Оперная эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

В истории русской музыки одно из важнейших мест по праву принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому- композитору, чье творчество отличается яркой самобытностью. Могучий талант Мусоргского созрел под воздействием передовых общественных и философских течений эпохи 60-х годов ХIХ века.

Содержание работы

1. Введение. Общественно – политическая жизнь России в середине ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических воззрений М.П.Мусоргского.

2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.

3. Оперное творчество:

А) сюжеты, драматургия опер, (тяга к историческому прошлому России.)

Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.

В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.

4. Значение и заслуга М.П.Мусоргского как драматурга – историка.

Файлы: 1 файл

Оперная эстетика М.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        .                                              ПЛАН                                                                                  

1. Введение. Общественно – политическая жизнь России в середине ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических воззрений                                        М.П.Мусоргского.

2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.    

3. Оперное творчество:

А) сюжеты, драматургия  опер, (тяга к историческому прошлому России.)

Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.

В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.

4. Значение и заслуга М.П.Мусоргского как драматурга – историка. 

                                                                                                                                                                                       В истории русской музыки одно из важнейших мест по праву принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому- композитору, чье творчество отличается яркой самобытностью. Могучий талант Мусоргского созрел под воздействием передовых общественных и философских течений эпохи 60-х годов ХIХ века. В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности той эпохи. Взгляды Мусоргского на цели и задачи искусства сложились под воздействием литературы критического реализма и эстетики революционных демократов. Многие передовые русские музыканты 60-70-х годов испытали на себе влияние идей Чернышевского, а его положение – « прекрасное есть жизнь» - легло в основу творчества композитора. «Жизнь, где бы она ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям в упор – вот моя закваска, вот чего хочу, и вот в чем боялся бы промахнуться»,  писал Мусоргский.1. Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучки» особое место, как гневный обличитель общественных пороков. Показывая картины народной нищеты, голода, бесправия, обнажая острые социальные конфликты, Мусоргский значительно раздвинул рамки привычной для его времени тематики музыкальных произведений. При этом он страстно желал сблизить 1.-СтасовВ.В.,,Статьи о музыке» Вып.3 .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            музыку по ее общественной роли с современной передовой литературой, приобщить музыкальное искусство к делу освободительной борьбы.

                                                                                                                                        Формирование Мусоргского и как человека, и как художника совпало с годами высокого накала духовной жизни России. В то время все лучшее, о чем думалось и что делалось, так или иначе было связанно с глубокими социальными сдвигами, затронувшими все слои русского общества. Поднималась волна активного протеста против крепостного рабства, созревала мысль, отвергающая эту историческую несправедливость. Это время дало сильные ростки того, что через несколько лет привело к ярчайшим взлетам научной, художественной, публицистической мысли. Каждый художник индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе её народа, об её роли на земле. Причиной подъёма всех передовых сил русского общества явилось то, что Россия вступила в новый значительный период своего развития. После годов реакции наступил новый период народно-освободительного движения. Ведущую роль в общественной жизни стала играть разночинная демократически настроенная интеллигенция. На борьбу за  освобождение народа (в первую очередь крестьянства) направляются все лучшие силы русского общества, на этот путь вступает и передовое искусство эпохи, вдохновляемое философскими и эстетическими работами Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Девизом всего передового искусства становится правда и народность. Русские художники стремились правдиво отразить в своих произведениях страдания угнетённого народа, его надежды, борьбу за лучшее будущее. Они клеймили произвол и насилие и, одновременно, воспевали красоту и богатство души простого русского человека. В эти годы, как никогда, возрос интерес художников к душевной жизни человека, развивалось их мастерство психологического анализа. Для искусства той поры были равно характерны и социальная проблематика и глубокое проникновение в мир человеческих чувств.                                                                                                                               В области музыкального искусства обе тенденции получили яркое выражение именно в творчестве М. П. Мусорского. Он первым из музыкантов показал с беспощадной правдивостью нужду и страдания русского народа и нарисовал потрясающие по силе картины стихийных восстаний народных масс. Одновременно он раскрыл с удивительной чуткостью и тончайшие человеческие переживания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

            В переломные эпохи  особенно возрастает интерес к истории. В 60-70-е годы 19 века проблемы русской  истории были стержневыми для  русской жизни и мысли. Никогда  ещё ранее не проявлялся в России такой интерес к прошлому страны, не создавалось столько научных трудов и художественных произведений на исторические темы. Именно в этот период появились первые картины Васнецова и Сурикова, баллады А. Н. Толстого, исторические драмы Островского. Вот почему получила такое большое развитие и историческая тема в музыкальном искусстве. 

            Как и многие другие передовые русские художники 19 века, Мусоргский искал в истории ответ на жгучие, наболевшие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - так сам он определил отношение к историческим сюжетам.

      Период музыкального творчества Мусорского продолжался 20 с небольшим лет. Он начался с 1858г, со времени знакомства с Даргомыжским, Балакиревым и Кюи, и прекратился в конце 1880г, за несколько месяцев до смерти.

      Путь  Мусорского как композитора удивителен. Всё его творчество можно условно разделить на 2 периода: до «Бориса Годунова» и после. Они соотносятся как время поисков и время таких находок, каждая из которых представляет свою уникальную ценность. Первый период (1858-68гг) можно охарактеризовать как время напряжённой учёбы и разносторонних творческих исканий. Композиторское мастерство приобреталось непосредственно на практике сочинения. Общение с композиторами «Балакиревского» кружка формировало мировоззрение Мусорского. С первых шагов появилось у композитора влечение к показу в музыке острых драматических столкновений, к созданию монументальных произведений, в которых действовала бы охваченная могучим порывом народная масса. В начале Мусоргский не обращался для воплощения подобных тем к образам русской действительности, а увлекался колоритными образами античности, библии, древнего Востока, черпая сюжеты и тексты из произведений мировой литературы. Так впервые Мусоргский попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сил ной властной личности в операх «Царь Эдип» и «Саламбо», но эти оперы остались незавершенными. Важную роль для творчества Мусоргского сыграла и опера «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя.  Обращение к сюжету этой оперы говорит о возросшем интересе композитора к литературе критического реализма. В «Женитьбе» Мусоргский использовал почти неизменный текст пьесы Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения «человеческой речи во всех её тончайших изгибах».2.  Но и эта опера остаётся также незаконченной.                  

     2.- стр. 246 «Творч. Портреты композиторов.»

Отказ от романтической оперы «Саламбо»  по роману Флобера после нескольких лет труда, отрицание новаторской «Женитьбы» рождённой ослепительной вспышкой гения композитора, говорят о мучительных поисках тех сюжетов и средств музыкального языка, которые бы соответствовали эстетическим принципам Мусорского.     

      Благодаря неустанным поискам, оттачивавшим композиторское мастерство Мусорского, постепенно оформлялись образные пристрастия композитора и музыкальный язык зрелого периода творчества.

      Характерной особенностью Мусорского была горячая  любовь к человеку. Эта любовь к  людям вдохновляла композитора  на создание образов большой душевной красоты. Лживости и испорченности  верхов он противопоставлял цельность натуры, свойственную выходцам из народа, их чистоту и непосредственность.

      По  богатству и разнообразию воссозданных человеческих характеров творчество Мусорского не знает себе равных в истории  музыкального искусства. Обращение  к крестьянской тематике и сочувствие идеям крестьянской революции сближают Мусорского с Некрасовым,  а по глубине психологического анализа его творчество можно сопоставить с творчеством Достоевского или Толстого.

      Мусоргский был прямым продолжателем Даргомыжского, но достиг еще большей глубины в передаче сложных психологических переживаний своих героев. С другой стороны, стремление к большим историческим обобщениям, к созданию произведений о жизни целого народа, государства в моменты решающих исторических переломов роднит Мусоргского с Глинкой.

          Народные музыкальные драмы Мусоргского,  созданные в к.60-х-70-е годы, явилась дальнейшим развитием того оперного жанра, начало которому было положено, «Иваном Сусаниным». Но если основу оперы Глинки составляет борьба русского народа против иноземных захватчиков, то у Мусоргского на первом плане конфликт внутри страны между народом и властью.

        Оперы « Борис Годунов» и  «Хованщина» явились вершинными творениями Мусоргского. В них отразилось гениальное мастерство композитора как драматурга-историка. В народных музыкальных драмах Мусоргский воскресил картины напряженной общественной борьбы в драматические эпохи отечественной истории. Главную силу истории композитор видел в народных массах. « Я разумею народ, как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере »- так писал Мусоргский.3  Он был твердо убежден в праве народа самому решать свою судьбу.

3.-стр.189 «Очерки по истории русск. муз.» 

А так  как в событиях русской истории  он пытался найти ответы на те вопросы, которая ставила перед композитором современная ему действительность, то и обращение к историческому прошлому России было закономерным результатом творческих поисков Мусорского.

      В народных исторических  драмах он получил  возможность показать не только образы отдельных людей, но и жизнь целого общества. Мусорского привлекали исторические сюжеты, которые перекликались с современностью своим драматическим характером, резким обострением социальной борьбы. Крестьянская война и польская интервенция в «Борисе Годунове», брожение во всех слоях русского общества накануне реформ Петра 1 в «Хованщине», народное движение под предводительством Емельяна Пугачева в неосуществлённой третьей муз. Драме «Пугачёвщина» - всё это давало повод к аналогиям с окружающей действительностью, позволяло ставить наболевшие вопросы, волновавшие современников Мусорского,

     В операх Мусорского показаны не только тяжкие страдания угнетённого народа,  но и его свободолюбивый дух и неукротимая сила. В  операх действуют и сталкиваются между собой люди различных сословий, разного общественного положения. Здесь скрещивается множество жизненных путей, характеризующих разнообразную и сложную жизнь целой страны. В такой широте охвата действительности сказывается влияние драматургических принципов «Бориса Годунова» Пушкина, ощутимое не только в одноименной опере Мусорского, но и в «Хованщине». Подобно Пушкину композитор стремится воскресить дух минувшей эпохи во всей его истинности. Он воссоздаёт живые человеческие характеры, сложные и подчас противоречивые.

      Мысль написать оперу по пушкинской трагедии подал Мусорскому выдающийся литературовед своего времени профессор В. В. Никольский. Мусорского привлекало всё: и яркий драматизм повествования, и сложный противоречивый внутренний мир центрального действующего лица – царя Бориса, и главное – возможность широко показать народ, его роль в общем историческом процессе.

      Сюжет «Бориса Годунова» повествует об одном из драматических периодов истории России (1598 – 1605 гг.). Это была переломная эпоха, послужившая началом широких народных движений. Такие проблемы трагедии Пушкина, как власть и ответственность царя, взаимоотношения царя и народа, являлись самыми животрепещущими вопросами того времени. В основе «Бориса Годунова» лежит мысль о непримиримости противоречий между народом и самодержавием. Даже умный просвещённый монарх, пытающийся содействовать процветанию страны (а именно таким рисуют Бориса поэт и композитор), не в силах помочь народу завоевать его любовь.   

Информация о работе Оперная эстетика