Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Основными ветвями развития являются: Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений. Деконструктивизм – возвращается к одному из самых ранних источников модернизма – русскому авангарду. В последние десятилетия арх-ры стремятся преодолеть однообразие совр. зодчества, подрывая саму ее внутр. структуру. Деконструктивизм не доходит до полного отказа от модернистической арх-ры и ее принципов.

Реализм – понятие, характеризующее основную функцию искусства: правда жизни,  воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота художественного познания. основные тенденции истинного развития искусства; модернизм – общее обозначение явлений искусства 20-го века, отошедшего от традиций  внешнего подобия и утверждающей новый подход к изображению бытия., основная черта методологии Модернизма – фовизм, эксприсионизм,  кубизм, русский авангард. Включая сюрреалистические течения. Принцип построения разветвленная ассоциативность. По форме изображаемых настроений. Искусство водвигает концепцию непрерывно растущего человека.

 

26. Новое понимание  природы в к 20-нач 21в и арх-ра(бионика, экологич арх-ра)

 Бионика занимается использованием в художественном проектировании целесообразно формой живой природы. Архитектурная бионика — новое явление в архитектурной науке и практике. Здесь и возможности поиска новых, функционально оправданных архитектурных форм, отличающихся красотой и гармонией, и создание новых рациональных конструкций с одновременным использованием удивительных свойств строительного материала живой природы, и открытие путей реализации единства конструирования и создания архитектурных средств с использованием энергии солнца, ветра, космических лечей. Но, пожалуй, наиболее важным ее результатом может быть активное участие в создании условий сохранения живой природы и формировании гармоничного ее единства с архитектурой.

Бионика в архитектуре. 
В процессе социального развития человек в своей архитектурно-строительной деятельности - сознательно или интуитивно - нередко обращался за помощью к живой природе. 
В наше время проблемой систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования живой природы применительно к архитектуре на научной и технической основе занялось новое направление теории и практики архитектуры, названное по аналогии с технической бионикой "архитектурной бионикой". 
Техническая бионика изучает принципы построения и функционирования объектов живой природы, с целью их использования в решении инженерных вопросов. В архитектуре это понятие обретает другой смысл - использование принципов формообразования живой природы и построения её структур для решения не только вопросов архитектурного конструирования, но и организации архитектурного пространства, экологических вопросов, цвето-световой организации среды, а также эстетических поисков. Архитектурная бионика иногда фигурирует также под названием архитектурнобионического метода. 
Архитектура тоже является частью мира. Но она подчиняется прежде всего законам общественного развития. Общественный характер развития архитектуры ограничивает направления использования законов формообразования живой природы в архитектуре и обуславливает специфику творческого процесса освоения биоформ в архитектуре. 
Наблюдаемые нами в живой природе свойства порождают эстетические чувства: внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при большой нагрузке; свободно развивающееся пространство с его многоплановостью и прозрачностью, что способствует целостному его восприятию; структуризация пространства - чередование различных форм, структур, масс и пространства с постепенными переходами; пластичность форм - упругие и лёгкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобным выполненным из железобетона и пластмасс оболочкам-скорлупам; динамичность - как реальные движения, так и выраженные в форме прекратившееся движение (роста и развития).

 

К настоящему моменту выделяют три направления в бионике: биологическое, рассматривающее процессы внутри биологических систем; теоретическое, занимающееся созданием математических (точнее было бы сказать компьютерных) моделей этих процессов; и техническое, отвечающее за использование созданных бионических моделей для воплощения в жизнь посредством создания инженерных сооружений или машин. Именно здесь, на стыке теоретического и технического направлений бионики, и находится архитектура.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. В этих заимствованиях форм из живой природы сказалось не только желание найти новые средства выразительности, но и решить ряд насущных вопросов архитектуры, относящихся к областям экономики, техники, функции. Не случайно поэтому обращение архитекторов; инженеров, технологов к живой природе превратилось в широкое концептуальное движение в современной архитектуре. В разных странах оно получило различное название

В этих заимствованиях форм из живой природы сказалось не только желание найти новые средства выразительности, но и решить ряд насущных вопросов архитектуры, относящихся к областям экономики, техники, функции. Не случайно поэтому обращение архитекторов; инженеров, технологов к живой природе превратилось в широкое концептуальное движение в современной архитектуре. В разных странах оно получило различное название.

Архитектор - Антонио Гауди.

«Экологическая архитектура» - тенденции в зодчестве, особенно ярко выявившиеся в последней трети 20 века в связи с движениями в защиту окружающей среды. Для произведений такого рода характерны любовь к "природным" формам, как бы следующим изгибам рельефа, широкое применение естественных, несинтетических материалов, а также сберегающих земные ресурсы технологий, типа систем энергоснабжения, работающих на солнце и ветре.

 

27. КС постмодернизма(нонклассика) и проектная деятельность.Трактовка  ЭПФ и худ языка в постмодернизме.

Новая система ценностей,Объект ТВ-ва.симулякр!(антиобраз)Постмодернизм (postmodernism — после модернизма, термин возник во второй половине ХХ в.). Искусство наиболее сейсмо-чувствительно по отношению к социальной стабильности общества и уже в начале 50-х гг. ХХ в., когда всем казалось, что окружающий мир незыблем, в искусстве начал складываться новый период авангардизма — постмодернизм. Постмодернизм как художественная эпоха несет в себе художественную парадигму, утверждающую, что человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком. Все художественные направления этого периода пронизаны этой парадигмой, проявляя и преломляя ее через свои инвариантные концепции мира и личности. Постмодернизм — художественный период, объединяющий ряд нереалистических художественных направлений второй половины ХХ столетия. Постмодернизм — результат отрицания отрицания: модернизм отрицал академическое и классическое традиционное искусство; однако к концу века сам модернизм стал традиционным. Отрицание традиций модернизма обрело риторически-художественное значение, что и привело к возникновению нового периода художественного развития — постмодернизма. 
Некоторые современные художники стали возвращаться к предмодернистским произведениям и по-новому преобразовывать их (характерны новые аранжировки классических музыкальных произведений). Другие постмодернисты, создавая произведения, сознательно использовали методы и технику классиков.

Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критиком Л. Элоуэем в 1965 г. Как художественное направление поп-арт закрепляет давно наметившиеся в искусстве оппозиции: массовое — народное; массовое — элитарное. 
Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника понимается не как создание художественного предмета, а как придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы. Поп-арт— это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжем или скульптурой. 
Поп-арт – идея личности массового потребления. Ориентиры на нетворческие массы. Узоры, ремесленные приемы, оптические обманы, геометрирезация.

Контраст – главный инструмент искусства. Одним из эстетических  приемов поп-арта – показ старой изношенной вещи, которая через отрицание должна  утверждать новую , полноценную продукцию. эстетика поп-арта – это всегда эстетика утилитаризма, иногда нигилистическая, через отрицание утверждающая вещь как фетиш. Гиперреализм – главная тема картин делают мертвую, рукотворную, «вторую» природу городской среды: бензоколонки, автомобили , витрины жилые дома, телефонные будки… из творчества изгнано все человеческое. Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. Они показывают следа чрезмерной урбанизации. Хепенинг: художник делается мимом - мир- цепь случайных событий, личность  должна субъективно ощущать полную свободу, но на деле подчиняться единому действию, быть манипулируемой.

Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений.

 

28. Эстетико-худ принципы формообр и проектн деятельности.Нелинейная арх.

1)*Целостность – 1 значение:совокупность, всех свойств или сторон предмета  и в особенности всех отношений, связывающих его составные части, а также общий итог этого  сочетания. 2. Некоторые особые свойства или стороны предмета, системы, благодаря которым они предстают как организованные структуры, а не просто как "нагромождение".

Принцип эстетической целостности означает  способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе.

*Гармония - осуществляет связь  между всеми элементами произведения  – примиряет противоречия между  формой и содержанием, между материалом  и формой, между предметом и  пространством и прочими элементами  формы, сводя все воедино в  единое композиционное целое.

*Мера - условная единица, принимаемая  для координации размеров частей  здания или комплекса. В архитектуре  разных народов в зависимости  от особенностей строительной  техники и композиции зданий  за М. принимались разные величины.

*Ритм - важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству, с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов. Частным проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль.

 

2) Особое направление, которое осваивает  сложную математическую парадигму  нелинейности и новые динамические  принципы формообразования, назвали нелинейной архитектурой

"Нелинейная архитектура не  стилевое направление, она не является даже движением единомышленников. Эта новая архитектура не связана единой философской, культурной или идеологической установкой. Нелинейность в архитектуре определена, прежде всего, особой техникой моделирования архитектурной формы. Нелинейное компьютерное моделирование обращается не столько к привычной для архитектора геометрии, сколько к вычислительному мышлению, ориентированному на нелинейные процессы.

Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы . Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными , хотя есть прецеденты и обратного ( например , постройки человека и животных ). Вместе с тем известно , что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах , что дает основание пользоваться законами , общими для архитектуры и живой природы .

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому понятию системности и целостности.

Понятие формы в архитектуре остается все же обобщающим символом выражения законченности того или иного процесса, или его этапа , средством приведения множества ( элементов архитектуры ) к целому . В этом контексте структура выступает как процесс на пути становления формы , а пространство — как множество связанных между собой форм . Форма оказывается как бы средним звеном между структурой и пространством . Однако весь процесс синтезирования отдельных элементов архитектуры принято называть в теории архитектуры формообразованием.

 

28. Эстетические  идеи конца XX века и перспективы развития архитектуры и дизайна.

Основными ветвями развития являются: Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений. Деконструктивизм – возвращается к одному из самых ранних источников модернизма – русскому авангарду. В последние десятилетия арх-ры стремятся преодолеть однообразие совр. зодчества, подрывая саму ее внутр. структуру. Деконструктивизм не доходит до полного отказа от модернистической арх-ры и ее принципов.

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»