допущена к защите

Зав. Кафедрой славистики

___________ Е. В.  Сирота

 

 

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка 4 курса

                                                                              филологического факультета

                                                                 Замостина Татьяна.

                                                                       Научный руководитель –

                                                                             доктор филологических наук

                                                    Сирота Е. В.

 

 

 

 

 

                                                 Бельцы – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ

§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе …………………………………………………………………...5

§2. Структура и типы словообразовательных гнезд  ………………………………………….9

§3. Словообразовательные гнезда с исходными лексемами-антонимами………………….15

Выводы по I главе………………………………………………………………………………19

 

ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ СТАРЫЙ-НОВЫЙ, OLD-NEW

§1 Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый – новый ………………………………………………………………………20

§ 2. Семантический и структурный анализ словообразовательных гнезд с исходными словами old – new ……………………………………………………………………………...26

§ 3. Сопоставительный анализ исследуемых  словообразовательных гнезд в русском  и английском языках  ……………………………………………………………………………31

Выводы по II главе……………………………………………………………………………..35

 

ГЛАВА III. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД

§ 1. Изучение раздела «Словообразования» в практике гимназического и лицейского преподавания……………………………………………………………………………………36

§ 2. Виды работ по изучению словообразовательных гнезд………………………………...38

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...41

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в лингвистике  наблюдается смена научных парадигм. На первый план выходит антропоцентрическая  парадигма, согласно которой в первую очередь осмысляются заложенные в языке теоретические, практические, культурные знания и опыт человечества, вербализованные в виде языковой картины мира.

Антропоцентричность присуща всем языкам, благодаря этому возможно проведение контрастивного анализа языков. В связи с этим особо актуальным в настоящее время оказывается сопоставление системных единиц различных уровней в разносистемных языках.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого изучения языковых картин мира русского и английского языков, что целесообразнее проводить при последовательном рассмотрении словообразовательного уровня – структурном, семантическом и культурологическом анализе словообразовательных гнезд.

Данная лицензионная работа посвящена  комплексному сопоставительному анализу словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по словообразованию А.Н. Тихонова, Е.С. Кубряковой, Е.Л. Гинзбург, Л.В. Рацибурской, А.И. Моисеева, Н.Д. Арутюновой и других исследователей.

Объектом исследования выступают словообразовательные гнезда с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Рассматриваются производные этих гнезд, а также возможности их вхождения в антонимические пары.

Предметом исследования являются антонимические пары исходных слов указанных гнезд, их деривационный объем, структура сопоставляемых гнезд, семантика их производных, обусловленная свойствами исходных слов.

Цель исследования – комплексный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами новый / new, старый / old в русском и английском языках. Выявление особенностей отражения культуры народа в исходных словах и в производных данных гнезд. 

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач:

∙ определение понятия «словообразовательное гнездо»;

∙ определение объема и структуры  словообразовательных гнезд старый – новый в русском языке;

∙ осуществление компонентного  анализа выявленной лексики, описание парадигматических и синтагматических отношений единиц в исследуемых гнездах, выявление их внутрисистемных особенностей;

∙ выявление производных  от old – new в английском языке и исследование соответствующих СГнезд;

∙ привлечение дефиниций вершин словообразовательных гнезд в русском и английском языках для выявления сходств и различий в их семантике;

∙ составление дидактического проекта урока по изучению словообразовательных гнезд в 10 классе лицея.

При решении поставленных задач  были использованы следующие методы и приемы анализа: метод системного синхронного лингвистического описания, описательно – аналитический метод, сравнительно – сопоставительный метод.

Научная новизна работы заключается в разностороннем исследовании единицы дериватологии – словообразовательного гнезда в русском и английском языке и выявлении особенностей национальных картин мира, отраженных в СГнездах с исходными словами старый / old, новый / new.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе школьного и вузовского преподавания в курсах по таким лингвистическим дисциплинам, как «Лексикология», «Словообразование», а также в разработке спецкурсов, посвященных словообразованию русского и английского языков.

Структура лицензионной работы обусловлена целью и задачами исследования: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и разработки дидактического проекта в приложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО КАК ЕДИНИЦА ДЕРИВАТОЛОГИИ

 

§1. Вопрос о словообразовательном гнезде как единице словообразования в лингвистической литературе

 

Во второй половине ХХ века внимание лингвистов сосредоточивается на проблеме изучения комплексных единиц словообразования, к которым, прежде всего, относят словообразовательные гнезда.

Словообразовательное гнездо –  это комплексная словообразовательная единица, наиболее полно и ярко отражающая специфические особенности языка, так как элементы, образующие структуру  гнезда, выявляют синтагматические, парадигматические, иерархические отношения, которые характеризуют внутреннее строение языка. В словообразовательных гнездах проявляются не только черты деривационной системы того или иного языка, но и отражаются особенности его лексической системы. Словообразовательное гнездо является фрагментом языковой картины мира.

Серьезное, углубленное изучение СГ в лингвистической литературе началось в 60-е гг. ХХ в., когда началось различение двух состояний гнезда – диахронического и синхронического. В синхронном аспекте СГ еще называли лексико-словообразовательным гнездом, словарным гнездом, лексическим гнездом, морфологическим гнездом, семьей слов и др. В настоящее время общепринят введенный А.А. Реформатским термин словообразовательное гнездо.

У истоков создания современной словообразовательной теории о гнездовом принципе размещения производных слов стояли такие ученые, как  И.С. Улуханов, П.А. Соболева, Е.Л. Гинзбург, А.Н. Тихонов. История вопроса определения словообразовательного гнезда как словообразовательной единицы показывает эволюцию научной мысли и одновременно пути уточнения характерных особенностей, свойственных словообразовательному гнезду (Соболева 1959:35; Ахманова 1966:425; Гинзбург 1973:146; Кубрякова 1979: 12; Альтман 1988:50).

Так, по определению Т.А. Соболевой, гнездо представляет собой «структурно-семантическое единство однокоренных слов, связанных общностью корня» [Соболева 1959:35].

«Словообразовательное гнездо – это  совокупность слов с тождественным  корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Вершиной гнезда является немотивированное слово» [Слюсаренко 2006: 38].

Е.Л. Гинзбург дает следующее определение: словообразовательное гнездо – это «слова, у которых общность вещественного значения выражена явно наличием в каждом слове алломорфов корневой морфемы» [Гинзбург 1972:146].

Г.П. Цыганенко под СГ понимает группу «однокоренных слов, образованных от одного и того же исходного слова  и находящихся с ним и друг с другом в иерархической зависимости по линиям и ступеням родства» [Цыганенко 1978: 120].

В исследованиях Е.С. Кубряковой словообразовательное гнездо определяется как «большая парадигма», а отдельные ступени гнезда –  как «малые парадигмы» [Кубрякова 1979:12].

Термин «словообразовательное гнездо» введен в широкое научное употребление Грамматикой-80 (в Грамматике-70 его ещё не было). В Грамматике-80 в определение словообразовательного гнезда внесен критерий упорядоченности: « …совокупность всех слов…, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации» [РГ- 80(1):134].

Так, по определению Земской, «словообразовательное гнездо – это иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова» [Земская 1981: 238]. 

«Словообразовательное гнездо- это  одна из самых сложных комплексных единиц словообразовательной подсистемы; двусторонняя единица словообразования, имеющая формальную и смысловую структуру; одна из высших форм организации и обобщения производной лексики; классификационная единица, наиболее приближающаяся к естественным классификациям; микросистема, концентрированно отражающая все основные виды языковых отношений» [Казак 2004,32].

 Словообразовательное гнездо «является точкой пересечения исторических и живых связей на синхронном срезе языка: будучи общностью родственных слов, оно отражает картину, реально наблюдаемую в данный момент» [Альтман 1988:50].

Труд А.Н. Тихонова «Словообразовательный словарь русского языка» внес особо ценный вклад в теорию и практику построения словообразовательного гнезда. Данный словарь позволил лингвистам распоряжаться всеобъемлющим описанием лексики русского языка, подчиненного строгой системе словообразовательных отношений, в которой центральной единицей является словообразовательное гнездо. А.Н. Тихонов определяет словообразовательное гнездо как «упорядоченную отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня, где корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения» [Тихонов 2002:114]. Перечень определений словообразовательного гнезда, которыми пользуются исследователи, можно было бы продолжить. Но в нашем исследовании мы будем использовать определение А.Н. Тихонова как рабочее.

Таким образом, большинство исследователей сходятся в том, что словообразовательное гнездо представляет собой формально-семантический класс слов, так как общность однокоренных слов представлена как в формальном (наличие у них одного корня), так и в содержательном плане (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения); существенным свойством словообразовательного гнезда является упорядоченность дериватов отношениями словообразовательной производности.

В современной лингвистике представлены различные направления в изучении словообразовательных гнезд.

С конца 60-х гг. в исследовании словообразовательных гнезд активно применялись методы моделирования, в частности анализ словообразовательных гнезд проводился по принципам аппликативной порождающей модели С.К. Шаумяна. При генеративном подходе обязательно присутствует указание на лексико-грамматический класс производного слова.

Важно исследовать типологию словообразовательных гнезд с точки зрения специфических для словообразования группировок слов, более узких, чем часть речи.

Особое внимание к исследованию структуры СГ обусловлено его  важнейшей системообразующей функцией в языке, так как «язык состоит из СГ, лексико-грамматическая структура которых определяет и структуру языка» [Яруллина 1980:176].

Словообразовательное гнездо может  рассматриваться в диахронном и  синхронном аспектах. Диахроническое и сравнительно-типологическое изучение гнезда вскрывает некоторые особенности словообразовательных явлений: типологические свойства словообразовательных цепочек, парадигм, морфологические изменения в пределах словообразовательного гнезда, установление общих и специфических закономерностей словообразовательных гнезд в родственных языках и т.д.

Информация о работе Структурно- семантический и лингвокультурологический анализ словообразовательных гнезд с исходными словами старый-новый, OLD-NEW в русском