Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении и организует весь опыт художника вокруг этого света. «Светлое пятно» обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенного. Сознание помогает художнику провести критический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства.

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в творческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой.

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материала. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят «естественный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» (= поступают в дальнейшую обработку в творческом процессе) лишь самые прекрасные и истинные. Переход от подсознания к сознанию связан с огромным творческим приращением. Логически выверенные разумом идея или образ углубляются и получают свою завершенность.

Сознание - знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Co-знание — это знание вместе с кем-то (ср. с сочувствием, сопереживанием, сотрудничеством и т. п.). Осознать — значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому. 

К подсознанию относится то, что было осознаваемым или может стать осознаваемы в определенных условиях.    К п. мы относим и также проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают лишь использование ранее накопленного опыта.

 Деятельность сверхсознания  не сознается ни при каких  условиях: на суд сознания подаются  только результаты этой деятельности. К сфере сверхсознания относятся первоначальные этапы всякого творчества — порождение гипотез, догадок, творческих озарений. Если подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок, то неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта. Не будь этой защиты, и здравый смысл, очевидность непосредственно наблюдаемого, догматизм прочно усвоенных норм душили бы  смелые гипотезы в момент их зарождения, не дав им превратиться в будущие открытия.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и  Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность  ума. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического  выведения);   неосознанность   путей   получения   результата; внезапность (озарение).

Интуиция и связанное с ней творчество не могут быть в сколько-нибудь полной и удовлетворительной форме описаны системой правил. Однако современная психология творчества позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. д.), удовлетворяющего сформулированной задаче.……………….

 

37.  Тема, художественная  идея, эстетико-эмоциональная оценка  в творчестве архитектура и  дизайнера

Тема(внешнее содержание ХО)- объективная информация на основе которой происходит поиск ХО. Это основа, исток ХО. Тему важно не только понять, но и прочувствовать, сжиться с ней, полюбить.  От того на сколько архитектор вошел в тему зависит на сколько он сможет раскрепостить свои таланты и проф. знания. Для вхождения в тему арх-р может попробовать войти в диалог с самим собой как с профессионалом, и уяснить что это принесет ему как творцу, как арх-ру. Художественная идея-концепция (внутреннее содержание ХО)- от греч. «представление». Предобраз ХО будущего проекта. Человек должен пытаться обозначить, вынести свою идею в форме макета, эскиза, наброска и т.д. для архитектуры идея- это художественная концепция, это живое, конкретное представление внутри себя. Эстетико- эмоциональной оценкой является пафос( внутреннее содержание ХО). . Пафос – эмоциональное состояние, одержимость состоянием воплотить идею. От греч. «чувство, страсть, возбуждение», но это не есть вдохновение. Это идейно-эмоциональное осознание, осмысление и одновременно оценка. Белинский : « пафос- умственное постижение идеи, и появление страстного стремления воплотить идею». Пафос- моя самооценка  моего проектирования.

 

38. Место и роль  композиции в творчестве художника. Эстетико-художественная характеристика  композиции архитектурного и  дизайнерского творения.

Ритм,композиция,гармония мера. «если красиво,значит правильно»-к;арх-«если получается и получается красиво,значит правильно»

Композиция являет собой фундамент любого изобразит. творчества. Дизайн и ар-ра в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат npoникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение)  - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Композиция - это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Композиция в архитектуре имеет своей основой гармоничное соотношение идейно- художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Объёмно-пространственная композиция архитектурного сооружения создаётся с использованием принципов симметрии и асимметрии, контрастного сопоставления элементов, включает различные ритмические соотношения деталей. Особое значение для архитектурной композиции имеют соразмерность частей и целого друг с другом (выражающаяся в системе пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку, а также органическое единство композиционных и конструктивных принципов, находящее своё художественное выражение в архитектонике сооружения.        

Благодаря композиционным средствам достигается единство архитектурного произведения.

Как было сказано выше, важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Применяют в архитектуре и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия.

Важнейшее композиционное средство - пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Одно из средств создания композиционного единства - масштабность: соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам.

Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству - ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.).

 

39.»Выбор» места  и материала арх объекта-эстетико-худ задача творческой личности.

Место. Поскольку объект арх. всегда материален, решение художественных задач требует подкрепления надежности перспектив его реализации, т.е. в поле зрения дизайнера неизбежно попадают конструкции, материалы, оборудование и технологии их применения.

Одним из условий уверенной ориентации арх-ра является его способность прогнозировать ситуацию, предвидеть результат работы, учитывая стимулирующие или тормозящие проектирование факторы. – изменение функиции Места в процессе проетирования. Влияние специфики Места на арх. Решение.

Изучение документов и натурное знакомство формируют обобщенную психологическую оценку объекта, вызывающую первый импульс творческого воображения — пока в рамках общих намерений, но нередко получающий дальнейшее устойчивое развитие.

Если архитектор исповедует лозунг превратить недостатки среды (Места) в преимущества архитектурного решения, то, соответственно, задача арх-ра также — усилить достоинства и выразительность архитектурного пространства средствами дизайна.

Материал. Для каждого типа здания – своя специфика выбора материала . Объекты  индивидуальной или общественной значимости , памятников истории и культуры – для каждого свой материал. увеличение эксплуатационных сроков — дизайн квартиры живет до следующего ремонта, а дизайн мемориального зала условно вечен. Легко понять в соответствии с этим, что для дизайна временного сооружения (ярмарки, выставки, сезонных павильонов парка) допустима бутафорская технология решения, а дизайн культового (не только в религиозном смысле) объекта с древнейших времен пользуется только монументальными материалами.

Большой выбор технологий строительства, обилие легких и прочных материалов, устойчивых ярких красок, сама быстротечность жизни, многофункциональность и размытость границ конкретного назначения сооружений (особенно торгово-развлекательных комплексов) провоцируют динамичность, образную заостренность не претендующей на вечность архитектуры. Эти обстоятельства на практике подтверждают правомерность ввода термина архитектурная мода вместо архитектурный стиль.

Творчество можно вычислить, в нём есть закономерность. Обязательные этапы творчества: рождение творческого замысла, работа над воплощением замысла.

Компоненты творчества: эстетический( это профессионализм во владении эстетическими принципами формообразования, мастерство), художественный( придание принципам формообразования индивидуальности художественной ценности. Строится на основе интуиции, подсознания, вкусов, чувств. Выбор места должен подкрепляться зарождением идеи или же наоборот идея должна становиться сильнее с выбором места. Ведь участок  это место , где обитает душа. Оно должно толкать на создание образа и помогать в эстетических принципах формообразования. Насколько целостно ваша идея или образ будут синтезировать с местом выбранным, под проектирование.  Выбор места и материала это неотъемлемая часть  работы над художественным образом , замыслом вашего проекта. Ведь они могут как дополнять и обогощать ваш проект так и наоборот нарушать идею его восприятия.

 

40. ХО в арх-ре:символ,метафора,аллегория,аллюзия,симулякр.Их  выразительн особенности

Художественный образ  – это образ искусства, т.е. специально создаваемый  в процессе особой творческой  деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником, – феномен.

Архитектурный образ это сконцентрированное, художественное, пластическое выражение содержания данного сооружения. Формула: Культурная среда – субъект творчества(архитектор, скульптор) – творчество (сам процесс) – эстетический принцип формообразования (гармония, ритм, мера , композиция) – художественный образ (выбор места, материала).

ХО1.содержание(сознание,душа)-внешнее(тема-вживание в тему,как я себе это представляю,культ среда,сто значит это тема в культ среде,ситуация-особая аура,состояние), внутреннее(замысел,конценпция-что я хочу сказать своим проектом,самооценка-эмоции,объективн+субъективн оценка работы) 2.форма(воплощение)-внутр(ЭПФ,структура,план,ритм,композиция,масштаб,функция,конструктив,выразительная часть),внеш(средства,приемы=худ язык арх-ры;материал-стекло,бетон,почему?;ситуация-место,где обитает душа+атмосфера(время года,время суток,зелень,вода,ветер)выразительные способности арх-ры,худ язык-аллюзия,аллегория,символ,симулякр(изображение того,что не существует))

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.  перенесение смысла с одного на другое. Развёрнутая метафора породила множество жанров.1.Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. 2.Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

В метафоре можно выделить 4 «элемента»:1Категория или контекст, 2Объект внутри конкретной категории, 3Процесс, каким этот объект осуществляет функцию, и 4Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — выражение отвлечённых идей (понятий) посредством конкретных художественных образов.Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей.

аллюзия  наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или же отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам. Такие элементы называются маркерами, или репрезентантами аллюзии, а тексты и факты действительности, к которым осуществляется отсылка, называются денотатами аллюзии. худ.прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого этого факта

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»