Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 94.81 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы»

 

Введение

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как  важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и  стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначение, функции в  жизни и закономерность развития.

В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Это открывает возможности  для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных  служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах  власти и управления до сих пор  отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Этика как разновидность  духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться  способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной  жизни: что есть добро и зло? как  следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит  назначение человека и имеет ли жизнь  смысл? Практические жизненные вопросы  осмысляются этикой как учением  о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения  человека, назначения и смысла его  жизни.

Но для того, чтобы убедительно  обосновать ответы на эти важнейшие  смысло-жизненные и нормативные  вопросы, этика стремилась постичь  природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Таким образом, в развитом виде этика состоит из:

1)         теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях

2)         практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Важная роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит так называемому  мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений  и принципов поведения, которые  будут способствовать воспитанию и  формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие  точки зрения о её задачах, что  терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее –  не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших  факторов, влияющих на эффективность  работы государственной службы

Объектом исследования являются государственные служащие ГУ МЧС  по Амурской области

Предметом исследования выступают  этика и этикет государственного служащего (на примере ГУ МЧС по Амурской области)

Цель исследования заключается  в определении особенностей и  проблем этики, определении путей  совершенствования формирования этических  норм государственного служащего, как  фактора повышения эффективности  государственной службы.

Цель исследования реализуется  на основе решения следующих задач:

1)         Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:

-           изучить исторический аспект этики

-           дать определение понятию «этика»

-           выделить ее структурные элементы

2)         Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего

3)         Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.

4)         Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего

5)         Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Методологической основой  исследования послужили научные  труды специалистов в области  изучения этики и особенностей ценностей  этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах  В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных  статистических источников, в том  числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных  органов и ведомственных изданий  Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических  изданиях, в том числе научных.

В исследовании принимали  участие государственные служащие ГУ МЧС ПО Амурской области количестве 60 человек. Исследование проводилось  анонимно, с полного согласия респондентов

Для решения поставленных задач был использован метод  анализа научной, исторической и  современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос  респондентов.

 

1. Этика как  явление: теоретические аспекты

1.1 Исторический  аспект этики

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником  считается Аристотель. Он образовал  понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки  – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос –  дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер /10/.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование  его жизни, на реализацию смысла своей  жизни и назначения. В сфере  деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни  с нравственным идеалом, с представлениями  и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной  им этикой /10/.

Развитие этической мысли  проходило в три этапа./20/

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением  человеком себя как личности, как  «Я», выделенного из общего целого. /20/

Второй этап – классический этап в развитии античной этики начался  с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка  сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил  удовольствие – не в обиходном  смысле слова, – а удовольствие как  философский термин. /20/

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно  свободен, ибо выбор поступка –  это результат его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия –  мудрость). После Демокрита они  продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:

1)         Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).

2)         Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

Поздний этап – период значительного  ослабления античных государств. В  этот период этика из единого древа  распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др./20/

Эпикур (древнегреческий  философ) – певец удовольствия, создатель  концепции гедонизма. Эпикур впервые  сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Рациональность человеческих потребностей

 

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему  ограничения потребностей, тогда  он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно  очень немного, и оно вполне достижимо  собственным трудом. Тогда, если человек  лишится возможности удовлетворять  две последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято  на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д./20/

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также  форм практического поведения и  механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и  т.п.). Термин «этика» здесь употребляется  в смысле «мораль», скорее всего, такое  словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления  многие нормы фиксировались в  письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным  профессиональным предписаниям./24/

Становление норм этики относится  к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться  первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней  Греции начали складываться первые прообразы  будущих профессиональных моральных  кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в  среде людей, призванных служить  человеку. /24/

Мораль первоначально  складывается в среде профессий, представители которых непосредственно  при выполнении своего профессионального  долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и  т.п. В этих контактах они могли  оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать  общественную обстановку. Количество норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали  степени всеобщей абстракции, как  это имело место в более  поздние периоды оформления моральных  норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает  в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько  причин./24/ Прежде всего, укрепление государственности  и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление  и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная  служба. Во-вторых, бурный рост городов  в средневековой Европе, который  породил к жизни обособление  профессий, обслуживающих население  и поставил людей в зависимость  от труда друг друга. Новый этап в  развитии профессиональной морали ознаменовался  формированием нескольких тенденций:

1)         значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.

Яркими свидетельствами  данного процесса являются кодексы  ремесленных цехов (уставы), которые  включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

2)         Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

Данное деление было вызвано  тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и  признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и  отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это  время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая  товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда  и производимых изделий всеми  членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику  общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов  своего труда всеми членами профессионального  сообщества. Ремесленники одной профессии  жили на одних улицах (например, улица  гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать  разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега /24/. Также на витрине можно  было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами  и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные  требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут  в основание формировавшейся  корпоративной этики со всеми  её положительными и негативными  чертами /24/.

Информация о работе Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы