Электронная коммерция в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

С развитием в последние годы современных информационных систем и систем международной связи появляется практическая возможность отойти от традиционной бумажной документации как главного носителя информации, на котором отражаются все стадии реализации коммерческой сделки. Использование бумажной документации, а также привычных методов ее обработки и пересылки на практике очень часто приводит к большим производственным и коммерческим издержкам.

Файлы: 1 файл

тема 7. электронная коммерция.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Электронная коммерция в международном  бизнесе.

 

1.Понятие,  виды и элементы электронной  коммерции. 

 

С развитием в последние  годы современных информационных систем и систем международной связи  появляется практическая возможность  отойти от традиционной бумажной документации как главного носителя информации, на котором отражаются все стадии реализации коммерческой сделки. Использование бумажной документации, а также привычных методов ее обработки и пересылки на практике очень часто приводит к большим производственным и коммерческим издержкам. Разработанные к настоящему времени технологии электронной коммерции позволяют предпринимателям при осуществлении сделок передавать информацию с помощью современных информационно-коммуникационных систем, достигая при заключении, подтверждении и выполнении коммерческих сделок (контрактов) повышенной точности, скорости и эффективности. Электронная коммерция объединяет, таким образом, все формы деловых операций и сделок, осуществляемых электронным способом.

Организация электронного информационного обмена между предприятиями позволяет существенно повысить эффективность их деятельности за счет снижения коммуникационных расходов, уменьшения количества персонала, занятого обработкой входящих и исходящих документов, исключения возможных ошибок персонала, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, и высокую скорость финансовых расчетов1.

В современных условиях вопросы  содействия более широкому доступу  к международной электронной торговле все чаще переходят в разряд приоритетных в повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также в постановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся стран.

Бурное развитие в последние  годы электронной коммерции и современных средств коммуникации ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой сейчас «цифровой культурой». Под влиянием этого многие традиционные методы работы с информацией неминуемо претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления фантастических возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Россия, как представляется, должна занять достойное место среди держав, участвующих в процессе развития сети Интернет и электронной коммерции. Несмотря на отдельные экономические трудности, в России уже активно развиваются платежные системы и системы электронной торговли. Однако требуется еще много усилий, прежде всего со стороны государственных органов, чтобы с успехом воспользоваться всеми преимуществами, которые несет с собой применение электронных коммуникаций в хозяйственной деятельности.

Сегодня обмен информацией  с помощью современных средств  электроники и электронных коммуникаций готов стать основой информационных технологий для мировой торговли. В 1991 г. в мире насчитывалось всего  лишь 4,5 млн. пользователей сети Интернет, а на начало 2001 г. их было уже 450 млн. в настоящее врем исло пользователей интернета в мире превысило 2 миллиарда. В Азии живут около 44% всех интернет-пользователей мира, в Европе - порядка 23%, выяснили аналитики. На Северную Америку в 2011 году приходилось около 13% пользователей сети, а каждый десятый пользователь был из Латинской Америки. На Африку, Ближний Восток и Австралию пришлось 6%, 3% и 1% пользователей соответственно2.

 

Одно из наиболее часто  встречающихся определений электронной коммерции выглядит следующим образом: электронная коммерция представляет собой обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по бизнесу. В данной статье использован именно этот термин, а понятия «электронного бизнеса» и «электронной торговли» считаются синонимичными.

Электронный бизнес, электронная  коммерция и новые виды рыночного  взаимодействия означают в настоящее  время гораздо больше, чем просто автоматизацию бизнес-процессов  и продажу товаров и услуг через Интернет. Это и появление огромного количества новых, недостижимых ранее возможностей, среди которых: оптимизация операций на основе принципов самоуправления и самоорганизации, построение функциональных отношений с бизнес-партнерами (отношений, сокращающих затраты и ускоряющих внедрение инноваций), повышение качества услуг, более полное удовлетворение потребителей и т.п. Невзирая на сложности технико-экономического плана, все большее число российских компаний включают Интернет-коммерцию в перечень используемых инструментов. Причем все большее число фирм применяет Интернет на всех этапах своей деятельности, для многих компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать Интернет, а в том, какой бюджет на это выделить и как его распределить3.

Итак, появление Интернета  значительно удешевило ведение  электронной коммерции за счет низкой себестоимости передачи информации и привело к возникновению  ее качественно новых форм. Одной  из таких форм стали системы уровня "бизнес - бизнес" (В2В) и "бизнес - потребитель" (В2С), где ключевым моментом является взаимодействие через Web-броузер. акая классификация обусловлена тем обстоятельством, что часть поставок на международные рынки осуществляется в виде сырья или полуфабрикатов, которые за рубежом перерабатываются в готовый продукт; другая часть поставляется в виде готового продукта для конечного потребителя. 

Бизнес-бизнес (Business-to- Business)

Самый распространенный тип. Данная категория включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями. Например: дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика. В этом случае субъекты – бизнес структуры. Этот сектор рынка, работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. В западных странах под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле определению B2B соответствует любая деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами.

По схеме В2В работает российская нефтедобывающая и газовая  отрасль, осуществляющая экспортные поставки. Полуфабрикаты для совместных автосборочных  предприятий иностранные производители поставляют в виде кузовов, двигателей, комплектующих. По этой модели работают известные японские, немецкие и французские концерны.

По контрактам В2В поставляются такие продукты, как зерновые культуры, замороженное мясо, морепродукты, концентраты всех типов, строительные, расходные и отделочные материалы. 

Распространены различные  мероприятия уровня В2В. Это, например, бизнес-саммиты, форуму, и пр.

По функциональным возможностям среди сайтов B2B можно выделить следующие  группы:

Каталоги. Являются наиболее тривиальным вариантом сайта типа B2B, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой.

Электронные биржи. Отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам. Используются в основном для торговли товарами широкого потребления, такими как зерно, бумага, металл и т.д.

Аукционы. Такие сайты функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам B2C, но в силу специфики модели B2B часто используются для продажи излишков запасов.

Электронные сообщества. Ведение бизнеса не всегда сводится только к совершению привычных всем бизнес транзакций. Существует много других направлений, в которых бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов4.

Бизнес-потребитель (Business-to-Consumer или В2С)

Основу этой категории  составляет электронная розничная  торговля. Например: электронный магазин. Данная схема охватывает такие сегменты, как одежда, обувь, бытовая техника, косметика, парфюмерия, лекарственные препараты, теле и кинопродукт, информация.

Потребителями в международном  бизнесе выступают государственные  и частные структуры, индивидуальные предприниматели и широкие массы населения. Заказы на иностранные товары делают государственные министерства и ведомства, выставляющие заявки на специальных тендерах5.

Один из самых  крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 50 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. 

Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

Если сравнить два сектора осуществления деятельности в сфере электронной коммерции, то показатели будут следующие. По данным аналитических компаний, в частности, The Gartner Group of Stamford (штат Коннектикут), оборот торговли книгами на Amazon.com достигнет к концу года 17 миллиардов долларов, в то время как оборот капиталов в сфере business-to-business составит на ту же дату 183 миллиарда долларов, что более чем в 10 раз больше. А по данным Forrester Research, В2В оборот в ближайшие несколько лет достигнет цифры в 1,3 триллиона долларов ежегодно, в то время как население потратит на онлайновые покупки лишь 108 миллиардов долларов6.

Следующий вид - потребитель-потребитель (,Consumer-to-Consumer C2C). Механизм заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Основу этой категории составляет возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информации. Например: Аукционная торговля между физическими лицами. В качестве примера можно привести www.molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.

Участие государства (Goverment) в процессе электронизации коммерческой деятельности обусловило появление  новых типов моделей: Business-to-Government; (В2G), Government-to-Citizens (G2С) и Government-to-Government (G2G). Благодаря реализации модели В2G обеспечивается снижение издержек и экономия средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата. Так, в Указе от 17 декабря 1999 г., принятом Федеральным Правительством США, отмечается: «Главы департаментов должны пропагандировать использование электронной коммерции там, где это возможно, для более быстрого, дешевого снабжения федеральных служб необходимыми товарами и материалами, что приведет к снижению расходов налогоплательщиков». На закупку необходимых товаров правительство США тратит ежегодно более $225 млрд7. Повышение открытости и прозрачности органов управления, обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации в США связаны с внедрением модели электронной коммерции типа С2С.

Категория взаимодействия бизнеса и администрации включает в себя сотрудничество структур, функционирующих  в каждой из упомянутых сфер. Например, международные организации используют Интернет для закупок товаров и услуг. А контакты государства и потребителя включает в себя взаимодействие государственных структур и потребителей. К примеру, это могут быть операции в налоговой сфере.

Государство является значительным поставщиком услуг  для граждан и предприятий, которые  платят налоги за комплекс определенных услуг в сфере безопасности и  общественного порядка, образования, охраны здоровья и т.д. Все большее  количество  местных и центральных органов власти в разных странах предоставляет услуги гражданам через Internet. Наиболее известным проектом в мире в этой области есть государственный портал Сингапура Citizen Centre, на котором осуществляются практически все общения граждан с властью8.

Целесообразным  представляется рассмотреть наиболее распространенные на сегодняшний день, новые виды электронной коммерции.

- В последнее  время концепция "электронных  магазинов" становится все  более популярной за рубежом.  Обычно "электронный магазин" представляет собой Web-site на котором имеется каталог товаров, виртуальная "тележка" покупателя, на которую "собираются" товары, а также средства оплаты - по предоставлению номера кредитной карточки по сети Internet или по телефону. Отправка товаров покупателям осуществляется по почте или, в случае покупки электронных товаров (например, программного обеспечения) по каналам электронной почты или непосредственно через Web-site по сети Internet.

- - Другим новым  направлением электронной коммерции  стала аренда различного программного обеспечения и так называемые "микроплатежи" - когда за использование какого-либо компонента программного комплекса с пользователя берется символическая плата (несколько центов). Этот вид бизнеса получил развитие в связи с широким распространением технологии Java, предполагающей, что необходимые для выполнения задач программные компоненты подкачиваются по сети непосредственно с Web-сервера.

- - Традиционной  услугой в области электронной  коммерции является продажа информации, например, подписка на базы данных, функционирующие в режиме on-line. Этот вид услуг уже достаточно распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн" и др.

- - Наконец сегодня  начинает набирать обороты новый  вид электронной коммерции - электронные банки. Среди основных преимуществ электронных банков можно отметить относительно низкую себестоимость организации такого банка (не нужно арендовать престижные здания, не нужны хранилища ценностей и т.д.) и широчайший охват клиентов (потенциальным клиентом электронного банка является практически любой пользователь Internet). За счет этого электронный банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка проценты, и предоставлять за более низкую плату больший спектр банковских и других услуг. Естественно, что электронный банк имеет собственные системы безопасности и защиты электронной информации, такие, как специальные карточки - генераторы случайных паролей, синхронизируемых с паролем на банковском сервере. Это позволяет создавать уникальный пароль при каждом обращении клиента к банковскому серверу. Другой, менее дорогостоящий подход, связан с использованием персональных смарт-карт, также позволяющих генерировать сессионные ключи. Для большей степени защиты дополнительно могут использоваться и средства биометрической идентификации пользователя. 

Информация о работе Электронная коммерция в международном бизнесе