Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Реализм – понятие, характеризующее основную функцию искусства: правда жизни,  воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота художественного познания. основные тенденции истинного развития искусства; модернизм – общее обозначение явлений искусства 20-го века, отошедшего от традиций  внешнего подобия и утверждающей новый подход к изображению бытия., основная черта методологии Модернизма –фовизм, Эксприсионизм,  кубизм, русский авангард. Включая сюрреалистические течения. Принцип построения разветвленная ассоциативность. По форме изображаемых настроений. Искусство водвигае концепцию непрерывно растущего человека.

 

29. Личность,воля,хар-р,культурная эрудиция в деят арх,д.

Творчество - процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый. Творческая личность – человек с сильной и устойчивой потребностью в творчестве. Потребность в творчестве есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. Творческая профессия, а значит и профессия архитектора – профессия, где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью.

1.Творческая личность. Для профессионального творчества, деятельности  как архитектора  требуется высокий уровень силы и энергии, требуемый для профессионального творчества. У творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал.

В своей деятельности архитектору (творческой личности) необходимо обладать творческой компететностью.3 аспекта компетентности:

  • Насколько архитектор готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.
  • Насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов (например, как архитектор может использовать достижения современной музыки)
  • Степень овладения  системой «технических» навыков (например, комп.технологиями), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи.

Архитектор, как Творческая личность, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии, с помощью творческой фантазии устраняет эту дисгармонию в своей деятельности. Важно понимать, что  архитектор своей деятельностью меняет мир вокруг. Поэтому совершенствование мира неразрывно связано с самосовершенствованием, самовоспитанием человека.

2.Проявление воли. ВОЛЯ — сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс связан с другими психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами. И свойствами личности — направленностью, темпераментом, характером и т.д. Человек преодолевает трудности и препятствия не только благодаря воле, но и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, привычек. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном усилии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели.

Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. Творческая смелость – это черта творческого я.

Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого я

3.Разносторонность  знаний, эрудиция. ЭРУДИЦИЯ — глубокое познание в какой-либо области знаний или во многих областях. Свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии личности, развитости ее духовных сил, памяти, мышления. Эрудиция является результатом кропотливой и настойчивой работы, систематической учебы, собственных раздумий над проблемами.

Личность архитектора развивается в процессе творческой деятельности, и чем разнообразнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Реализация креативности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей.

Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире.

Творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным.

4.Характер Формирование  личности, включая ее профессиональное  развитие, предусматривает ряд обязательных фаз (по А.В.Петровскому): адаптации, индивидуализации и интеграции.

Первая фаза - фаза адаптации - предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности и подражание начинающего архитектора коллегам-профессионалам. Изучение начальных периодов биографии известных архитекторов наводит на мысль, что все они несли в своей последующей профессиональной деятельности печать воспитания и обстановки, полученных в раннем возрасте.

Вторая фаза - фаза индивидуализации архитектора - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением его личности к максимальной персонализации.

Третья фаза - фаза интеграции - определяется противоречием между стремлением архитектора быть индивидуально представленным своими особенностями в профессиональном сообществе и потребностью этого сообщества принять и культивировать лишь некоторые из них.

Хара́ктер (греч. (χαρακτηρ): примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.

 

30.Духовный мир арх-ра и его профессионализм,мастерство.

Эстетическую часть творчества представляет собой профессионализм, техника владения эстетическими принципами формообразования. В проекте классика: чувства, вкус, суждения, концепция. В XX в. большая часть на уровне интуиции. Мастерство у архитектора - очень высокий уровень владения приемами и средствами архитектурного творчества, принципами формообразования. Творческий человек обречен на постоянное совершенствование творческого мастерства. Мастерство- это умение видеть новое, умение применить это новое к своей профессии, органично выразить его своими профессиональными средствами, умение соотносить традицию и новаторство. Традиция без новаторства –это эпигонство (механическое следование традиционным художественным приемам), а новаторство без традиции- это дилетантизм, ребячество. Традиция определят новаторству точку отсчета. Творческая личность должна быть одновременно и художником и поэтом. Компоненты творчества: эстетический ( профессионализм во владение эстетическими принципами формообразования), художественный (придание принципам формообразования индивидуальности, художественной ценности, строится на основе интуиции, подсознания, чувств, вкусов).  Интересно то, что духовный мир каждого человека  имеет собственные неповторимые черты, не бывает просто одинакового духовного мира. Это понятно, так как духовный мир начинает формирование с самого человеческого рождения и имеет свойство изменяться до самой его смерти. А формируется он и изменяется благодаря многим факторам , самым главным из них является – культурная среда. Культурная среда- это система ценностей, которые существуют в мире, она осознается или интуитивно определяется в человеке, при влиянии внешней среды. Перед тем как архитектор начинает творить, он задает себе огромное множество вопросов: что такое личность, как мне ее в себе открыть. Культивируя личность можно добиться раскрепощения своих творческих задатков и принципов , вследствие чего, можно развивать в себе художника, творца.

 

31.Роль личностного,професс  и худ опыта в деятельности  арх и д.

Мастерство – профессионализм, личностное, свободное владение основными принципами формообразования архитектуры. А так же методами. Проблема метода встала в начале нового времени (основатель Фрэнсис Бэкон).

3 морали методов, 2 пути:

1. «паук» сам из себя создаёт личность. Творческая личность извлекает из себя решение.

2.»муравей» (ползает по  земле и собирает), активное взаимодействие  с внешней средой.

3. «пчела» синтез 1 и 2. Собирает  из окружающей среды. Открытость  внешнему миру. Переработка информации и выдача нового.

Мастерство связано с овладением норм и канонов. Средневековье – каноничное искусство. Композиционные схемы – представление в символическом формате. Мастерство проявляется во владении материалом в искусстве. Мастерство не может решить проблему творчества.

 Эстетически - художественное понимание творчества: в архитектурном проектировании: эстетическая часть, мой профессионализм, техника владение средствами эстетического формообразования. Художественная работа над выразительностью, художественным образом. Художественный язык выражает информацию об окружающей среде.

Основные этапы творческого процесса:

  1. Рождение замысла( на уровне интуиции)
  2. Воплощение замысла( материализация)

В архитектуре 2 функции: практичная ( польза и прочность), эстетическая (красота).

В древней Греции польза и прочность = красоте, т.е. не красивая картинка, а польза и прочность. Подчеркнуть они могил это из сравнения прекрасное - ужасное, высокое - низменное. Что нужно, чтобы составить эстетически – художественный проект: чувство, вкус, суждение, концепция.

Современное проектирование добавляет ещё несколько моментов: сознание, профессионализм, сверхсознание:

  1. Сознательный компонент – малая часть творческого проектирования, а основная – подсознательная. Сознание в творчестве :

- осознанная работа по  выбору( материла, конструкций, техническое  решение, опыт, который может синициировать  тебя к выдумке)

- использование, применение, контроль, управление – не навязывать  то, что противоречит моему замыслу. Мы это чувствуем, нам это неприятно, т.е. образ будет сопротивлятьсЯ, образ будет инициировать.

- самооценка. У человека  есть  3 ниструмента реакции на  «внеменя»(нравстенное,моральное):

А) страх (поступок непрофессиональный, неблагородный) приходит извне.

Б) стыд ( более высокая оценка)

В) совесть 9 творческая и профессиональная).

- С помощью сознания  творческая личность выбирает  тему творчества( не смотря на  то,что заранее выбирает не  он, это идёт объективно). Рождение  замысла – есть тема творчества.

В современном мире нет внешней опоры на стиль. Поэтому выход – необходим профессионализм и желание что то придумать.

Работа над проектом: индивидуальная работа, общение с художественными средствами. Вдохновление – даёт творцу удовлетворение от творчества, если ведёт к воплощении (удачному) своего замысла, т.е. приводя к удовлетворению.

Настоящее мастерство архитектора и дизайнера – видеть новое. Уметь применить это новое в профессии, даже не бязательно,чтобы это новое приходило из моей деятельности, т.к. это раскрепощает.

 

Композиция являет собой фундамент любого изобразит. творчества. Дизайн и ар-ра в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат npoникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.

Декоративное искусство — эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведения декоративного искусства могут вступать в синтез с архитектурой. Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры. Живопись вначале существовала в виде наскальной и настенной и лишь потом сформировалась как станковая. Монументальная живопись на стене (фреска), находящаяся в синтезе с архитектурой, — род декоративного искусства. Дизайн — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в товарах широкого потребления и орудиях труда. Дизайн — это секреты производства (технология создания

 

32. Архитектура- результат  проф деятельности Художника. Поэтика  арх композиции.

Любое художественное произведение начинается с художника – архитектора, даже скорее с некоего замысла, который возникает у него перед началом работы над произведением и реализуется и конкретизируется в процессе творчества по мере работы над произведением. Чаще всего от первоначального образно-смыслового эскиза ничего не остаётся. Архитектор начинает с эскиза, который выполняет как бы роль первого побудительного импульса для творческого процесса.

(из её лекций)

Сейчас мы живём в условиях смены ценностей. В архитектуре имеет значение явление художника.

Творчество архитектора:   творчество - это чёрный ящик.

 При проектировании:

1. Рождается замысел, потом  он будет прорабатываться и  крутиться в голове пока не  материализуется.

              2. Воплощение замысла. При этом  можно вернуться к началу, зарождению  замысла à корректировать.

 

Композиция являет собой фундамент любого изобразит. творчества. Дизайн и ар-ра в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат npoникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»