Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

Особенность социально-профессиональной группы государственных служащих состоит  в том, что она имеет единую ментальную основу (бюрократическое  сознание) и разные праксеологические  характеристики. Ведь среди служащих находятся инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, т.е. представители различных  профессий.

Большинство современных  государственных служащих не имеет  образования по специальности, поэтому  можно говорить не только о профессиональной адаптации на новом месте работы, но и о вторичной профессиональной социализации, которая обычно происходит в процессе профессионального обучения. Для служащих органов власти, впервые  поступивших на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда вытекает необходимость профессионального  переобучения этой категории служащих для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование становления группы государственных  служащих направлено, прежде всего, на повышение эффективности и оптимизацию  первичного структурного звена всей управленческой системы российского  социума – системы государственной  службы /34/.

Профессии дифференцируются в зависимости от степени сложности  и ответственности выполняемой  работы и отражающимся в общественном сознании в виде престижа профессии: на простые и сложные, низшие и  высшие, или на занятия, с одной  стороны, и собственно профессии, с  другой стороны. Подобное разделение имеет  глубокие основания в самой структуре, генезисе, а стало быть, и в  функционировании профессии. Оно помогает, исходя из задач нашего исследования, обосновать правомочность конструирования  профессии (группы профессий), связанной  с государственной службой. Профессия (профессии) государственных служащих носит синтетический, комплексный  характер. Она (они) включает такие институционально оформленные виды жизнедеятельности  людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-распорядительная, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и  др. /37/.

В содержании профессии государственных  служащих в первую очередь находит  отражение совокупность квалификаций ряда специальностей как интегральных характеристик родовых видов  трудовой деятельности. Они соответствуют  тем формам вопросов, которые приходится решать государственным служащим. К  ведению органов государственной  власти субъекта РФ относятся вопросы  социальной поддержки и социального  обслуживания социально уязвимых категорий  населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации /25/.

В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными  образами, социальной ролью, социально-психологическим  климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает  в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом  своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального  занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает  в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих /25/.

В процессе профессионализации, включения в профессию (профессии) государственных служащих в жизнедеятельности  личности формируется устойчивая профессиональная ориентация, выбор профессии. В ходе получения профессионального образования  закладываются основы профессиональной квалификации, а следовательно, и  профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при  поступлении на работу и осуществлении  профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника  на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, взаимосвязанных  с административными требованиями, должностными обязанностями, вытекающими  из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В  то же время социальная компетентность государственного чиновника испытывает обратное влияние институциональных  особенностей его профессиональной деятельности /25/.

Развитие социальной компетентности государственных служащих и его  влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих  эффективность государственной  службы. В то же время, очевидно, что  без экономической составляющей эффективность этой службы будет  неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный  механизм /2/.

Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм связана с  реализацией групповых интересов  граждан путем организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и экономической  инфраструктуры территории. Профессионализм  чиновника основывается на полном и  глубоком знании законодательства, регулирующего  хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной  службы, решения важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры  общественных отношений /2/.

Социальная компетентность государственных служащих также  является важнейшим детерминантом  становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных служб. Определились в основном главные  элементы системы этих служб.

Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние  на повышение профессионализма, рассматривается  как один из главных факторов, обусловливающих  формирование этики государственной  службы.

 

2.2 Особенности  этики государственного служащего

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию  ее содержания, в том числе и  этики. В современном обществе постоянно  возрастает внимание к вопросам этики  государственных служащих. Это обусловлено  все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных  принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности /54/.

Проблемы этической регламентации  деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений  государственной службы и общества.

Этика государственного служащего  находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая  модель действия государственного служащего  не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная  служба как один из центральных элементов  социального управления оказывает  существенное влияние на форматирование элементов общественной системы /54/. Другими словами, государственный  служащий в силу своего положения  задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и  творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно  превышающие установленные в  каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего – особенности, являющиеся субъективными условиями успешного  осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную  структуру, позволяющую проявляться  компенсаторному механизму, благодаря  которому сильно выраженные способности  могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала  тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы /54/.

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать  следующие качества: способности, умения, знания, опыт /9/. Кроме того, оценка персонала  помогает решить и другие задачи:

1)         выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;

2)         стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;

3)         применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;

4)         формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;

5)         поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С нашей точки зрения, в  методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология –  доктрина (миссия государства) – концепция (стратегия развития) – кадровая политика – кадровая программа –  конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной  службы сложились специфические  возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны /51/:

1)         с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.

2)         с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности  этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального  долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются  в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность  государственного служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые  во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей  стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем  рассчитывать на преданность государственных  служащих своему делу и будем вынуждены  заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего  происходит и теперь /51/.

 

Таблица 2. Особенности этики  государственного служащего

1     

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса  общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной  службы и социально-профессиональной группы (население)

2     

уровень этики государственных  служащих зависит от личностных характеристик

3     

уровень, содержание и формы  этики дифференцируются в зависимости  от этих характеристик;

4     

содержание профессионального  опыта и стаж работы в органах  власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики  государственного служащего;

5     

содержание профессиональной этики государственного служащего  непосредственным образом коррелирует  с качеством и формой профессионального  образования;

6     

социальная адаптация  государственного служащего к общественным преобразованиям находится в  прямо пропорциональной зависимости  от этики;

7     

этика государственного служащего  влияет на социальное самочувствие;

8     

уровень этики государственного служащего не зависит от степени  карьерных предпочтений;

9     

уровень этики в самооценках  государственного служащего должен быть достаточно высок;

10     

на оценку уровня этики  государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины  – наличие в государственной  службе нерешенных проблем, относительная  закрытость и труднодоступность  администрации

б) субъективные причины –  предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

11     

социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики  государственного служащего;

12     

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости  от уровня последней;

13     

информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения  к государственной службе в целом  и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы