Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

3)         Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.

Эти нормы объединяли едиными  нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла  определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине –  врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние  на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения  внутри государств, но и на международные  отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации  – высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы  хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в  процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности  существованию каждого отдельного человека и Земли в целом./24/

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.

Таким образом, этика берет  свои начала со времен Аристотеля. В  русле философских течений высказывание этических идей выражалось в чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически  не осталось профессий, которые не имели  бы в рамках своей деятельности специальных  нравственных требований.

В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики

Современная дискуссия об этике государственного служащего  обязана своим возникновением антагонизму  – мнимому или действительному  – морали и хозяйства, этики и  этикета /27/. Во взаимозависимых, фундаментально определяющих сосуществование людей  сферах вступают в конфликт, согласно этому распространенному взгляду, два самостоятельных требования по отношению к действию, а именно мораль и рентабельность./27/

Таким образом, основой этики  являются моральные нормы. Эти нормы  основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также  социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических  норм и понятий. Понятие ценностей  подразумевает те из них, которым  общество или каждый индивид оказывает  свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

1.2 Понятие этика  и этикет, категории и специфика  этики

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также  форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе  ценностей, посредством которой  человек определяет для себя, что  хорошо и что плохо, честно или  нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение  в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения  с его сознанием, но и сравнения  с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную  обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Этика – это наука о  поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Явление, которое изучает  этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее  – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль /8/

Сложность определения этичности  некоторого действия заключается в  том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим  собственным восприятием того, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в  специфической ситуации (Рисунок 2).

Абсолютист верит в  то, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым  оно приводит./8/

Экзистенциалист (чьи решения  не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения  на основании рационального выбора

 

Рисунок 2 – Философская  ориентация человека

Принятие решений ситуациониста  основывается на представлении о  том, какое из них может повлечь  за собой наименьший ущерб или  же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая  в реальную ситуацию, выбирают, как  правило, тот способ поведения, который  находится где-то между этими  тремя типами. Они принимают решения  исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки  на искренность, верность обещаниям, преданность  и чувство долга. Специалисты  по РR сталкиваются еще с одной  проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять  одновременно:

1)         общественным интересам;

1)         интересам клиента;

2)         должны соответствовать личным ценностям /8/.

В идеальном мире все эти  установки не должны конфликтовать  друг с другом. Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет  свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами  профессионального поведения, устанавливают  приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации. Кодексы  имеют и такие организации, как  Общество связей с общественностью  Америки и Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере  деловой коммуникации./39/

Этика стала накапливать  практический материал и осмысливать  возникновение, развитие, основные механизмы  частных, специфических, особенных  этических систем (Рисунок 3).

Основные категории этики:

добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это  отражается категориями «добро и  зло». Но в практику эти нормы  воплощаются только через поведение  конкретного человека, после того как информация о норме пропущена  через индивидуальное сознание, –  это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что  бы мы ни делали, мы всегда действуем  среди людей и по отношению  к людям. Личные поступки описываются  категориями долг и ответственность./9/

 

 

Рисунок 3 – Особенные  этические системы

Добро и зло – предельно  общие категории, дающие оценку с  позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без  друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло –  это вред.

Совесть, честь, достоинство  – категории, характеризующие уровень  индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она  сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция  совести людьми давно понята, и  в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам  человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь  устанавливает даже более узкие  границы, чем право.

Долг – социальный заказ  от общества к человеку, социальные ожидания,

оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими  ожиданиями человек знакомится всю  свою жизнь, но пока человек не выполняет  свой долг – его представления  иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. /30/

Познание нравственной необходимости  – это не призыв следовать сложившимся  обстоятельствам. Наличие объективной  возможности выбора, поступить так  или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному  идеалу – это способность выбирать.

Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих  специфическим обязанностям муниципальных  служащих, уровням управления или  формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных  нравственных требований для сотрудников  вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений  государственных органов, которые  используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п./38/

Специфика ответственности  на современном уровне развития кооперации труда заключается также в  том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных  этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться  совершенно неважным как уровень  квалификации, так и должностные  функции. Достаточно сложной проблемой  является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности  за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат  труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы  формирования ответственности учитывали  этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала  меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности./6/

Требования этики государственного служащего становятся всё более  сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику этического воспитания входит /11/:

1)         Создание этических ассоциаций;

2)         Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

Таким образом, этика –  это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего  – это добросовестное отношение  к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как  долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.

Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с  представителями различных групп  интересов, и в процессе этого  общения стремиться осознать природу  интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов  в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс  принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем  возрастает количество вариантов в  принятии решения) /22/

Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

1

Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия  происходит в зависимости от специфики  и содержания труда.

2

Корректность межличностных  отношений.

Человек в сфере своей  трудовой деятельности должен вести  себя таким образом, чтобы как  можно меньше возникало межличностных  конфликтов, и чтобы другим людям  было комфортно работать рядом с  ним при прямом и косвенном  межличностном контакте.

3

Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых  готов нести ответственность.

Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы