Этика деловых отношений как вид профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

В современном мире бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал спокойно, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность этики деловых отношений.……………………………………..5
2.Основные принципы современного делового этикета..……………...….10
3.Этика и социальная ответственность организаций…………..…………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников …………………………………………..24

Файлы: 1 файл

KR_2_Etika_delovykh_otn_kak_vid_prof_etiki.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования 

«Российская академия народного хозяйства

  и государственной службы 

при Президенте Российской Федерации»

 

Факультет (институт)     ИГСУП

Специальность/направление  подготовки Управление персоналом

Специализация/профиль/программа Управление персоналом

Кафедра    Государственной службы и кадровой политики

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этика деловых отношений»

на тему: «Этика деловых отношений как вид  профессиональной этики»

 

 

 

Автор работы:

Студентка 4 курса

очной формы обучения

группа СО-442

Красовская Татьяна Брониславовна

Руководитель  работы:

Нечаева Ирина Игоревна

Подпись ________________________                     Оценка_________________________

                                                                   «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

Москва 

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность этики деловых отношений.……………………………………..5
  2. Основные принципы современного делового этикета..……………...….10
  3. Этика и социальная ответственность организаций…………..…………..14

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников …………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал спокойно, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений  людей, воспитывающие привычку согласовывать  свои поступки с представлениями  об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо  раньше. Они обусловлены потребностями  выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

В настоящее время все без  исключения организации уделяю большое  внимание вопросам этического характера: поведение сотрудников, манеры общения, внешний вид и др., поэтому бесспорно  тема этики деловых отношений  является актуальной для изучения.

Достаточно распространена точка  зрения, согласно которой этикет, как  элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью: человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости  политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой  человек вряд ли сможет долго вводить  в заблуждение окружающих его  людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Объектом исследования является этикет деловых отношений. При этом рассматривается  его сущность, а также проводится анализ основных принципов этика как нравственных составляющих данного понятия.

Предметом изучения является практическое применение правил и принципов этикета. Рассматривается такое понятие, как «социальная ответственность организации». Проводится анализ законодательных актов, в которых имеет отражение этика.

Теоретической базой исследования явились труды таких авторов, как Рубинштейна С. Л, Кукушина В.С, Парсонса Т., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., а также Виханского О.С. и Наумова А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность этики деловых отношений

В большинстве стран, имеющих богатый  опыт делового общения, существует ряд  строгих правил этикета, нарушение  которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в  стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов  вынуждена обратиться к зарубежному  опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

С.Л Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся  в их поведении, поскольку мы как  бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом  текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это  «чтение» проистекает бегло, поскольку  в процессе общения с окружающими  нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически  функционирующий подтекст к их поведению». [1, С. 180]

Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических  нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых  отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений уделяется  в последнее время все большее  внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели уделяют все большее  внимание вопросам этики деловых  и личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие  «профессиональная роль» включает в себя не только способности к  выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с  внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и  др.) в процессе реализации зафиксированных  для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики  деловых отношений является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и  организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики  деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет  ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики  деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в  любом случае, даже если человек  не обладает достаточно отработанными  навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это  происходит тогда, когда правила  этики являются внутренней психологической  потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

Необходимо отмстить, что указанный  подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие  жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

Еще раз следует подчеркнуть, что  этика включает в себя систему  универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений  в деловой обстановке справедливы  для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных  взаимоотношений находят свое отражение  в служебной этике.

Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и  тот же человек ведет себя принципиально  по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

Известна древняя мудрость: «относись  к другому так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений  раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

Вряд ли подвергается сомнению тот  факт, что отношение окружающих к  конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком  смысле и деловой этики можно  проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для  знакомства, для дальнейших взаимоотношений  во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик  человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая  кажущаяся мелочью деталь, как  этика приветствия, рукопожатия  и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений  важны как в повседневной, так  и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными  высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при  отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных  правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Частным вариантом беседы выступает  телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил - личный или деловой.

Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в  адрес своих собеседников критических  замечаний или суждений, поскольку  нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая  и деловая этика критических  замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

Итак, практически все направления  деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком  смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К  ним можно отнести уважение чувства  собственного достоинства и личного  статуса другого человека, понимание  интересов и мотивов поведения  окружающих, социальную ответственность  за их психологическую защищенность и т. п.

 

 

 

  1. Основные принципы современного делового этикета

Этикет  представляет собой специально установленный порядок поведения в самых разных местах, там, где общественные устои требуют наличия этих  правил. Правила этикета – это культурное явление, причем явление исторически изменчивое, выражающееся в разных формах в различных временных пластах и у представителей разных народов. Стремление вести себя определенным образом присуще человеку много веков, однако правила поведения на протяжении этого времени претерпели значительные изменения: время отсеяло все пафосное, неразумное, бесполезное, оставив лишь наиболее разумные правила. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан сегодня в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, и на взаимоуважение. Этикет можно рассматривать в большей степени как правила общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение.

Информация о работе Этика деловых отношений как вид профессиональной этики