Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения семиотически значим и во многом определяет характер художественного образа, его монументальность. Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Ритм, соотношение объемов, линий — средства ее выразительности. Одна из современных художественных структур — аритмия в ритме, диссонанс в гармонии (например, ансамбль зданий города Бразилия).

 

33. Творческий процесс, его особенности, принципы и приемы Эстетические черты творческого процесса архитектора и дизайнера.

Это процесс рождения, сопряженных с некоторымиособенностями. Начнем с творца - Автор — творческая личность, обладающая рядом специфических качеств. «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель...». Авторский труд (творчество) — радостный и мучительный процесс. Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Вечное состояние творящего – неопределенность., неуверенность в завтрашнем дне, издерганность. Есть иерархия людей расположенных к творчеству – способность – одаренность- талантливость – гениальность. Способный к худож.творч. должен обладать рядом развитых духовно-мыслительных особенностей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.  Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение, которое является необходимым элементом творчества

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления: Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

внешняя и внутренняя цензура

ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

желание найти ответ немедленно

 

34. Эстетико-худ  вкус в тв-ве арх и дизайнера.

Вкус. Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некой специфической способностью - вкус. Понятие вкус - способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве.

Эстетический и художественный вкус направляет эстетическое, образное познание жизни художником, что отражается в его творчестве. В этом состоит специфическое назначение эстетического вкуса. Без передачи в художественном произведении эстетического отношения художника к отображаемому не может быть искусства, так как подобное творение не будет волновать зрителя.

ВКУС - способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства.

35. Мастерство. Содержание, роль и место мастерства в проектной деятельности архитектора и дизайнера. Мастерство и эстетические принципы формообразования.

Мастерство- желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности; мастерство  предполагает не только наличие умений, знаний, но и определенный склад личности.

Умение способно поражать, как поражают великие пирамиды, - мастерство вызывает восхищение, о чем немало размышляли и Платон, и Аристотель, и Кант. Еще великие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии мало нуждались в мастерстве: для него не оставалось пустого места в этих совершенных подобиях космического порядка, где каждый занимал отведенное ему место, был слит с исполняемой функцией и в строгом смысле не был индивидом.

Для того чтобы сюжет мастерства мог выйти на первый план, нужно одно условие: на этом первом плане уже должно находиться индивидуальное, особенное.

Эстетико-художественные принципы формообразования

Целостность – 1 значение:совокупность, всех свойств или сторон предмета и в особенности всех отношений, связывающих его составные части, а также общий итог этого сочетания. 2. Некоторые особые свойства или стороны предмета, системы, благодаря которым они предстают как организованные структуры, а не просто как "нагромождение".

Принцип эстетической целостности означает  способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе.

Гармония - осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Мера - условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за М. принимались разные величины.

Ритм - важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству, с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов. Частным проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль.

Мастерство - очень высокий уровень владения приемами и средствами творчества, принципами формообразования. Творческий человек обречен на постоянное совершенствование своего мастерства. Момент неудовлетворенности творческим успехом- показатель того, что человек растет и развивается как творец. Мастерство- умение видеть новое, умение применить это новое в своей профессии, органично выразив его своими профессиональными средствами. М.- это умение соотносить традицию и новаторство. Эта связь между традицией и новаторством неразрывна. Традиция без новаторства- это эпигонство( творчески несостоятельное последование). Новаторство без традиции- дилетантизм, ребячество. Традиция определяет новаторству точку отсчета.

Кандинский: « Даже в форме греческой классики искусство может быть бездумным, если это простое, бессмысленное подражание. Традиция активизирует творческий поиск, но не должна превалировать и становиться главной». Мельников: «Опыт, накопленный человечеством, надо изучать творчески».

Мастерство проявляется в умении пользоваться свободой творчества. Умение пользоваться нормами - творческий человек должен ужиться в мире природной необходимости и при этом оставаться свободным, но в этих рамках.

3 модели творческого метода: 1) «паук»- творческая личность сама  извлекает из себя навык; 2) «путь муравья»- активное, открытое взаимодействие с внешней средой; 3) «путь пчелы» - синтез 2х методов - это самый оптимальный метод. С одной стороны открытость внешнему миру с другой стороны – перерабатывание во что-то самобытно-новое.

Если у творческой личности больше развито левое полушарие -  стремление к нормативам, графичности, лаконичности, уравновешенности; тяготение к холодным цветам, скупое общение с цветом. Если правое- тяготение к своеобразию, свободе в формообразовании, динамичность, экспрессивность композиции, тягучесть переходов между объектами, теплые цвета, фактурная живопись.

 

36. Сознание,подсознание,сверхсознание  в ТВ-ве арх и д.Интуиция  в арх и дизайнерском ТВ-ве.

Существует 2 теории: 1. Эстетич. сознание – уникальный дар, кот. дан не всем, а только элите. (Платон, Демокрит) 2. Эстетич. сознание присуще всем людям. Нет ни одного нормального развитого чел-ка, не имеющего эст. сознания. Все люди обладают дух-стью, а след., и эстетич. сознанием.

3 концепции природы происхождения: 1. Эст. сознание – происхождение божественное (Платон создал концепцию, а Кант разделял ее). 2. Природное (Дарвин – XVIII-XIXвв). 3. Общественно-историч. (XIX-XXвв.).

Природа наделяет чел. задатками эст. сознания, но развивается оно только в обществ. среде. Сознание – не только вид интеллект. деят-сти, но это средство общения с окр. миром. Эст. сознание может представлять обществ. группа или человек.

Традиционно в эст. сознании выделяли след. ступени (до 19в.): 1. эст. чувство 2. эст. вкус 3. эст. суждение 4. создание эст. науки (теории). В 20в. добавляется интуиция, сознательное и бессознательное.

Эстетич. чувство: эммоциональн. пережив-я субъекта, оно наиболее индивидуально и носит оценочно-индивид. хар-р. Эст. чувство перетекает в воображение, а воображ-е развивает эст. чувство. Оно эмоционально, выводит чел-ка из сост-я покоя.

Эст. вкус: интерес к нему появился в 18в. Вкус – субъективная оценка, зависящая от опыта, от воспитания, от хар-ра. Вкус – синтез чувства и разума. Вкус – выбор, балансирование между свободой выбора и следованием опр. канонам и нормам.

Эст. суждение: эст. идеал – то, что позволяет сравнивать.

В 20 веке в процессе творчества выделяется, выявляется особый механизм, что нужно для творчества:  в « проекте классика» - чувства, вкус, суждение, концепция; в 20 веке большая часть на уровне интуиции.

Черты архитектурного творчества:

1 Осознанная работа по  выбору( выбор материала, конструктивного  решения и т.д.)

2 Умение почувствовать  замысел(что ограниченно и неограниченно  для него)

3 Самооценка, профессиональное самосознание.

Все это инструменты действия на сознательном уровне. Инструменты ТВ. Самооценки – стыд, совесть.

4 Выбор темы творчества. Осознание главной художественной  идеи, выбор языка архитектурного  искусства.

Художник, как творческая личность состоит из:

* характера и воли: По  отношению к самому себе и  к заказчикам . И для себя чтобы  преодолеть тягу к шаблонам  и стереотипам, найти в себе  силу быть в самостоятельном  творческом поиске.

*чувства : умение по-своему  чувствовать мир

*Свои концепции

Есть компоненты в творчестве осознаваемые ( то,  чему можно научить) и неосознаваемые, неподвластные сознанию самого художника( это и есть настоящее проявление творчества)

Подсознательно, бессознательно( интуиция)

Весь « Проект Классика» считал, что на вершине творчества стоит разум, что законы художественного творчества такие же , как в природе – математически вычисляемые. А в 20 веке было обнаружено, что основное в творческом процессе происходит на уровне бессознательного подсознательного и сверхсознательного. Творческий процесс – высшая тайна природы.

Умение сосредоточиться на творческом процессе, благоговейное отношение к творчеству, служение своему делу, ощущение себя призванного к творческой деятельности избранного.Проблема художественного метода – появляется во времена Возрождения.

Подсознание –работает  на программу творческого поведения в процессе архитектурного проектирования. Архитектор должен владеть приёмами архитектурного проектирования, мастерством на «автомате», подсознательно. Т.е. настолько владеть мастерством, чтобы о нём не думать. У каждой творческой личности соотношение 3-х ипостасей сознания, и подсознания, сверх сознания – индивидуально.

Сверх сознание- творческое озарение.

Интуиция- « созерцание» в переводе с латинского. Интуиция стала предметом изучения, когда стала развиваться психология как наука. Интуиция – это род интеллектуальной симпатии посредством которой переносится творец внутрь  предмета, для того чтобы слиться с тем, что есть в этом предмете. Интуиция – высшая ступень творческой способности, дающая способность воспринимать непосредственно. Она тесно взаимосвязана с сознательной частью творчества. Чтобы интуиция сработала должен быть большой опыт, большой багаж впечатлений.  И  наоборот, интуиция стимулирует работу сознания. Аристотель  говорил , что творчество неотъемлемо без фантазии. Фантазия придаёт мысли большую выразительность. Энштэйн: « воображение важнее знания, ибо знание всегда ограничено, а воображение охватывает все на свете стимулирует прогресс и является источником эволюции».

 

Сознание и подсознание — компоненты творческого процесса создания произведения. Важная роль подсознания в художественном мышлении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. Шеллинг писал: «...художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества... Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника... на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника» (Шиллер. 1957. С. 560).

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»