Этика деловых отношений как вид профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

В современном мире бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал спокойно, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность этики деловых отношений.……………………………………..5
2.Основные принципы современного делового этикета..……………...….10
3.Этика и социальная ответственность организаций…………..…………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников …………………………………………..24

Файлы: 1 файл

KR_2_Etika_delovykh_otn_kak_vid_prof_etiki.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Этикет   исторически  изменчив, то есть, отвечая требованиям  времени, он может изменять какие-то из своих постулатов, но какие-то правила, традиции остаются постоянными на протяжении веков. Таким образом, можно сказать, что этикет состоит из  двух частей: неизменной и постоянно изменяющейся, наращивающей количество принципов  вежливости. Чем больше и дольше развивается человечество, тем больше  правил этикета оно создает. И  сегодня правил  этикета, правил общения и просто норм вежливости накопилось столько, что усвоить  их все стало практически невозможно, да это и не обязательно, главное  понять сам дух этикета, его смысл. Можно сказать, что дух этикета  сводится к его основным принципам. Человек, усвоивший принципы этикета, сможет чувствовать себя достаточно комфортно практически в любых  ситуациях общения, ведь, усвоив смысл  этикета, уже не нужно бояться, что  какие-то правила ускользнули, какие-то забылись, а для некоторых ситуаций правила и вовсе не придуманы. В сложных ситуациях  должно помочь знание сути и принципов этикета, желание выглядеть воспитанным  и определенное внутреннее чутье.

Можно выделить несколько  принципов этикета, на которых должно строиться поведение истинно  воспитанного человека.

Первым принципом этикета  является принцип гуманизма. Он выдвигает  ряд моральных требований к процессу общения – это тактичность, точность, скромность и вежливость.

Тактичность – это умение не поставить собеседника в неприятное положение. Способность сглаживать  неловкие ситуации; Тактичность – это чувство меры, которое следует соблюдать в отношениях с окружающими;

Скромность – это способность сопоставить самооценку с мнением окружающих. Умение, осознавая свои достоинства, не афишировать их. Она предполагает отсутствие театральности и позерства;

Точность – это умение ценить свое слово и выполнять то, что обещано, вовремя.

Вежливость является  достаточно объемным понятием. Можно  выделить несколько оттенков вежливости. 

- Корректность – это несколько подчеркнутая, сухая вежливость, применяемая обычно в официальной обстановке;

- Учтивость – это вежливость, которая учитывает какие-либо особенности собеседника. Обычно, это вежливость, проявляемая по отношению к старшим, учитывающая возраст собеседника;

- Любезность – это вежливость, в которой явно прослеживается желание быть приятным и полезным окружающим;

- Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью и чуткостью;

Говоря о первом принципе, можно его проиллюстрировать, приведя  пример из жизни: опоздание студентов  влечет за собой прерывание преподавателя  и отвлекание аудитории от лекции. Данная ситуация демонстрирует отсутствие нескольких составляющих принципа гуманизма.

Второй принцип этикета - принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.

По данному принципу можно  привести такой пример, как нецелесообразность действий человека, громко обсуждающего свои проблемы по телефону, находясь в  общественном транспорте.

Третьим принципом является принцип эстетической привлекательности  поведения - предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено. Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь. Здесь же мы ведем речь о внешнем виде человека (опрятность), его манере общения и поведения.

Проиллюстрировать данный принцип  можно такой ситуацией: у мужчины  всегда должно быть два носовых платка, один из которых предназначен для  девушки, которой мужчина может  подать его в случае необходимости.

Четвертый принцип - принцип  народных традиций. Он лежит в основе норм и правил, которые трудно объяснить  с позиции уже названных принципов. Некоторые нормы возникли так  давно, что сейчас уже утратили свой первоначальный смысл, и современному человеку трудно объяснить их с точки  зрения практической полезности и нравственных основ этикета. Это, например, традиция пожимать при встрече руку, «чокаться» бокалами и многие другие традиции, уходящие корнями в глубокую древность. [2]

Пятым принципом является принцип субординации. Он предполагает соблюдение правил служебной дисциплины установление на их основе системы  служебного подчинения сотрудников  младших должностей сотрудникам  старших.

Данный принцип можно  охарактеризовать следующей ситуацией:  в кабинет руководителя зашел  подчиненный. Руководитель должен встать и поприветствовать, первым протянув руку. Если руководитель и подчиненной столкнулись в коридоре, то ситуация не меняется: руководитель первым должен протянуть руку для приветствия.

Выделяют следующие преимущества при приветствии: по возрасту, по статусу, по полу.

Шестым принципом этикета  является принцип паритетности. Здесь  мы говорим о равенстве. Приводя  пример по данному принципу, можно  описать следующую ситуацию: если руководитель является старым знакомым и хорошим другом. Необходимо называть по имени отчеству в рабочее время, и возможно применение местоимения  «ты» в свободное от работы время. Стоит следовать этому принципу, так как возможна следующая ситуация: награждают премией лучшего сотрудника, которым оказался подчиненный (друг руководителя).  Но в данной ситуации коллектив подумает, что это незаслуженное  награждение, так как  руководитель и «лучший» сотрудник хорошие  друзья.

Вечным и одним из главных  регуляторов деловых отношений  выступают этические нормы и принципы, следование которым является неотъемлемой частью процесса успешного делового общения. И в зависимости от того, как человек понимает моральные принципы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может как облегчить деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

 

 

 

 

3. Этика и социальная ответственность организаций

В практике сложилась точка  зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально  ответственной. Организация социально  ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация  преследует экономические цели. Организация  при этом обязана ставить и  социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия  своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить  определенный позитивный вклад в  решение социальных проблем общества.

Общественность ожидает  от современных организаций не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества.

Следовательно, с одной  стороны, организация — это экономическая  система, обязанная заботиться об эффективности  использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет  экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых  обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация  — это нечто большее, чем экономическая  система. Современная организация  является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование  организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатели  акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней  приходится уравновешивать чисто экономические  цели с экономическими и социальными  интересами этих составляющих среды.

Организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть  своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование  общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.

Существует различие между  юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам  и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому  вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов: например, как обеспечить охрану окружающей среды, как осуществлять наем на работу, каковы минимальные требования по безопасности продукции и т. п. Организация, подчиняющаяся  всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным  образом, однако при этом не может  считаться социально ответственной, если не выполняет соответствующие  обязательства перед обществом. [5, С. 48]

Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и  по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.

Этические вопросы возникают  и при рассмотрении роли организации  в обществе. На разных этапах развития общества роль организаций оценивается  по-разному. Во время переходного  периода, который переживает наша страна, организации призваны решать следующие  задачи: приспособиться, выжить; получить прибыль для акционеров; сохранить  рабочие места, квалифицированные  кадры; стать конкурентоспособными. С наступлением более благоприятных  времен функции организации расширяются. Специалисты рыночных отношений  называют и такие задачи, как благотворительность, социальная ответственность и др. Социальная ответственность рассматривается  как добровольный отклик организации  на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, края, страны, мира.

Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все  правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых  в момент принятия законов был  законодатель.

Таким образом, в разных законах, в том числе в гражданском  законодательстве, есть нормы, которые  имеют четко выраженную этическую  направленность. Это, например, ст. 10 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая пределы  осуществления гражданских прав. В соответствии с ней установлены  пределы свободы граждан: запрещена  деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а  также злоупотребление правом в  иных формах. Кроме того, не допускается  использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Ст. 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан дает право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Гражданский кодекс РФ дает право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую  репутацию. Такое право можно  осуществить по требованию заинтересованных лиц и после смерти лица, деловая  репутация которого была опорочена.

Защита, охрана чести и  достоинства гражданина безусловно должны осуществляться нормами трудового  права, отражая одну из тенденций  его развития — гуманизацию трудовых отношений как важнейшую задачу государства в условиях рыночных отношений. Трудовой кодекс РФ не затрагивает  этические отношения между работодателем  и работником, хотя именно они нередко  нарушаются работодателем в трудовых отношения.

По своему этическому и  экономическому содержанию трудовые отношения  могут быть трех видов: сотрудничество, соперничество, эксплуатация. При этом они могут присутствовать в отношениях одновременно, но с доминированием одного из них.

Безусловно, трудовое законодательство должно препятствовать стремлению ряда работодателей достичь своих  целей, причиняя при этом моральный  и материальный ущерб своим работникам, что является следствием восприятия оценки работников лишь как средства для достижения своих целей и  пренебрежением равенства прав членов общества. Вместе с тем эти отношения  могут носить как характер разрушительной вражды, посягательства на достоинство  людей, так и характер конструктивного  состязания.

Трудовые отношения могут  быть максимально эффективными при  условии, что отношения работодателя и работника рассматриваются  государством как связь двух сторон одинакового достоинства при  признании за работодателем дисциплинарной власти. Если это отношения господина  и слуги, то они будут минимально эффективными и максимально аморальными.

В трудовых отношениях переплетаются  интересы не только работодателей и  работников, но и интересы государства  и общества. Трудовое законодательство должно включать следующие задачи: повышение производительности труда; справедливые оплата труда и распределение  доходов, включая равную оплату за равный труд; охрана и защита чести и  достоинства и деловой репутации  человека; обеспечение занятости  всех, кто желает и способен работать; гуманизация трудовых отношений; повышение  уровня жизни работников.

Вернемся к рассмотрению проблем социальной ответственности  организации.

В нашей стране значительные материальные средства были сосредоточены  и сейчас в основном сосредоточены  в организациях, а не у частных лиц. Традиционно их использовали в решении социально-экономических проблем района, города и прежде всего городов, специально созданных для работающих в одной крупной организации. Эти традиции, на наш взгляд, могут продолжиться и в новых экономических условиях.

Информация о работе Этика деловых отношений как вид профессиональной этики