Оперная эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

В истории русской музыки одно из важнейших мест по праву принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому- композитору, чье творчество отличается яркой самобытностью. Могучий талант Мусоргского созрел под воздействием передовых общественных и философских течений эпохи 60-х годов ХIХ века.

Содержание работы

1. Введение. Общественно – политическая жизнь России в середине ХIХ в, и ее влияние на формирование эстетических воззрений М.П.Мусоргского.

2. Творчество М.П.Мусоргского в целом. Историческая тема в творчестве.

3. Оперное творчество:

А) сюжеты, драматургия опер, (тяга к историческому прошлому России.)

Б) реформаторская деятельность и приверженность традициям в оперном творчестве.

В) Оперы «Борис Годунов» и « Хованщина» как яркие образцы воплощения эстетических принципов композитора.

4. Значение и заслуга М.П.Мусоргского как драматурга – историка.

Файлы: 1 файл

Оперная эстетика М.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

      По  сюжету трагедии и оперы царь виновен в убийстве законного наследника престола  - царевича Дмитрия. Пушкин и Мусоргский используют это обстоятельство для того, чтобы выразить в образной форме мысль о незаконности царской власти вообще. Путь к престолу лежит через кровь и преступление. Опираясь на замысел Пушкина, Мусоргский подчеркнул и развил некоторые стороны трагедии, приобретавшие особенно важное значение в условиях 60-х – 70-х годов 19 века. Идея о решающей исторической роли народа была особенно близка Мусорскому. В своей опере он выразил её, в сравнении с Пушкиным, в ещё более прямой и открытой форме. Мусорский широко показывает постепенный рост народного гнева, выливающийся в картину народного восстания, завершающую оперу. Народные сцены в опере занимают более значительное место, чем в трагедии. Они отличаются еще большей развитостью, законченностью, драматизмом и прямо противопоставляются сценам Бориса. Это еще раз доказывает, что Мусоргский видел народ как силу, способную вершить историю. Конфликт между народом и царем выделен в опере крупным планом, он является основным стержнем драматического действия. Мусоргский сократил количество действующих лиц и сцен, сосредоточив все внимание на основном конфликте оперы.

      Драматургия оперы глубоко своеобразна.  Остро конфликтное развитие действия нашло свое выражение в резко контрастных музыкальных характеристиках различных действующих лиц. Противопоставляя друг другу эти образы, сталкивая их между собой, Мусоргский подчеркивает непримиримость разделяющих их противоречий.

     Уже во вступлении показал контраст образов: основная тема – народная по своему складу – звучит как выражение тяжкого, беспросветного  народного горя, а сопровождающий ее мотив, в процессе развития подвергнутый переосмыслению, приобретает жесткое звучание, олицетворяя идею грубого насилия. Интонации этой темы будут играть в дальнейшем развитии важную роль.

     Завязка действия происходит  в прологе: избрание Бориса  на царство происходит не по  воле народа. Трагизм положения  композитор раскрывает разнообразными средствами. В ряде бытовых эпизодов, характеризующих равнодушие толпы к происходящему избранию царя, Мусоргский применяет излюбленный им метод показа трагического содержания через внешне политическую форму. В речитативах, исполняемых хоровыми группами и отдельными голосами из хора, передано и недоумение собравшихся, и споры женщин. Этот новаторский прием – хоровой речитатив - введенный впервые Мусоргским, придал образу толпы особую жизненность, правдивость, и в то же время внес комедийный оттенок.

       Народ получает характеристику  в опере не только в массовых  хоровых сценах, но и в сольных  номерах отдельных персонажей. На  протяжении всего действия образ  народа дан в развитии, превращаясь  из униженного и забитого в  грозную и мощную силу. В этом проявилось гениальное мастерство Мусоргского – драматурга.

       Ярко и неповторимо обрисован  в опере образ царя Бориса. Мусоргский добился гибкости  и многогранности в обрисовке  его характера. Психологическая  сложность этого образа, его внутренняя  раздвоенность, острота и драматизм душевных переживаний резко отделяет его от всех остальных действующих лиц в оперы. Образ Бориса не статичен, а также дан в развитии, именно поэтому композитор предпочитает ариям монологи, в которых можно показать сложную душевную борьбу и смену психологических состояний. Монологи разнообразны и не сходны между собой. Царь Борис – трагическая фигура, и Мусоргский создаёт образ, обладающий глубиной чувств, всей сложностью человеческого характера.

     Кульминацией  всей оперы  является сцена под Кромами. В первоначальной редакции эта сцена отсутствовала, но, позже сочинённая Мусоргским, сцена стала динамическим итогом всей оперы, в котором показан стихийный порыв народных масс. В сцене под Кромами Мусоргский с неслыханной для своего времени дерзостью впервые в истории оперы показал разгар крестьянского восстания и воспел вырвавшуюся наружу исполинскую народную силу.

     Однако  финал оперы необычен. Не успела толпа излить ярость на Борисовых воевод, как поверила самозванцу и авантюристу. Скорбная пророческая песенка Юродивого, которую Б. Асафьев назвал «плачем о русской земле», 4 сулит народу новые страдания и беды.

4- стр. 89 Б. Асафьев  «Русская музыка».

     Действие  «Бориса Годунова» разомкнуто. Развязка в собственном смысле слова отсутствует: основной конфликт драмы остался неразрешён. Но прерванная нить как бы подхватывается в «Хованщине», хотя сюжет новой оперы и относится к другой эпохе. Действие «Хованщины» начинается после восстания. Неумолимый ход истории сметает не только тех, кто в корыстных целях оказывал сопротивление новшествам. Вместе с ними гибнут и народные бунтари. Сломлена стрелецкая  воля. Замкнулся круг для раскольников они не находят другого пути, как добровольный уход из жизни.

      Сюжет «Хованщины был предложен В. В. Стасовым  «Борьба старой и новой Руси,  схождение со сцены первой и нарождение второй - богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил моё мнение». 5 Композитор с головой уходит

5- стр. 111. В. Стасов «Статьи о музыке» Вып. 3

В чтение исторических исследований, документов, мемуаров, касающихся бурных  событий второй половины 17 века, для того, для того, чтобы передать правду характеров героев, дух времени. Правда в подробностях он позволяет себе частичное отступление от истории, но это лишь затем, чтобы драматургически заострить сюжет, чтобы отчётливее выступила сложная конфликтность эпохи. С этой целью он даже «спрессовывает» время - сближает события, на самом деле разделённые годами (как, например казнь Хованского и опалу Голицына).  

      Мусоргский  уже достиг высокой зрелости как композитор, как человек и мыслитель. Никогда у него ещё не было такой тяги к философскому осмыслению действительности, к познанию законов исторического развития и смысла человеческой жизни.

      И эпоха «Хованщины», и современность  отмечены коренной ломкой общественных отношений. Народ не знал тогда, и не знает сейчас, что ждёт его впереди. Для Мусорского не т так важна борьба старого и нового сама по себе. Это лишь общая предпосылка действия. Главный рубеж для него и в прошлом и в настоящем проходит между действиями власть имущих и нуждами, чаяниями народа, которому царские реформы не приносят ничего кроме усиления страданий. Пётр 1 вывел Россию в число могучих европейских государств, но сделал это ценой неслыханного усиления гнёта. Неудивительно, что в его время усилились всевозможные восстания.

      Мусоргский  хорошо знал современного русского крестьянина. С ним он близко соприкоснулся ещё в детстве в имении своих родителей. Это знакомство позволило ему лучше понять психологию народа действующего в «Хованщине». Чутьё большёго художника подсказывало Мусоргскому, что причины неудач восстаний лежат в значительной мере в образе мыслей самого народа, воспитанного в темноте и рабстве. Мусоргский бесконечно любил русский народ, любовался его одаренностью, умом, великой, хотя и скованной силой. Но он видел также и легковерие масс, привыкших уповать на царскую справедливость.

Вновь , как и в «Борисе Годунове», встаёт в «Хованщине» тема обманутого народа. Здесь также Мусоргский с  исключительной правдивостью показал жизнь и настроения подневольного народа, подчеркнув противоположный характер интересов правящих кругов и широких народных масс. Народ в опере стоит в центре действия, но в отличие от «Бориса Годунова» он представлен не как единое целое. Композитор выделяет  отдельные социальные группы: это стрельцы, раскольники, «пришлые люди». Каждая группа имеет свою индивидуальную характеристику. Наиболее полно в опере обрисован портрет стрельцов и раскольников. Коллективный портрет стрельцов во главе с их заводилой – балагуром Кузькой _ отличается яркой жизненностью. Музыка передаёт силу, размах, бесшабашность, но, и доверчивость петровского войска. При всей своей удали стрельцы оказываются беззащитными как перед неумолимым ходом истории, так и перед предательством Хованского. Образ стрельцов претерпевает на протяжении оперы значительное изменение. Вначале стрельцы полны сознания своей силы, они держат  в страхе всё московское население (1 д.). В третьем  действии их буйный разгул достигает своей вершины. Но это одновременно и переломный момент драмы. Развитие завершает сцена стрелецкой казни (4 д.): сила стрельцов сломлена, воля их покорена. Мусоргский строит муз. Сцену по принципу непосредственного сопоставления двух противоположных образов и е не прибегает к связующим, смягчающим контраст, переходам. ( В момент, когда на сцену выходят петровцы, военный марш окончательно вытесняет музыку стрельцов. Стрелецкая тема в опере больше не появляется, всё заключение сцены идёт на музыке петровцев).

      Раскольников Мусоргский стремился сделать выразителями моральной стойкости и силы, свойственных русскому народу. Смерть на костре они предпочитают отказу  от своих убеждений. В музыке характеризующей раскольников, композитор обращается к старинным раскольничьим молитвам и песнопениям.

      Большёе значение для драматургии оперы  имеют образы отдельных представителей раскольничьей массы - Досифея и Марфы. Досифей – человек волевой, он гневно обличает правителей, клеймит падение нравов, но вместе с тем он наделён душевностью и мягкостью. Главное в нём не религиозный фанатизм, а мудрая человечность, отзывчивость к болям людским, печаль о судьбах народных.

      Женский образ Марфы-раскольницы лишь косвенно связан с политическими событиями  эпохи. Однако этому образу уготовано  совсем особое и едвали не главное место в опере. Ещё с большим основанием, чем Досифей,  её можно назвать носительницей этической идеи. Глубина чувства и верность чувству – вот что противопоставлял композитор в её лице растленному миру Хованских и галициных. Марфой движет всепоглощающее овеянное трагическим пламенем чувство любви. И на костёр она взойдёт не только из-за своих религиозных убеждений, сколько ради воссоединения в смерти с вероломным возлюбленным.

      В обрисовке образов Ивана Хованского, Подьячего Мусоргский  выступает прекрасным сатириком, используя в партиях этих персонажей интонации бытового говора, а в оркестровой партии – меткие изобразительные штрихи.

      Параллельно с трагической «Хованщиной»  Мусоргский работал с 1875г над комической оперой «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н. В. Гоголя. Сочный народный юмор, задушевная лирика, образы южной природы, особенно в оркестровом вступлении» Жаркий день в Малороссии», - всё это ярко воплощено в музыке. Основой её послужили украинские народные темы, старательно собранные Мусоргским. В опере он создал яркие народные типы (Парасю, Грицка, Черевика и др.), впечатляющие массовые сцены, изображающие оживлённую многолюдную ярмарку.  Опера «Сорочинская ярмарка» осталась незавершённой. Свою решимость оставить оперу незавершённой Мусоргский высказывал в одном из писем, прокомментированным В. Стасовым:                                                                                                                    «Сначала он (Мусоргский) храбро и решительно принялся за эту оперу, которая как небольшая комическая опера должна была служить, по его предположению, отдыхом и антрактом между сочинением двух многосложных исторических опер: Бориса Годунова» и Хованщины», но потом отступился от неё , сознав, что ему свойственно сочинять оперы на сюжеты русские и что композитору не следует без специального к тому дарования  браться безразлично за выражение какой ни попало, чуждой ему национальности.  Пример многозначительный, образ мыслей глубокий и светлый, не слишком часто встречаемый среди художников и особенно среди композиторов.» 6  

6 – стр. 184  В. Стасов «Статьи о музыке»  Вып. 5.  

      Однако  очень важным явилось то, что светлое  начало оперы «Сорочинская ярмарка» органически вошло  в образный мир «Хованщины. Примером тому служит оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке», которое своим жизнеутверждающим и светлым характером резко противостоит всему последующему в «Хованщине».Вступление заключает в себе глубокий смысл,  выражая в обобщённой форме одну из основных идей оперы: рассвет встаёт не только над Москвой , но и над всей Россией. Здесь выражена вера композитора в счастливое будущее Родины, хотя и очень далёкое.

      Таким образом в своём зрелом оперном  творчестве(и прежде всего в операх «Борис Годунов» и «Хованщина») Мусоргский показал себя талантливым драматургом. Ему удалось передать трагические  периоды в жизни народа так, как это не делал к тому времени ещё не один из русских композиторов. Глубокое проникновение в суть исторических событий, осмысление их с позиции современности – вот что стало залогом жизненности и правдивости монументальных полотен композитора.

      Значение  Мусоргского было велико для развития русской исторической оперы. Влияние  «Бориса Годунова» сказалось  на уже сочинявшейся параллельно  с ним «Псковетянке» Римского-Корсакого. В народно-массовых сценах различных опер, созданных композиторами 2-й половины 19 века, чувствуется воздействие хорового письма Мусорского.

      Мусоргский  явился великим оперным реформатором (по выражению Б. Асафьева), который внёс в русскую музыку новые интонационные элементы. Достоинства его музыки определяются жизненностью его звукообразов, а отсюда сочностью, свежестью мелодии, меткостью характеристик, удивительной проникновенной душевностью, яркими и неожиданными гармониями и тембрами. Но именно вся эта новизна, поэтичность, сила и правда выражения , сила и правда выражения  больше всего отталкивали от Мусорского толпы людей, У него оказывалось повсюду много врагов, И «Борису Годунову и Хованщине» ставились огромные препятствия в выходе на сцену. Однако, не смотря на это сила таланта Мусоргского, как оперного композитора-драматурга восхищала передовую часть населения и последующие поколения.

      Трагедийность – важнейшая черта творчества Мусоргского, навеянного думами  о самых сложных и тревожных проблемах эпохи, связанного с постоянным сопереживанием  состраданием людскому горю. Такое искусство требовало от художника полной самоотдачи, огромного напряжения душевных сил.  «Прошло время писания на досуге, - говорил Мусоргский, всего себя подай людям. « И Мусоргский гордился своей высокой миссией: «Крест на себя положил я  и с поднятой головой, бодро и весело пойду против всяких к светлой, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человек, живущему его отрадой, его горем и страдой».7 

Информация о работе Оперная эстетика