Шпаргалка по "Международной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:42, шпаргалка

Описание работы

40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО.
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов.

Содержание работы

1. Предмет, задачи и методы ТМО.
2. Международные отношения: понятие, виды, уровни и состояния.
3. Содержание понятий «субъект», «агент», «актор», «участник» МО; соотношение и взаимосвязь основных участников МО.
4. Международная, мировая и внешняя политика.
5. Понятие, категории и виды участников международных отношений.
6. Цели и средства участников международных отношений.
7. Национальный интерес. Основные критерии и структура национального интереса
8. Складывание системы международных отношений в ХVII в. Вестфальская система.
9. Теория и политика европейского равновесия («баланса сил»): сущность и основные этапы.
10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).
11. Версальское мирное урегулирование: проблемы и принципы. Версальская система международных отношений.
12. Лига наций как первый исторический опыт построения механизма реализации международной морали.
13. Понятие и сущность международного порядка
14. Основные подходы различных школ МО.
15. Социологии международных отношений: предмет, этапы развития
16. Закономерности, присущие международным отношениям
17. Проблема методов и методологии в теории международных отношений
18. Власть и сила как цель и средство обеспечения интересов субъектов МО
19. Парадигмы политического реализма и неореализма в международных отношениях
20. Классический либерализм и неолиберализм в ТМО
21. Концепция и исследования национальной безопасности
22. Среда национальной безопасности Республики Молдова
23. Понятие и сущность коллективной безопасности
24. Понятие и сущность международной безопасности
25. Понятия и структура системы международных отношений
26. Международная система во время холодной войны
27. Типология систем международных отношений
28. Современные либерально-идеалистические подходы в анализе современных международных отношений, представители направлений
29. Политический реализм: основные авторы, концепции и понятия
30. Политический реализм 20 века
31. Взаимодействие права и морали в международных отношениях
32. Среда международных отношений и ее основные характеристики
33. Роль геополитики в науке о международных отношениях
34. Понятие и исторические типы международного порядка
35. Конфликты и сотрудничество в международных отношениях
36. Концепция и исследования «баланс сил и баланс интересов»
37. Школа "зависимости" в характеристике основных проблем МО
38. Понятие внешней политики, ее цели и задачи
39. Урегулирование конфликтов: средства, методы, участники
40. Международные кризисы и конфликты как факторы изменений в системе МО

Файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 236.13 Кб (Скачать файл)

Пацифистский подход. признают возможность и необходимость баланса сил, но не раскрывают его политической сущности, выступают за баланс сил в мировой политике вообще, утверждая, что любая война есть только зло.

Консервативный (милитаристский) подход. Сторонники этого подхода утверждают, что баланс сил фактически не имеет самостоятельного значения для человечества, а представляет собой лишь состояние временной передышки между войнами (мировыми, локальными, религиозными и т. д.).

Однополярность — тип мирового устройства, при котором власть сосредоточена в той или иной степени в одном центре — гегемоне. Такой расклад сил называется гегемонией.

Исторические гегемоны

Персидская империя (550—330 до н. э.)

Римская империя (I век до н. э. — V век  н. э.)

Монгольская империя (XIII — XIV века)

Другой вид однополярности — это мир со всемирным правительством, в котором все граждане равноправны, то есть нет никакого гегемона.

Биполярность  Глобальная двуполярность подразумевает разделение мира на сферы влияния между двумя полюсами силы, создание военно-политических блоков, иногда — строительство идеологического, религиозного, культурного барьеров. Наиболее известным историческим примером биполярного мирового устройства является Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами (1946—1991, 1959). Вторая половина XX века была единственным периодом в истории человечества, когда абсолютно весь мир был разделен на два лагеря. Исключения из сфер влияния составляли лишь отдельные, чаще всего небольшие и малозначимые со стратегической точки зрения государства, объявившие о своем нейтралитете. Кроме того, биполярность в отдельных случаях может означать объединение двух противоборствующих лагерей на равноправных условиях, например противостояние Антигитлеровской коалиции (СССР — США — Великобритания) и Оси (Германия — Италия — Япония) во Второй мировой войне.

Арон считал, что биполярная система имеет тенденцию к нестабильности, так как основана на взаимном страхе и побуждает обе противостоящие стороны к жесткости в отношении друг друга, основанной на противоположности их интересов. С точки зрения К.Уолца, никакого качественного различия между биполярной и мультиполярной системами, фактически, не существует - кроме, может быть, того, что первая более стабильна, чем вторая.

Многополярность — система мирового устройства, при котором множество (по крайней мере, не менее трех) государств обладают приблизительно равным экономическим и военным потенциалом. В теории считается наименее стабильной из всех. На протяжении истории многополярность подразумевала скорее войну, чем мирное сосуществование примерно равных по могуществу государств. Однако, с другой стороны, многополярная система — наиболее устойчивая из всех существующих и может существовать неограниченный промежуток времени. В то же время в биполярной системе рано или поздно будет выигравший, а однополярная система неизбежно приходит к деградации и краху с течением времени.

После Беловежского разрушения СССР баланс сил в мире значительно  изменился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой  арене, пытается создать новый мировой  порядок за счет России. Таким образом, была создана многополярная система  при лидирующем положении США  как единственной сохранившейся  сверхдержавы. Россия в отличие от СССР подобный статус потеряла.


Система «баланса сил» отличается от других международных систем следующими характеристиками. Она представляет собой международную систему  без политической подсистемы (или, иначе  говоря, с нулевой политической подсистемой). Акторы этой системы – международные акторы, относящиеся к категории национальных акторов. Основных акторов («основной» – это не определяемое понятие) в этой системе должно быть не менее пяти, а желательно больше.

В широком смысле в период, предшествовавший Первой мировой войне, Великобританию, Францию, Германию, Австро-Венгрию, Италию, США следует включить в категорию основных национальных акторов. При этом не столь важно, какие именно страны мы определяем в качестве основных национальных акторов, но существование минимального количества акторов этой категории жизненно важно для такой системы.

Хотя в международной системе  «баланса сил» нет единой политической системы, индивидуальные действия национальных акторов дополняют друг друга, таким образом, реализуются основные правила этой системы, описывающие поведение акторов. По своему характеру они универсальны2. [с.221]

Система «баланса сил» характеризуется  следующими основными правилами:

1. Действовать с целью расширения  своих возможностей, но лучше  путем переговоров, чем путем  войны.

2. Лучше воевать, чем упустить  случай расширения возможностей.

3. Лучше прекратить войну, чем  полностью уничтожить одного  из основных национальных акторов.

4. Действовать против любой коалиции  или единичного актора, который стремится приобрести доминирующее положение по отношению к остальной части системы.

5. Действовать против акторов, которые поддерживают наднациональные организационные принципы.

6. Позволять тем из основных  национальных акторов, которые были побеждены или ограничены в действиях, вновь включаться в систему и принимать их как ролевых партнеров или же способствовать вхождению ранее неосновных акторов в категорию основных национальных акторов. Рассматривать всех основных акторов как приемлемых ролевых партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Версальско-Вашингтонская система международных договоров (1919 – 1922 гг.).

Европа в поствоенный период. Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

В науке о международных отношениях существует согласие относительно того, что современный международный  порядок и современная система  межгосударственных отноше-ний ведут свое начало с 1648 года, когда Вестфальский мирный договор положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распадение Священной Рим-ской империи на 355 самостоятельных государств. Именно с этого времени в качестве глав-ной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии - «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (то есть государственного) суверенитета. До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошло-го века Ф. Мартенс, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, глав- ным проявлением ко-торых выступали кратковременные вооружен- ные конфликты или длительные войны5.

Вестфальский договор имел целью  закрепить сложившееся в результате войны соот-ношение сил и, закрепив границы национальных государств, создать противодействие их стремлению установить свое господство над территориями друг друга (см. прим.1, с.52). Та-ким образом, вместе с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверените- та в международных отношениях закрепляется система поли-ти- ческого равновесия. Основной ее смысл - это компромисс между принципом суверените-та и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из авторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объ-единение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае неудачи устрашения сред-ством обуздания такого государства, ис- пользуемым коалицией, становится локальная война за ограничен- ные цели. Таким образом, в этой системе одностороннее исполь- зование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассмат-ривается как инструмент поддержания порядка (см. прим.4, с.676-677).

В дальнейшем понятие политического  равновесия приобрело более широкий  смысл и стало означать: а) любое  распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого госу- дарства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются вели-кие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них .

Идея равновесия как принцип  международных отношений и международного права просуществовали до 1815 г., когда  поражение Наполеона и временная  победа монархических реставраций  были закреплены на Венском конгрессе  в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей  восстановить феодальные порядки (см. прим.1, с.52-57). Из этого не следует, что  механизм равновесия в дальнейшем уже  не используется для поддержания  порядка. Напротив, в указанном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени  находит применение вплоть до наших  дней.

«Легитимизм» как оправдание вооруженных  интервенций европейских монархий с целью насаждения феодальных порядков не мог сохраниться длительное время. Уже во вто-рой половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую миро-вую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР. К трем измерениям между- народного порядка, на которые указывал С.

Версальский мирный договор с Германией (1919)

  • Германия была признана виновницей войны.
  • Нейтралитет Бельгии и переход ей ряда территорий.
  • Полная независимость Люксембурга (Германский таможенный союз).
  • Демилитаризация Рейнской зоны.
  • Область Эльзас-Лотарингия переходит Франции.
  • Германия уступала Франции копи Саарского угольного бассейна (15 лет управления Лиги Наций).
  • Независимость Австрии, Чехословакии и Польши.
  • Отказ в пользу Польши от части Верхней Силезии и Померании, а также от прав на город Данциг (Гданьск).
  • Отмена Брестского договора 1918 года и всех договоров с Советским правительством.
  • Германия лишалась всех колоний.
  • Демилитаризация Германии. Сокращение армии до 100 тысяч человек (4 тысячи офицеров), отмена всеобщей воинской повинности, запрет новейших видов вооружения и их производства.
  • Воздушное пространство Германии объявлялось свободным.
  • Свободное судоходство по четырем основным рекам Германии.

Версальский мирный договор (Германия, 1919), Сен-Жерменский мирный договор (Австрия, 1919), Нейиский мирный договор (Болгария, 1919), Трианонский мирный договор (Венгрия, 1920), Севрский мирный договор (Турция, 1920) вместе составили систему международных отношений, которая получила название Версальской.

Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 – февраль 1922)

  • Договор четырех (США, Великобритания, Франция, Япония). Договор о взаимных гарантиях островных владений США, Великобритании, Японии и Франции на Тихом океане.
  • Договор пяти (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия). Договор об ограничении морских вооружений, в том числе обеспечении соотношения общего тоннажа линейного флота США, Великобритании, Японии, Франции и Италии в пропорциях 5 – 5 – 3 – 1,75 – 1,75, ограничении тоннажа линкоров и авианосцев, максимальных норм водоизмещения судов и предельного калибра артиллерийских орудий.
  • Договор девяти (США, Франция, Великобритания, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Китай). Договор, провозглашающий принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая, принцип «равных возможностей» для торговли и промышленного строительства на территории Китая для стран подписавших договор, отказ от использования существующей в Китае ситуации для получения каких-либо особых преимуществ и прав, отказе от заключения договоров с Китаем, которые могли бы содействовать установлению монопольного превосходства в отношении экономического и торгового развития в том или ином районе Китая.

 

Таким образом, к середине 1922 года была сформирована система международных  отношений, получившая название Версальско-Вашингтонской. Она действовала вплоть до 2МВ.

Почему ВВ система была непрочной нежизнеспособной?

  1. Создатели ВВ системы поставили слишком много государств и народов в такое положение, которое не могло не заставить их бороться с этой системой
  2. Тяжесть после военного устройства легла на побежденные народы, а они не чувствовали себя побежденными (на территории Германии не было ни одного вражеского солдата). «Побежденные платит за все».
  3. Национализм и шовинизм + чувство реванша и национального позора
  4. Основной принцип национально-государственного размежевания не соблюдался победителями. Отсюда недовольство малых народов Европы, возникновение районов проживания национальных меньшинств и анклавы.
  5. Роль и позиция России. Россия заключила сепаратный мир с Германией и была объявлена предательницей. Как вывод – она не участвовала в мирных переговорах и встала в оппозицию победившей Европе.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной политике"